Приемы: «Взгляд Бога»

История «взгляда Бога»

История «взгляда Бога» / Карта Имолы (Леонардо да Винчи, 1502), фотография Бостона с высоты птичьего полета (1860), криминалистическая фотография (1904)Карта Имолы (Леонардо да Винчи, 1502), фотография Бостона с высоты птичьего полета (1860), криминалистическая фотография (1904)

Традиция кинематографического приема, иногда обозначаемого как «взгляд Бога», восходит, как минимум, к эпохе Возрождения. На рубеже XV-XVI веков в связи с Великими географическими открытиями обострился интерес к картографии. В этой области работал, например, Леонардо да Винчи, создававший подробные вертикальные планы городов, как бы увиденных с высоты птичьего полета. К XVII веку подобные виды стали популярны в живописи и гравюре.

Кадр из фильма «Птицы» (Альфред Хичкок, 1963)Кадр из фильма «Птицы» (Альфред Хичкок, 1963)

Объединение фотографии и раннего воздухоплавания в середине XIX века дало старт аэрофотосъемке. Для неё использовались воздушные шары и змеи, позже самолеты, а также голуби, для которых в начале XX века были разработаны специальные миниатюрные автоматические камеры. Тогда же ракурс «взгляда Бога» начали применять в криминалистике. Французский юрист Альфонс Бертильон ввел практику фотографирования места преступления с верхней точки камерой, находящейся в перпендикулярном отношении к снимаемым объектам.

В кинематографе прием изначально получил распространение в хронике и документалистике. С конца 1900 годов аэрокиносъемка применялась для исследований, а во время Первой мировой войны — с разведывательными целями. В числе первых режиссеров, занявшихся художественным осмыслением «взгляда Бога», можно назвать Альфреда Хичкока. Прием встречается уже в его ранних картинах, а наиболее концептуально используется в «Птицах». Фильм вышел как раз во время расцвета применения техники — в 60-70-е годы редкая картина, имеющая зрелищный потенциал, обходилась без эффектного «взгляда Бога», снятого обычно с крана, самолета или вертолета. Сегодня же прием, очевидно, обрел новое дыхание. Благодаря появлению мобильных цифровых камер и коптеров, он не только стал доступен даже для малобюджетных проектов, но и значительно расширил свои возможности.

 

Типы «взгляда Бога»

Над сценой (Overhead shot, Top shot)

Кадр из фильма «На игле» (Дэнни Бойл, 1996)Кадр из фильма «На игле» (Дэнни Бойл, 1996)

Разновидность общего плана, в которой камера находится на относительно небольшом, в пределах нескольких метров, расстоянии над объектами съемки. Действие при этом часто происходит в замкнутом пространстве — например, в комнате, а съемка ведется с помощью крана или рига, порой самодельного.

С высоты птичьего полета (Bird’s eye shot, Aerial shot)

Кадр из фильма «Самсара» (Рон Фрике, 2011)Кадр из фильма «Самсара» (Рон Фрике, 2011)

Разновидность дальнего плана — камера находится на значительном удалении над объектами. Действие, как правило, происходит на открытом пространстве, а съемка ведется с возвышения или с помощью вертолета, самолета, коптера.

 

Значение «взгляда Бога»

Адресный план

Кадр из фильма «После прочтения сжечь» (Братья Коэн, 2008)Кадр из фильма «После прочтения сжечь» (Братья Коэн, 2008)

Адресный план используется в начале или конце фильма или сцены для того, чтобы обозначить место действия и время. Например, «После прочтения сжечь» открывается и закрывается дальними планами Земли, привязывающими события к конкретному месту, но вместе с тем подчеркивающими типичность истории.

Объект и пространство

Кадры из фильмов «Человек идет за солнцем» (Михаил Калик, 1961) и «Апокалипсис» (Мэл Гибсон, 2006)Кадры из фильмов «Человек идет за солнцем» (Михаил Калик, 1961) и «Апокалипсис» (Мэл Гибсон, 2006)

План раскрывает соотношение объекта и окружающего его пространства, отражая сопричастность среде или наоборот отчужденность. В фильме «Человек идет за солнцем» юный главный герой, в одиночку путешествующий по городу, становится частью открывающегося ему мира. В «Апокалипсисе» — наоборот, среда воспринимается враждебной, чуждой герою — план вскрывает конфликт человека и пространства.

Трансцендентальность

Кадр из фильма «Таксист» (Мартин Скорсезе, 1976)Кадр из фильма «Таксист» (Мартин Скорсезе, 1976)

Общий план, снятый сверху, можно назвать неестественным для зрителя. Действие, как правило, видится не его участником или реальным наблюдателем, а как бы глазами некой метафизической силы, благодаря своей особой точке зрения наделенной большим знанием, чем участники истории. 

Отсюда и расхожее название «взгляд Бога». Некоторые режиссеры, например, Мартин Скорсезе или Сергей Бондарчук, прямо указывали на религиозный подтекст таких кадров. Например, в «Таксисте» знаменитым панорамирующим slow-motion кадром, показывающим итог кровавой бойни в борделе, католик Скорсезе обозначает присутствие высшей силы вопреки торжеству греха. Впрочем, не будем забывать слова Хичкока о том, что в «художественном кино режиссер является богом». То есть формальным приемом автор может подчеркивать свое доминирование над экранными героями. Не зря же именно Хичкок так любил эту технику.

Насилие

Пожалуй, чаще всего «взгляд Бога» используется для фиксации сцен насилия. Во-первых, так продолжается традиция криминалистики Бертильона. Во-вторых, можно вновь углядеть мотив Бога. В русле религиозных концепций, оставляя тело, душа погибающего героя словно бы возносится над миром. В-третьих, высотный кадр порой усиливает сопереживание страдающему герою. Как бы то ни было, особенно часто такие кадры встречаются в фильмах главного современного любителя кровопускания Квентина Тарантино.

Масштабность

Кадры из фильмов Сергея Бондарчука «Война и мир», «Ватерлоо», «Степь», «Они сражались за Родину»Кадры из фильмов Сергея Бондарчука «Война и мир», «Ватерлоо», «Степь», «Они сражались за Родину»

Если необходимо показать глобальный масштаб действия, то с этой задачей эффектно справляется план, снятый с высоты птичьего полета. Вспомним захватывающие кадры из эпических полотен Сергея Бондарчука, где камера взмывает ввысь в кульминационные моменты исторических баталий.

Незначительность

Кадр из фильма «Железная леди» (Филлида Ллойд, 2011)Кадр из фильма «Железная леди» (Филлида Ллойд, 2011)

Возвышаясь над объектом, камера подчеркивает его несущественный масштаб по сравнению с окружающим пространством. Герой таким образом оказывается марионеткой в руках судьбы или винтиком системы. Впрочем, объект может не только принижаться, но и рассматриваться как гармоничный фрагмент мироздания.

Единение/Одиночество

Кадры из фильмов «Вечное сияние чистого разума» (Мишель Гондри, 2004) и «Реквием по мечте» (Даррен Аронофски, 2000)Кадры из фильмов «Вечное сияние чистого разума» (Мишель Гондри, 2004) и «Реквием по мечте» (Даррен Аронофски, 2000)

План героев, снятый сверху, удачно работает на два противоположных эффекта. С его помощью можно показать единение двух или более персонажей, или подчеркнуть тотальное одиночество. Сравним знаменитые кадры из «Вечного сияния чистого разума» и «Реквиема по мечте».

Романтизация

Кадр из фильма «Красота по-американски» (Сэм Мендес, 1999)Кадр из фильма «Красота по-американски» (Сэм Мендес, 1999)

Прием обладает свойством идеализации снимаемых объектов, что было, пожалуй, лучше всего было использовано в «Красоте по-американски».

Ритм

Кадры из сериала «Настоящий детектив» (2014-)Кадры из сериала «Настоящий детектив» (2014-)

Иногда «взгляды Бога» необходимы как ритмические инструменты, создающие необходимую паузу в действии и вместе с тем служащие переходом от одной сцены к другой. В обоих сезонах «Настоящего детектива» повествование периодически прерывается высотными панорамами Луизианы и Калифорнии.

Атмосфера

Кадры из фильмов «Звуки музыки» (Роберт Уайз, 1965) и «Пиковая дама. Черный обряд» (Святослав Подгаевский, 2015)Кадры из фильмов «Звуки музыки» (Роберт Уайз, 1965) и «Пиковая дама. Черный обряд» (Святослав Подгаевский, 2015)

Высотный общий план может задавать атмосферу действия. Скажем, в классических «Звуках музыки» божественностью природы, по сути, объясняется навязчивое желание героев петь и танцевать, а в недавней «Пиковой даме» пространство словно бы само по себе источает смутную угрозу.

Сюжет

Кадр из фильма «Кэрри» (Брайан Де Пальма, 1976)Кадр из фильма «Кэрри» (Брайан Де Пальма, 1976)

«Взгляд Бога» может играть и сюжетообразующую роль, например, раскрывая такой элемент истории, который бы остался вне нашего поля зрения при ином построении кадра. В «Кэрри» мы понимаем, что главную героиню ждет публичное унижение именно благодаря съемке над сценой. Другой пример — документальные фильмы Рона Фрике («Барака», «Самсара»), в которых с помощью «взгляда Бога» раскрывается центральная тема губительного влияния человека на планету.

Зрелищность

Кадры из фильмов «42-я улица» (Ллойд Бэйкон, 1933) и «Отель «Гранд Будапешт» (Уэс Андерсон, 2014)Кадры из фильмов «42-я улица» (Ллойд Бэйкон, 1933) и «Отель «Гранд Будапешт» (Уэс Андерсон, 2014)

Наконец, иногда кадр «взгляда Бога» самодостаточен своей визуальной формой, то есть авторы выстраивают изображение, которое, грубо говоря, «просто красиво» и способно удержать внимание зрителя. Очевидно, по этой причине такой тип кадра всегда был популярен в фильмах-мюзиклах. Также можем вспомнить визуальное пиршество, устроенное Уэсом Андерсоном в «Отеле “Гранд Будапешт”».
 

Напоследок предлагаем посмотреть ролик, собранный из «взглядов Бога» нескольких десятков картин и иллюстрирующий, кажется, все возможные варианты использования приема.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *