Слева направо. Члены ASC: Пол Мейбаум, Патрик Кэди, Питер Мосс, Джордж Спиро Диби, Хаскель Векслер, Билл Беннетт и Питер Леви приветствуют студентов из Технлогического университета Квинсленда (Queensland University of Technology) / Фото: Алекс Лопес
Что должен сделать иностранец, чтобы пробиться в Голливуд
Питер Мосс (тоже выходец из Австралии): Меня пригласили на фильм «Вспышка» с Крисом Кристофферсоном. Съемочный период продлился 40 дней, и этого оказалось достаточно, чтобы влиться в профессиональное сообщество, куда в то время попасть было намного сложнее. Позже уже другие люди помогли мне с иммиграцией.
Джордж Спиро Диби: Есть много возможностей устроиться без помощи профессиональных союзов, например, через работу в реалити-шоу. Но помните, на каждое место найдется сотня желающих. Контакты, безусловно, вам помогут.
Как добиваться успеха в конкурентной среде
Патрик Кэди: Станьте незаменимым человеком на съемочной площадке. Кроме того, сократите свои расходы, найдите самую дешевую квартиру. Чем ниже будут ваши расходы, тем больше появится возможностей развивать себя в творческом плане.
Диби: Вы сможете работать лишь день или два в неделю, так что следите за каждой копейкой. Это будет непросто поначалу, но сделайте это! И старайтесь пахнуть хорошо – я не шучу – вам же работать со звездами!
Билл Беннетт: Я переехал из Техаса с катушкой студенческих фильмов, и через два месяца мои деньги оказались на исходе. Однажды я попал на съемочную площадку и увидел, как рабочие готовят сцену. В колледже мне доводилось собирать декорации, поэтому я подошел и спросил, нет ли для меня работы. Бригадир знал, что я хочу держаться поближе к камере, и назначил меня бутафором. Так у меня появилась возможность знакомиться с нужными людьми. Я встретил Рона Декстера из ASC – прекрасного режиссера и оператора, снимавшего рекламу, и он стал моим наставником. Он помог мне, и я начал путь от оператора крана к старшему рабочему-механику, потом от него к механику съемочной техники и уже после всего этого смог стать оператором. У Рона есть одно правило: «Я не беспокоюсь об ошибках в первом дубле, но я не желаю их видеть во втором». Так устроен бизнес, что вы участвуете в гонке на выживание. Вы должны постоянно развивать свои технические навыки и знания, чтобы отлично выполнить свою работу, как только появится хороший шанс.
Мосс: Я начинал как второй ассистент оператора в Сиднее на маленьком, ужасном фильме, назывался «Камень». Я просто вошел в студию, когда они только начали снимать. Никто не хотел делать черную работу за смешные деньги. А я – сделал. И мне понадобились долгие десять лет, чтобы стать оператором.
Леви: В прежние годы в кино существовало неформальное наставничество. А назвать себя кинооператором ты мог, только поработав дюжину лет ассистентом, что не всегда соблюдалось. В 1969-м я был ассистентом оператора на моем первом документальном фильме. И только в 1984-м я смог пожать руку оператору-постановщику и сказать: «Я – такой же». Это значит, что ты стал мастером и можешь снять все, что угодно. Стань тем, чья работа стабильно хороша – это единственное, на что ты влияешь. Остальное – лотерея.
Хаскелл Векслер: Спросите себя, почему вы хотите рассказывать истории с помощью кино. Как связана эта работа с вашим взглядом на жизнь? Говорю как член ASC, мы хотим, чтобы вы были не просто хорошими операторами, у которых есть работа. Мы хотим, чтобы вы были вдохновленными художниками, которые не остановятся, даже если не удастся зарабатывать большие деньги.
Как формируется творческое видение проекта
Питер Мосс и Джорж Спиро Диби
Беннетт: В рекламе основная часть творческого процесса завершена к тому моменту, когда приходит оператор – агентство сделало раскадровки, а режиссер закончил разбираться с концепцией. Мне нужно понравиться не только режиссеру и продюсеру продакшн-компании, но еще и людям из рекламного агентства, у которых есть право вето на все, чем мы занимаемся. А еще есть заказчик, который может зарубить вообще все, поскольку это он платит деньги. Настоящее минное поле для прогулки!
Пол Мейбаум: Все начинается с погружения в сценарий и осмысления задумки режиссера, чтобы стать посредником, соавтором. А еще желательно подружиться с художником-постановщиком. Потом нужно найти для себя какие-то «зацепки» в истории, которую ты пытаешься рассказать, чтобы помочь другим выразить свои ощущения. Важно научиться слушать. Это затягивающий процесс, в котором неважно, чья идея победит.
Кэди: Когда я читаю сценарий, чаще всего передо мной стоит вопрос: «Как это показать?» Запомните, кино может быть только о том, что люди говорят или что делают. Вам надо показать разницу между этими действиями, чтобы создать драматизм истории. Если я не уверен, что и почему делает персонаж, я спрошу режиссера, а у хорошего режиссера всегда будет ответ. Этот ответ мгновенно объяснит, каким должен быть кадр. Читая сценарий в первый раз, я стараюсь не думать о бюджете, но в то же время, оператор-постановщик должен, знать, как реализовать мечту на практике.
Патрик Кэди и Питер Мосс
Мосс: Я всегда попадаю в ловушку, читая сценарий, поскольку подробно представляю себе некоторые кадры. На втором или третьем чтении я чувствую темп сценария. Я уже давно работаю оператором и знаю, что операторы обычно вкладываются в темп подсознательно, например, через свой метод панорамирования. Я также думаю о том, как дать истории раскрыться. И мне кажется, что сценарии часто страдают клаустрофобией. Я постоянно хочу добавить пару широких кадров с маленькими фигурками, а это часто приводит меня к проблемам.
Леви: Происходит процесс отсева: сколько у нас времени, сколько денег, какая команда? Потом манипулируешь тем, что есть. Не привязывайтесь ни к чему, будьте готовы к переменам в любое время. В пилотной серии к «24» (2001) мы собирались поставить ночную любовную сцену на пирсе под Санта-Моникой.
Кадр из фильма «24» (2001) / Оператор Питер Леви
В моем воображении все было отлично: на заднем плане колесо обозрения, свет падает через планки променада. Мне нравился кадр, и я представлял, как буду его делать. По целой куче причин мы в итоге сняли эту сцену на крыше мебельного магазина в районе Ван Найс. И получилось фантастически, намного лучше, чем было бы на пирсе.
О сражениях с режиссером за каждый кадр
Мосс: Eсли время играет против того, чтобы вы сделали кадр, то не стоит ломать копья. Да вас просто уволят. Главное – это уметь работать в определенных временных, бюджетных и творческих рамках. И помнить, что есть несколько человек, чье мнение поважнее вашего. В этой работе пригодится смирение.
Кадр из фильма «Вспышка» (1984) / Оператор Питер Мосс
Леви: Нужно бороться за важные кадры, но знать, когда стоит отступить. С одной стороны, наша работа состоит в том, чтобы соглашаться с режиссером, с другой – мы являемся хранителями визуального стиля, стилистической однородности в каждом кадре. Если оператор-постановщик хоть на секунду перестанет об этом беспокоиться, никто не подхватит его дело. Где проходит тонкая линия между повиновением и принципиальностью собственной позиции, я не знаю, но я занимаюсь этим вот уже 46 лет.
Кэди: Если режиссерская идея отличается от вашей, все, что вы можете сделать, это несколько раз пояснить свою задумку, а потом – отпустить ситуацию. Порой, когда работаешь с начинающим режиссером, можно вести его за собой. В последнее время я часто снимаю телепередачи с одной камеры и стараюсь поставить больше света еще до финальных проб. Когда нужные лампы включены, когда вы смотрите на сцену под идеальным, по вашему мнению, углом, у вас есть видоискатель и объектив, подходящий под задачу, к вам подойдет режиссер, чтобы посмотреть на композицию, а вы ему скажете: «Думаю, нам нужно что-то вроде этого».
О сотрудничестве с гаффером
Кадр из сериала «Блудливая Калифорния» / Леви получил Эмми за пилот к «Блудливой Калифорнии»
Леви: Первым делом, когда я появляюсь на съемочной площадке, жму руку бригадиру осветителей и старшему механику. Вечером делаю то же самое, чтобы поблагодарить их за отличный рабочий день. Выстраивание освещения с настоящим профессионалом своего дела – одна из самых приятных частей съемки.
Диби: Я всегда говорил: «Я – птица, а осветитель и механик – мои крылья». Они должны ощущать себя частью процесса.
Джордж Спиро Диби отвечает на вопросы студентов
Кэди: Я был и электриком, и бригадиром осветителей, а потом начал снимать сам. Теперь я просто говорю: «Вот, что нам нужно сделать, и вот, как оно будет работать…» – и очень хорошие техники могут выстроить все, опираясь только на эту идею. Обычно я говорю: «Остановите меня, если я уже перестал рассказывать о моих проблемах и начал говорить о решениях».
Беннетт: Иногда страшно нанимать опытного гаффера на свой первый (или второй) проект. Но вам стоит понять, что эти люди находятся в поисках лидерства, и когда вы предоставите им свободу действия, будете уважать и учитывать их мнение, всей командой они встанут у вас за спиной, и это даст потрясающие результаты. Во время моей первой работы в качестве оператора-постановщика я пребывал в ужасе, но был достаточно умен, чтобы нанять бригадира осветителей возраста моего отца – у него был 20-летний опыт! Я сказал ему: «Вот, что мы должны получить». Это была великолепная школа, старт моей карьеры. Впоследствии я работал с ним еще много лет. Иногда он отводил меня в сторону и говорил: «Это действительно плохая идея, может быть, вы захотите попробовать сделать по-другому?» – и я прислушивался к нему.
И несколько слов о взаимодействии с актерами
Кадр из фильма «Сыны анархии» / Оператор фильма Пол Мейбаум
Беннетт: Теперь, когда у нас есть действительно хорошие мониторы, режиссеры – все дальше и дальше от съемочной площадки, и это смущает. Актер стоит тут, прямо перед камерой, порой выворачиваясь наизнанку, и тут режиссер кричит «Снято!» из своей палатки в паре сотен метров от нас. Актер поднимает глаза и что он видит? Меня, оператора камеры, и ассистента оператора, но никто из нас не может дать ему никакой полезной информации о его игре. Я-то стою здесь, но мой интерес только в освещении и фокусе камеры. Если кто-то из вас станет режиссером, пожалуйста, работайте ближе к съемочной площадке, чтобы поднявший глаза актер в первую очередь видел вас.
Билл Беннетт (Bill Bennett) – один из лучших операторов рекламных роликов на протяжении 20 лет. Патрик Кэди (Patrick Cady), среди последних работ – «Исправлять ошибки» (Rectify) и «Следствия по телу» (Body of Proof). Питер Леви (Peter Levy) получил Эмми за пилот к «Блудливой Калифорнии» (Californication) и телефильм «Жизнь и смерть Питера Селлерса» (The Life and Death of Peter Sellers). Пол Мейбаум (Paul Maibaum), среди его работ – «Сыны анархии» (Sons of Anarchy) и «Папочка» (Baby Daddy). Питер Мосс (Peter Moss) работал на картинах «Поведать миру» (Tell the World) и «Тени прошлого» (The Cutter). Хаскелл Векслер (Haskell Wexler) получил награду киноакадемии за «Кто боится Вирджинии Вульф» (Who’s Afraid of Virginia Woolf) и «На пути к славе» (Bound for Glory). Джордж Спиро Диби (George Spiro Dibie) получил пять Эмми, из них две за сериал «Проблемы роста» (Growing Pains). |
Источник: www.theasc.com