Но давайте сначала посмотрим на ранние примеры макетной съемки. Точно так же, как и в случае с пейзажами, кинематографисты не сразу научились «обманывать» камеру. Поначалу, откровенно говоря, получалось не очень.
Вот еще один пример — первый фильм о крушении «Титаника», снятый в 1912 году, что называется, по горячим следам, буквально несколько месяцев спустя после катастрофы. Картина получила название «Ночью во льдах».
Столкновение корабля с айсбергом происходит на 22:46
Почему же макеты выглядят так халтурно?
Именно поэтому поезда в миниатюре делать довольно сложно — это очень тяжелые конструкции, которые должны соответствующим образом взаимодействовать с другими объектами при столкновении.
Подрыв состава в фильме «Лоуренс Аравийский» сделан в полном размере
Автомобили с обрыва бросают тоже в полном масштабе, поскольку модель почти никогда не даст нужных деталей и абсолютной убедительности при разрушении в процессе падения. Кстати, чаще всего сами разрушения спланированы заранее и театрально поставлены специалистами по спецэффектам. Не думайте, что при реальном падении у автомашины так зрелищно оторвется дверца или отскочит колесо — все это нужно «запрограммировать» заранее.
Создание модели для фильма «Темный рыцарь»
Погоню в тоннеле из «Темного рыцаря» специалисты студии New Deal Studios почти полностью сняли при помощи миниатюр. Сегодня эта студия чуть ли не единственная в мире делает модели для кино и постоянно сотрудничает с Кристофером Ноланом. Их работу можно увидеть в фильмах «Начало» и «Интерстеллар».
Но вернемся к теории. Если участвующая в столкновении модель будет не того веса, она нереалистично отскочит от другого объекта почти без разрушений. А нам на экране нужно сымитировать инерцию, с которой автомобиль или другой вид транспорта будет взаимодействовать с окружением в данной ситуации. Поэтому часто модели транспорта строят довольно большими. К примеру, масштаб поезда для фильма «Назад в будущее 3» — 1:4, а его «нос» состоит из мягкого металла, который может согнуться в момент столкновения с землей. На создание поезда ушло два месяца. Локомотив достигал длины 4 метров и весил полтонны. Его сделали из гальванизированной стали, металла, дерева и эпоксидной смолы, а перед падением подпилили, чтобы при столкновении с землей паровоз стопроцентно сломался. Падение снимали шестью высокоскоростными камерами. Было снято два дубля.
Создание крушения поезда для фильма «Хранитель времени» в студии New Deal Studios
На воде и под водой
Например, баржа Клеопатры в фильме 1934 года была миниатюрой только если говорить о ней в относительных размерах. На деле же она превышала в размерах обычную лодку. Ее построили по историческим запискам того времени в масштабе 1:10. Длина модели составляла 3,5 метра, а весила она несколько тонн. Все ее 300 весел были моторизированы, а вот след на воде и брызги от них создавали с помощью сжатого воздуха, поступавшего под водой по трубкам.
А. Арнольд Гиллеспи на съемках морской битвы для фильма «Бен Гур»
Для воссоздания «фактуры» волн моря в съемочном бассейне требуется два «слоя». Крупная базовая волна идет от большой волномашины, причем создавать ее нужно нерегулярно, чтобы море не казалось слишком упорядоченным и нереалистичным. Мелкие волны поверх базовой волны получают с помощью ветродуев. При этом нужно убедиться, что они «покрывают» всю площадь воды, иначе где-нибудь обязательно окажется «проплешина», которая разрушит иллюзию. Для создания белых барашков пены поверх волн в бассейн добавляли моющие средства, но здесь нужно быть осторожным: слишком много шампуня или стирального порошка создаст чересчур крупную пену.
Съемка налета на Перл-Харбор для фильма «Тора! Тора! Тора!»
Еще один пример: для фильма «Тора! Тора! Тора!», на съемках которого в миниатюре воссоздали катастрофу Перл-Харбора, было построено 19 японских судов и 10 американских, плюс несколько американских кораблей, стоящих у побережья. На создание миниатюр потратили 1 250 000 долларов. Американские суда строили в масштабе 1:16, потому что их предстояло взрывать. Средняя длина модели достигала 12 метров. Опять же, если использовать воздушные пушки при взрывах в воде, капли выдадут размер модели, поэтому на воду клали взрывчатку, которая поднимала в воздух гипсовый порошок.
Отто Преминджер для фильма «Идти в опасности» построил несколько моделей длиной от 10 до 16 метров и снимал их в настоящем озере, а не в съемочном бассейне. Так он добился реалистичности в изображении морского боя.
Спуск макета корабля на воду
С интересной проблемой столкнулись кинематографисты на съемках ленты «Хозяин морей: На краю земли». Им предстояло воссоздать парусное судно «Сюрприз» в миниатюре. Модель корабля достигала 7,6 метра в длину, но главная сложность заключалась в парусе, который должен был создавать иллюзию полноразмерного. Обычный холст не подходил, так как был слишком грубым и его невозможно было сложить как надо.
Студия WETA Workshop нашла умельцев в Гонконге, которые соткали для них ткань нужной фактуры и с нужным количеством вискозы. Так получилась тонкая и мягкая материя, напоминающая по фактуре грубый холст. Морские волны для этой модели создавали с помощью распыленной воды и пара. Модель парусника была установлена на двигающейся конструкции в сухом павильоне, а морскую воду потом добавили в кадры с помощью инструментов композитинга.
Подводные лодки представляют не меньшие сложности. Здесь проблема с масштабированием воды как бы вывернута наизнанку, и размеры выдают пузырьки воздуха, которые постоянно отрываются от модели.
Поэтому зачастую подводные лодки снимают в сухом павильоне, воссоздавая иллюзию подводной среды с помощью дыма и освещения и подвешивая модель на специальных ригах, позволяющих имитировать движение лодки в толще воды. Именно так снимали, например, «Погоню за «Красным октябрем».
Авиакосмический транспорт
Качание модели во второй половине фильма выдает ее размер
Если же камера снимала модель в профиль и не видела землю при съемке, самолет обдували дымом для создания иллюзии движения через облака.
На съемках картины Стивена Спилберга «1941» риг Лайдекеров дополнительно модернизировали так, чтобы позволить самолету вращаться вокруг своей оси, одновременно с изменением высоты полета. Супервайзер спецэффектов А. Д. Флауерс получил за свое изобретение «технический» «Оскар».
Модель для фильма «Интерстеллар»
Те же проблемы наследовал и космический транспорт. Но здесь еще и требуется передать отсутствие гравитации, например, во время взрыва. Чтобы создать иллюзию космического пространства, взрываемую модель подвешивают над камерой и снимают снизу вверх. Так все падающие обломки разлетаются на одинаковое расстояние от эпицентра — одновременно в стороны и вниз, на камеру. Именно так снимали космические взрывы для «Звездных войн» и сериала «Звездный путь».
Надо отметить, что вообще все экшн-сцены в докомпьютерную эру снимали на макетах: это было дешевле, проще, безопаснее, а некоторые вещи вообще невозможно снять в реальности: скажем, как вы снимете бой двух истребителей?
Самолет на съемках фильма «Дюнкерк»