«Положила в конверт контракт, один доллар и отправила Стивену Кингу»
— Нарисуйте вкратце ситуацию для тех, кто не в курсе, о чем мы с вами говорим.
— В феврале этого года я подписала контракт со Стивеном Кингом на экранизацию рассказа «Женщина в палате». Вот и вся история. Сейчас мы полностью в съемочном процессе, ищем актеров, собираем команду, собираем средства на краудфандинг-платформе Planeta. В общем, работа кипит.
— А можно по порядку? Как вы вышли на проект «Dollar Baby»?
— Это было очень спонтанно. Мне посоветовал Роман Дваладзе, продюсер нашего проекта. Он мне скинул ссылку. И через две недели мы отправили заявку. А уже через сутки нам ответили: «Да, давайте». И выслали нам контракт.
Диана Костырина / Фото: предоставлено Дианой Костыриной
— Почему «Женщина в палате» (или в другом переводе «Женщина в комнате»)? Это же совершенно не в стиле Стивена Кинга.
— Мне очень понравились драматизм и драматургия произведения. Там очень простой сюжет, без поворотных моментов, мало локаций, мало актеров, но вложен глубокий смысл. Хоррор очень хорошо сочетается с психологизмом.
— Вы можете догадаться, почему именно вашу заявку выбрал Стивен Кинг? И, вообще, как выглядела эта заявка?
— На сайте Dollar Babies висит список рассказов, которые можно взять для экранизации. Нужно было лишь написать письмо на электронную почту и заполнить анкету на портале. Самая главная сложность — это знание английского языка. Но у меня с этим проблем нет. Я рассказала немного о себе, прикрепила свои работы и ответ пришел достаточно быстро.
Съемочная группа фильма «Женщина в палате» / Фото: предоставлено Дианой Костыриной
Почему именно я? Думаю, что здесь сыграл роль возраст — мне 16. Насколько я знаю, столь молодых режиссеров не было. Еще я живу в Томске, это Сибирь, экзотика, холодно, минус 40. Наверное, это тоже повлияло на решение Кинга или его агентства.
— И вы на самом деле отправили доллар?
— Да. Послали ему подписанный контракт в конвертике и положили туда доллар.
«В Сибири тоже есть движуха. Мечты сбываются, но постепенно»
— Вы не обидитесь на меня за предположение, что вы сейчас не в Томске, а уже в Москве. Сидите в офисе и вовсю работаете?
— Благодаря этой истории, о Томске вообще узнали как о городе. О том, что у нас тоже есть какая-то движуха, что в Сибири тоже есть кино. Мне многие говорят: «Ого, в Томске снимают кино!» Так вот, да, в Томске работает кинопроизводство, снимают фильмы, есть кинокружки, есть свои мини-кинокомпании. Крупных проектов, наверное, здесь нет, уровень не как в Москве. Здесь люди работают больше по своей инициативе и это, конечно, очень классно. Здесь никто не гонится за деньгами.
— Актеры у вас тоже из Томска?
— Женщину у нас будет играть томская актриса. Актера, достаточно известного, я видела в кино и думала: «Блин, как же было бы круто, если бы он у нас сыграл!» Я не буду называть его имени, но его наш проект заинтересовал. Мечты сбываются, но постепенно.
Съемочная группа фильма «Женщина в палате» / Фото: предоставлено Дианой Костыриной
— Мы же знаем, что даже в сценарии короткометражного фильма вам необходим хотя бы один сюжетный твист. У вас есть расхождения с первоисточником?
— Таких расхождений, как это сделал Фрэнк Дарабонт (короткометражка «Женщина в палате», 1984, стала дебютом режиссера и сценариста Фрэнка Дарабонта, — прим tvkinoradio.ru), не будет. Дополнительных сцен, которых нет в рассказе, тоже не будет. Я сделала лишь небольшие изменения в структуре сюжета. Я хочу передать фабулу так, как ее видел бы Стивен Кинг. А поворотного момента там нет, это же не приключение, а психологическая драма.
— Но Фрэнк Дарабонт включил в сюжет историю с заключенным для того, чтобы более внятно объяснить, что происходит в душе главного героя.
— Я бы сказала, что у Дарабонта слегка изменена и концовка. У него получается, что мать, страдающая от неизлечимой болезни, сама позволяет совершить главному герою убийство. Это маленькая деталь, но это существенно меняет смысл рассказа, хотя сюжет не меняется.
Фильм «Женщина в палате» (1984)
— Я бы не сказал, что «Женщина в палате» — простой для экранизации рассказ. Там много закадра, мало диалогов…
— Да, я вас понимаю. Когда я писала сценарий, у меня возникало много трудностей с описанием визуала. Но есть же много внутренних схем, с помощью которых можно выразить конфликт. Я писала сценарий примерно шесть дней, и за это время поняла, что это не так уж и сложно. Достаточно подстроить сюжет под твое видение.
— Я читал в одном из интервью, что у вас концовка будет не столько депрессивная, как в рассказе.
— Да, я сначала думала так. Но потом, когда погрузилась в весь этот процесс, атмосферу, когда пропустила каждую букву через себя, то поняла, что концовку не нужно менять. Даже если останется тяжелый осадок, это нормально. Он тут даже нужен. Я сделала акцент не на самом финале, а на внутреннем конфликте в течение всего произведения, всего фильма.
На съемках фильма «Женщина в палате» / Фото: предоставлено Дианой Костыриной
«Главное — не в технике, а в фильме, за который не будет стыдно»
— Вы можете рассказать о себе, как вы дошли до жизни такой?
— Я учусь в десятом классе Томского лицея. Все началось с простого ролика «Я не люблю» для фестиваля искусств в «Орленке». Мне было лет 11-12, и я помню, как мне было сложно. Я позвала профессионального оператора и думала, что все за меня снимут. Но меня начали спрашивать, как выставлять кадр, какой объектив использовать, какая диафрагма, а я вообще тогда таких слов не знала.
Потом я постепенно начала снимать ролики, короткометражки. На свой последний фильм, премьера которого состоялась совсем недавно, я нашла уже команду в 30 человек. После него я поняла, что это не так страшно, достаточно грамотно организовать процесс, четко самой понимать, чего ты хочешь, донести свой замысел людям.
Диана Костырина / Фото: предоставлено Дианой Костыриной
— Чем вы будете заниматься после школы?
— Пока что планирую поступать во ВГИК, но я не знаю, как через год будет меняться ситуация.
— Какой бюджет вы заложили на фильм?
— Триста тысяч рублей.
— Вы понимаете, что если бы вы снимали в Москве, а не Томске, то вы бы здесь нашли деньги очень быстро?
— Я понимаю, но в Москве все очень дорого. Я все свои фильмы снимала без бюджета. Для меня как режиссера не нужны были деньги. Здесь можно с одной камерой воплотить любой сюжет. Главное — это идея, а не техническое обеспечение. Даже при экранизации такого рассказа, как «Женщина в палате», не нужен великий бюджет. Собрать команду и снять то, что не стыдно будет показать — вот что самое важное.
Обложка: на съемках фильма «Женщина в палате» / Фото: предоставлено Дианой Костыриной