Правила креативного продюсера и сценариста Анны Смольняковой

Смотреть сериалы, чтобы научиться писать сериалы

Любой успешный сериал — это, прежде всего, учебник для сценариста. Герой, структура, тема, «мир» и хитросплетение линий — вот что остается в сухом остатке. Сценарист — не зритель, он исследователь. Как ребенок, получивший новую игрушку, спешит разобрать ее по винтикам, так и сценарист — сознательно или нет — разбирает в голове каждый сюжетный поворот, взвешивает поступки героев и вскрывает подтексты, заложенные в историю коллегами. И все для того, чтобы сделать свою историю лучше.

 


Помнить, что структура — прежде всего

Структура в сериалах — это фундамент, без которого не обойтись. Люди с рождения привыкают воспринимать историю с «жили-были», «как вдруг» и «и тогда…». И не важно, на сколько актов вы делите каждый эпизод, какой драматургической идеологии придерживаетесь: если вы не научитесь рассказывать историю структурно, ваши сценарии всегда будет кто-то переписывать.

 


Исследовать и изучать

«Пишите о том, что знаете» — совет хороший, но позволяющий стать успешным сценаристом годам так к тремстам. Писать нужно о том, что интересно (или о том, что дают) и изучать «матчасть» по выбранной теме. Способов сделать это масса: можно читать книги, анализировать уже снятые сериалы, разговаривать со специалистами, искать консультантов. Достоверность на экране не нужна. Но правдоподобность необходима.

 


Заранее думать, как продать историю

Российские телеканалы в борьбе за зрителя стараются занять свои уникальные ниши в головах аудитории. Поэтому заявка сериала должна четко отвечать формату канала. Если одна заявка якобы подходит сразу двум телеканалам, значит, она не подходит ни одному. Одна и та же идея может заинтересовать разные аудитории, но реализация этой идеи, сформулированная в заявке (возраст, социальный статус героя, его отношение к жизни, к проблемам, поступки, выводы, а так же тема, тональность, жанр и так далее), и делают историю форматной для того или иного телеканала. Поэтому, перед тем как написать сценарий, надо думать, кому его продавать.

 


Отправлять продуманные заявки

Перед тем, как отправить заявку, надо ответить себе на ряд простых, но важнейших вопросов: чего главный герой хочет, что может, и кто против? Удалось ли на трех страницах хоть раз удивить читателя неожиданным поворотом? Будет ли история актуальна через 2-3 года, когда ее снимут? И самое главное, чем история или ее герой отличаются от сотен других, что уже сняты?

 


Не выбрасывать лоу-концепты

Сериалы — не кино. Здесь лоу-историю с крепкой структурой и интересным героем могут купить. Так что если есть лоу-идея, которая вас «цепляет», надо убедиться, что она хоть чем-то отличается от множества других. Если ответ положительный — настало время писать пилот: заявкой лоу-концепты продать практически не реально.

 


Планировать не только работу, но и отдых

Независимая от будильника и офиса работа сценариста расхолаживает, а дедлайны нарушать нельзя. Помогают планирование и самоконтроль. Помните, сериалы — длинная дистанция, лучше запастись терпением и электронным календарем с напоминаниями. И не забывайте планировать отдых и самообразование. Вселенная обязательно даст вам нужную подсказку именно в это время.

 


Тщательно взвешивать свои возможности и потребности

Выбор книги по сценарному мастерству, киношколы или соавтора — это только ваша ответственность. Купить очередную книжку, чтобы поставить на полку? Закончить киношколу и не написать сценарий? Пригласить соавтора и не прислушиваться к его мнению? Будьте с собой честным и не тратьте деньги, время и нервы людей на очередную проверку своей лени, в надежде, что когда-нибудь вы все прочтете, напишете и сработаетесь. Нужно читать, писать и прикладывать усилия каждый день. И да, если вы упертый интроверт и мизантроп — скорее всего, профессия сценариста сериалов не для вас. Сериалы — это командная работа.

 

  Анна Смольнякова

Креативный продюсер, сценарист, куратор факультета «Сериалы» и преподаватель факультета сценарного мастерства академии Wordshop. С 2009 года работает для российского телевидения в качестве креативного продюсера, редактора и сценариста. Сотрудничала с компаниями «Амедиа», «Арт-пикчерс», «Сони Пикчерс», «Леан-М», «RWS», «ДТ-продакшн», «STAR MEDIA», «YBW», «Уральские пельмени», «ЦПШ»и другими.

Работала над сериалами «Корабль» (1 и 2 сезоны), «Окрыленные», «Медиум», «Счастливы вместе» (4-5 сезоны), и другими. Закончила МГТУ им. Баумана, ФДПО ВГИК, NYFA-Москва, тренинги и курсы по драматургии и кино Александра Акопова, Александра Митты, Нила Ландау, Джона Вархауса, Стива Каплана, Роберта Макки, Пола Брауна, Лидии Седроне, Гилберта Шилтона.
 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *