Убрав некоторые элементы из обстановки, Хитрук и художник-постановщик Сергей Алимов добились не меньшей выразительности и сумели передать смысл истории простым языком символов, порой скрытых. Подобная недосказанность — признак минимализма одновременно в двух направлениях: драматургическом и визуальном.
Кадр из мультфильма «Истории одного преступления» (1962) / Фото: «Союзмультфильм»
В чем разница эстетики минимализма в разных искусствах? Могут ли простые композиционные решения усложнить восприятие? Теряется ли смысл истории, если не использовать богатые декорации, замысловатые композиции и витиеватые диалоги? Разбираемся в возможностях минимализма.
Минимализм в разных видах искусства
Минимализм — течение в живописи, фотографии, дизайне, архитектуре, кино, исходящее из принципа минимальной трансформации используемых в процессе материалов, простоты и единообразия цветов, линейных форм и лаконичных декораций.
Девиз минимализма «Меньше — значит больше» первым сформулировал в конце 1930-х американский архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ, автор концепции «универсального здания», предельно простого по своей форме.
Дом Фарнсуорт (Стеклянный дом) — здание в штате Иллинойс (США), построенное по проекту архитектора Людвига ван дер Роэ / Фото: Wikipedia
Позднее эстетика минимализма получила наиболее полное развитие в живописи, скульптуре, литературе, фотографии. В последних двух видах искусства принцип строгой экономии художественных средств стоит интерпретировать по-разному.
В литературе небольшое количество слов и скупые на художественные эпитеты и сложные обороты описания подразумевают активное вовлечение читателя в процесс «достраивания» сюжета благодаря намекам автора. Недосказанность здесь — повод включить воображение и самостоятельно создать контекст.
Минималистичного стиля в построении сюжета придерживались такие признанные классики, как Раймонд Карвер, Чарльз Буковски, Эрнест Хэмингуэй. Знаменитый рассказ, который Хэмингуэй, как гласит история, писал на спор: «Продаются детские ботиночки. Неношеные» — пример предельного минимализма в выражении мысли.
В фотографии, как и в живописи, акцент смещается на визуальную подачу, и принцип простоты становится главным в выборе оттенков и формы. Ни цветовая гамма, ни композиция не допускают вычурности, яркой орнаментальности, украшательства. В минималистичной композиции должно быть задействовано небольшое количество объектов, много света и воздуха.
Несмотря на кажущуюся простоту, минималистичную композицию построить сложнее. Как правило, в фотографии принцип минимализма заметнее всего в жанре пейзажа. Например, в работах классика пейзажной фотографии Майкла Кенны, который известен своими монохромными снимками ландшафтов.
Работы фотографа Майкла Кенны «December Gondolas», «Six Flying Birds» / Фото: Michael Kenna
В минималистичном пейзаже хорошо проявляется линейная композиция (активно используются симметрия, правило третей, диагонали), одни формы могут повторять другие, линии имеют схожие направления движения, а также присутствует минимум цветов, контрасты между оттенками которых могут быть как резкими, так и с мягкой градацией. Чем меньше в кадре лишних деталей, отвлекающих внимание, тем выше степень минималистичности композиции.
Минимализм в кино
Минимализм в кинематографе выражается в интенсивности использования сложных форм подачи материала, визуальном решении, аудио ряде и драматургии.
Каждый из этих элементов влияет на количество информации, которую зритель получает, глядя на изображение, слушая диалог, музыку, наблюдая за развитием сюжета и линиями одного/нескольких персонажей. Минимализм позволяет контролировать то, сколько информации передается аудитории и сколько, в конечном счете, остается на ее воображение. Такой подход нельзя назвать присущим строго одному жанру. Скорее, это зависит от характера истории и, конечно, предпочтений автора.
Минимализм в кино
Сложное разделение минималистичных приемов в кино можно, фактически, свести к двум направлениям, истоки которых лежат в литературной и живописной (а также фотографической) традиции. Таким образом, минимализм в кино — это не течение и не отдельный жанр, а технология, которая опирается на степени использования сложных конструкций по двум направлениям: в части драматургии и визуальных средств выразительности. При этом простота сюжета не обязательно диктует такое же простое визуальное решение и наоборот.
Минимализм в драматургии
Принцип «показывать, а не рассказывать» — один из ключевых в хорошем сценарии. Если сюжет передан убедительной актерской мимикой, а не подробными диалогами, либо через окружающую обстановку, которая также прописана в сценарии, минимализм становится естественным решением.
Сосредоточившись на передаче мучительных страданий орлеанской девы, Карл Теодор Дрейер в «Страстях Жанны Д’Арк» (1928) выбирает минималистичное визуальное решение. Обилие крупных планов, отсутствие в кадре сложных декораций, небольшое пространство сильнее подчеркивают страх и отчаяние главной героини. Камера пристально вглядывается в залитое слезами лицо Жанны, сопоставляя его с упрямыми и не сочувствующими ей лицами обвинителей.
Кадр из фильма «Страсти Жанны Д’Арк» (1928) / Фото: Mary Evans / TASS
Эстетики минимализма придерживался и французский кинорежиссер Робер Брессон. Привлечение непрофессиональных актеров, молчаливое следование за персонажами, погруженными в свои размышления и переживающими разлад с окружающей реальностью в его фильмах в сочетании с такими минималистичными принципами, как статичные композиции, крупные планы, отсутствие музыкального сопровождения позволяют ввести зрителя в состояние, подобное трансу.
Кадр из фильма «Дневник сельского священника» (1951) / Фото: Rialto Pictures
Один из признаков минимализма — тишина с контрастным сочетанием тревожной музыки — в фильмах шведского режиссера Ингмара Бергмана также способствует погружению зрителя во внутренний мир героя.
Сцена из фильма «Молчание» (1963)
Однако минимализм может проявляться не только в тишине и крупных планах для решения драматургических задач. Иногда технические особенности диктует камерность пространства. К примеру, помещение двенадцати персонажей в одну комнату в «12 разгневанных мужчинах» (1957) Сидни Люмета потребовало минималистичного подхода в декорациях, ведь действие лишь в начале и в конце фильма выходит за пределы комнаты, где происходит разбирательство.
Современный пример подобной камерности можно вспомнить в «Комнате» (2015), где большая часть сюжета разворачивается в небольшом пространстве, в которое заточены мать с ребенком.
Минимализм в изобразительном решении
Фильмы, активно использующие пустое пространство, линейные формы, сдержанную или монохромную цветовую гамму, позволяют, во-первых, сфокусировать взгляд зрителя на важном, исключая из поля его внимания лишние элементы.
Во-вторых, через выразительность внешней среды раскрывают внутренний мир персонажей и центральный конфликт истории. Такие технические приемы, как статичная камера, панорамирование замедляют ритм повествования, выводя на первый план значимость изображения.
Например, многие кадры фильмов Терренса Малика можно назвать минималистичными именно благодаря его излюбленному приему «всматривания» в окружающую героев действительность, способности уловить и передать атмосферу сюжета и настроение героя через один лишь вид заброшенной пустоши, бескрайнего поля или красивого заката на берегу океана.
Использование природы как источника передачи состояния — традиция, зародившая еще в немом кино (наиболее заметно проявилась в ранние годы в скандинавском кинематографе). Однако тогда художественное построение композиций еще не было столь выверенным. Позднее традиция получила развитие в японском кинематографе.
Своим аскетизмом в передаче сюжетных ходов с помощью визуально простых композиций известен классик Ясудзиро Одзу. Его фильмы, как правило, домашние драмы о семье, браке, культуре традиционной и современной Японии, в которых виды природы условно разделяют историю. Он использует городские пейзажи, здания фабрик, дороги и железнодорожные станции, чтобы переходить от одного события к другому.
Расположение камеры под низким углом, имитирующим позу сидящих на коленях, статичное, что позволяет спокойно анализировать повседневный быт персонажей, слушать их диалоги, наблюдать за сдержанным проявлением эмоций. Так минимализм в выборе художественных средств погружает в особый замедленный ритм повествования.
На примере творчества некоторых режиссеров можно проследить предпочтение одновременно к минималистичному построению композиций и к сложным формам, получившим название «барочного стиля». Например, в ранних фильмах Райнера Вернера Фассбиндера предельный лаконизм в обстановке, обилие света, соблюдение единой цветовой гаммы (даже в черно-белых картинах по градации белого и серого) сменилось в позднем периоде яркими цветами, пышными декорациями на грани утонченности и китча.
Впрочем, в обоих подходах визуальное решение решало схожие задачи: иллюстрировало внутренние терзания героев, переданные с помощью беспристрастного взгляда, отстраненной манеры съемке и актерской игры.
Кадр из фильма «Керель» (1982) / Фото: Gaumont
Среди современных авторов также есть те, кто предпочитает эстетику минимализма пышным декорациям и сложным композициям. При этом не в каждом случае это сводится к строгому соблюдению всех канонов приема. Например, неспешное течение фильмов Софии Копполы можно объяснить минималистским решением только отчасти и лишь в некоторых сценах. Симметричность, выдержанная цветовая гамма и выверенная линейная композиция как признаки минимализма присутствуют в несравнимых жанрово лентах Уэса Андресона и Йоргоса Лантимоса.
В фильме венгерского режиссера Бенедека Флигауфа «Чрево» (2010) большая часть действия разворачивается на фоне пустынного побережья и в далеком от изысканности домике. Не менее важно здесь также использование ограниченной цветовой палитры, подчеркивающей отшельнический образ жизни главных героев.
Трейлер фильма «Чрево» (2010)
Таким образом, минимализм в кинематографе может проявляться в:
- драматургическом решении (ограниченное пространство, один-два главных героя);
- в формате аудио ряда (мало диалогов, отсутствие закадровой музыки);
- в визуальной подаче (статичные планы, немного цветов, симметрия, линейные композиции, светлая тональность).
Обложка: кадр из фильма «Чрево» (2010) / Olive Films