Снимайте с рук
А вот знаменитый план Урусевского из фильма «Летят журавли». Камера идет и мечется вслед за героиней, а потом — резко взлетает в небо, чтобы показать панораму и потерянность персонажа среди толпы и танков.
Сцена из фильма «Летят журавли»
Конечно, нельзя сравнивать эти подходы в лоб: у каждого фильма свои задачи. Но в данном случае у Урусевского камера превращает зрителя в соучастника, который словно бы бежит рядом. Поэтому, если вам нужна вовлеченность — снимайте с рук.
Сергей Урусевский об игре оператора наравне с актерами:
«Мне всегда интересно не фиксировать сторонним взглядом происходящее, а активно вовлекать зрителя в то, что происходит на экране. Превратить зрителя в соучастника — чтобы он не только переживал за героя, а как бы сам бежал за вертолетом, мучился вместе с героем. Так мы пытались сделать в «Неотправленном письме», когда они находят алмазы.
Это не то, что я заранее придумал: сниму картину так-то, применю такие-то приемы, технические средства. Нет, это возникало само собой, в процессе работы и видения картины. Мне показалось, что вот здесь сам бог велел снимать ручной камерой. Я уверен, что оператору нужно работать, играть вместе с актерами. Я серьезно говорю, дело не только в том, что бежишь с ними. Движение камеры очень активно. Через камеру я выражаю свое отношение к событию, и она становится соучастником. Зритель — тоже».
Кадр из фильма «Неотправленное письмо» (1959) / Фото: Мосфильм
Сам Урусевский считал своей лучшей работой с ручной камерой фильм «Неотправленное письмо». Это картина о четырех геологах, которые ищут алмазы в тайге и спасают друг друга. Фильм этот не такой известный, как ранние «Журавли», и многие считают его неудачным, приводя разные аргументы. Например, Тарковский говорил, что режиссер Михаил Калатозов так и не смог пройти по собственному пути и метался между экспериментальной и традиционной формой режиссуры. Сам Урусевский думал так же — не дожал.
На мой взгляд, это выдающаяся картина, и в первую очередь — благодаря визуальному языку. Кажется, что «Выживший» больше позаимствовал отсюда, нежели у Тарковского.
Вот фрагмент фильма, в котором геологи прорываются сквозь тайгу к месту работы. Урусевский писал, что картину критиковали киты кинематографа, вроде Ромма или Райзмана: «Длинно — сократите». Они пробовали резать, но тогда пропадало ощущение тяжелой работы и рутины, которая возникает, только когда люди долго идут, и идут, и идут. Поэтому проходы оставили длинными. Это работает».
Кадр из фильма «Неотправленное письмо» (1959) / Фото: Мосфильм
Из дневника съемок:
«24 августа 1958 г. Придумал Сергей Павлович кадр совершенно без учета собственной «воспламеняемости» — себя с камерой внутри огня, в самом центре. Что же потом удивляться «эффекту присутствия», если оператор с камерой почти горел на костре — без фокусов, самым натуральным образом.
Замотали его, как куклу, в асбест. Хорошо еще, что согласился подстраховаться. Но какой же это добавочный вес к камере, сколько килограммов! Поначалу шло гладко. Одна накладка: Таня все же привалилась не к своему дереву, но Сергей Павлович выкрутил камеру, будто так кадр и задумал. Ватник на нем вспыхнул, несмотря на асбест, с трудом сбили огонь. А он злился, что били по спине, — помешали доснять».
Съемка ручной камерой помогает управлять физикой кадра. Узнаваемый прием Урусевского — подчеркивать действие движением камеры, как в сцене убийства повстанца в «Кубе».
Выстрел — камеру перекашивает. Мы это чувствуем, потому что мы — кинестетические существа. Тот же прием можно увидеть и в «Неотправленном письме».
Используйте широкоугольные объективы
Такой выглядит типичная композиция Урусевского.
Широкий угол закидывает зрителя прямо в толпу провожающих.
Мыслите шире
Например, в институте Урусевскому в руки попала «Лейка» третей модели — камера классная, но студенту не по карману. Тогда он пришел домой и выпилил из фанеры свою собственную фотокамеру.
Фанерный фотоаппарат Урусевского «УРУ-1». Фото из блога Анны Баскаковой
Мало смотреть хорошее кино и заимствовать приемы — чтобы создать выдающийся кадр, нужно включать голову и фантазию. Урусевский это умел: его не останавливали технические ограничения. Интересно находить принципы работы его изобретений — они элегантны и мощны.
Это не значит, что для каждой съемки нужно изобретать люфты и натягивать тросы: это лишь напоминание, что возможно все и не нужно ограничивать себя уже исхоженными приемами.
Сцена самоубийства героини в «Журавлях» работает из-за экспериментов со скоростью кадра: начинается она с 18, потом прореживается до 12, а когда в кадре одни ветки — до 4. Благодаря этому изображение передает настроение человека, который собирается кинуться под поезд: прохожих она не видит, зрение фрагментарно. Это простое, но сильное решение.
А вот пример съемки довольно хитрой панорамы, которая может и не броситься в глаза, если не вглядываться. Урусевский ей очень гордился.
Пока спускалась по тросу, камера снимала сама. Когда она проходила мимо нас, мы, трое, выскакивали из убежища вслед за ней. Я хватал ее в руки, буквально ловил, второй человек откреплял этот магнит, а ассистент хватался за фокус. И это обязательно надо было проделать вместе с артистом. Потому в этом месте он останавливался на секунду и оглядывался. Дальше мы с ним бежим вместе. Бег все быстрее. Я на ходу сажусь на тележку, и мчится она с ужасающей скоростью.
Потом артист опять подбегал к каким-то пальмам, опять оглядывался – уже на очень крупном плане, я незаметно сходил с тележки и дальше бежал с ним, снимая уже в спину. Я очень горжусь, что он нечаянно все-таки упал, а я с камерой — удержался.
Но не в том дело. Хитрость даже не в сложности совмещения подвесной дороги с тележкой и пробегом рядом. Во время съемки садился аккумулятор камеры. Мы нарочно взяли истощенный, и скорость от нормальных 24 кадров доходила до 16, 14 и даже до 12. Поэтому ритм в конце плана очень усиливался, а экспозиционно это было незаметно. Потом пленка идеально печаталась на одном свету, а ритм движения убыстрялся и доходил до нужного».
Я вместе с ней входил в воду. Дальше шла подводная съемка. Там есть кадр, разделенный пополам: он и над водой и в воде. Так бывает перед глазами плывущего человека. Это для большего ощущения живой воды.
Камера была со стеклом. Это было довольно нахально сделано, вода внутрь проходила. После каждого дубля камеру разбирали и чистили. Ведь панорама шла дольше ста метров, поэтому перезаряжали каждый дубль. Вода накапливалась, но на пленку попадать не успевала, вернее, пленка не успевала набухнуть. Единственное, что мешало, — разность температур воды и воздуха, поэтому в камере все запотевало».
Другой пример сложной задумки — сцена похорон повстанца из «Кубы». Насколько же смелый тут замысел.
Самое известное изобретение Сергея Павловича — круговые операторские рельсы для сцены гибели Бориса. Чтобы снять пробежку по круговой лестнице, он придумал механизм, который крутился и поднимался выше вслед за героем.
Не снимайте одно и то же, не воруйте у других видеографов, а если воруете — то у великих. Разбирайте фильмы и пробуйте на практике узнаваемые приемы: так вы закинете в себя топливо.
Вкратце 1. Снимайте с рук 2. Используйте широкоугольные линзы 3. Мыслите широко и думайте головой — не ограничивайтесь оборудованием в рюкзаке и набором картинок в голове. |