На съемках фильма «Молчание Лорны» (2008) / Фото: Cineart
Братья-бельгийцы знамениты на весь мир как монолитный дуэт творцов, чутко и жестко реагирующих на социальные проблемы общества, но делающих это с неиссякаемым гуманизмом. Однако в 2019 году они представили миру свой новый, самый неоднозначный с точки зрения поднятой проблемы и самый прямолинейный по способу ее освещения, фильм «Молодой Ахмед», вызывающий вместо сопереживания чувство неприязни к представителям самой радикальной религии на нашей планете — исламу.
Отличительной чертой главных действующих лиц всех без исключения картин братьев является их неустанное стремление к простой и понятной цели, вызывающей однозначное сочувствие у зрителя. Избрав цель, герои стремятся к ней не жалея сил, не тратя время на рефлексию. Вся их жизнь вписана авторами в социально неблагополучную среду, отражающую актуальные проблемы европейского общества.
Действующий герой как метод углубленного изучения человека
15-летний Игор (Жереми Ренье) — герой фильма «Обещание» — занимается перевозкой и трудоустройством нелегальных иммигрантов. Став свидетелем несчастного случая на стройке, Игор дает умирающему на его руках мужчине обещание позаботиться о его жене и грудном ребенке. Однако отец Игора (Оливье Гурме) — хозяин стройки — решает скрыть смерть работника. Это ставит юношу перед сложным моральным выбором между преданностью отцу и сочувствием к никому не нужной в чужой стране вдове-иммигрантке. Выполнить обещание — и есть цель, которая движет подростком, снедаемым чувством вины за поступок отца.
Трейлер фильма «Обещание» (1996)
В 1996 году «Обещание» произвело фурор в программе «Двухнедельник режиссеров» Каннского кинофестиваля и открыло для кинематографического сообщества, помимо самих братьев Дарденн, юного Жереми Ренье — ныне звезду европейского кинематографа. На протяжении следующих 20 лет актер благодарно сотрудничал с бельгийским тандемом и сыграл еще в четырех их картинах.
Героиней же «Розетты», в исполнении еще одной дебютантки Эмили Декьенн, движет желание найти работу и выбраться из нищеты. Но на пути к осуществлению этой абсолютно понятной любому зрителю цели Розетта не гнушается практически ничем. Ее одержимость заработком становится причиной предательства, а затем и едва ли не гибели единственного друга.
Трейлер фильма «Розетта» (1999)
«Розетта» стала сенсацией Канн 1999 года. Фильм был отмечен жюри под руководством Дэвида Кроненберга «Золотой пальмовой ветвью» и «серебром» за лучшую женскую роль. После церемонии награждения Жан-Пьер и Люк Дарденны проснулись мировыми знаменитостями.
Более того, успех и актуальность картины заставили правительство Бельгии провести реформу трудового законодательства для подростков, известную как «план Розетты». Новый закон запретил работодателям платить несовершеннолетним сотрудникам меньше минимальной ставки, принятой для взрослых.
Кадр из фильма «Розетта» (1999) / Фото: Les Films du Fleuve
Героем их следующей картины «Сын» движет чувство праведной мести. По сюжету в столярную мастерскую, которой руководит Оливье (в исполнении Оливье Гурме — еще одного талисмана братьев, снявшегося в 8 их фильмах), нанимается только что освободившийся из исправительного учреждения для несовершеннолетних Франсис (Морган Маринн). И хотя Оливье, в отличие от Игора и Розетты, выглядит законопослушным гражданином, его пристальный интерес к подростку вызывает подозрения. В скором времени зритель узнает, что Франсис виновен в гибели малолетнего сына Оливье. Поначалу терзаемый сомнениями, Оливье в конце концов ставит перед собой цель наказать виновника.
Трейлер фильма «Сын» (2002)
Фильм, в котором намеренно отсутствуют какие-либо дополнительные сюжетные повороты, пронизан мощнейшим напряжением, рожденным в тишине ожидаемой зрителем развязки. Ведь по скрывающему эмоции лицу Оливье абсолютно невозможно предсказать — убьет он непутевого подростка или совладает с пылающей в душе жаждой мести. Недаром филигранная работа актера Оливье Гурме была отмечена призом Каннского кинофестиваля 2002 года за лучшую мужскую роль.
На съемках фильма «Сын» (2002) / Фото: Diaphana Films
Крупный план как способ сближения зрителя с героем
Стоит отметить, что именно эти три картины — «Обещание», «Розетта» и «Сын» — стали самыми динамичными и новаторскими в творчестве бельгийских режиссеров с точки зрения визуальной эстетики. Совместно с неизменным своим оператором Аленом Маркоэном, которого лишь в «Молодом Ахмеде» сменил Бенуа Дерво, братья Дарденн используют не новый, но мастерски реализуемый визуальный прием — нарочито небрежная камера, имитирующая едва ли не документальную съемку. С ее помощью все внимание зрителя сосредотачивается на главном герое повествования — его будничной жизни, его ритме, пластике, его восприятии окружающего мира. Именно в этих трех картинах взгляд камеры — усиленно всматривающейся в лица и затылки персонажей на максимально крупных планах, движущейся с ними «нога в ногу» — заставляет не просто наблюдать за метаниями героев, но невольно роднит зрителя с ними.
Кадр из фильма «Сын» (2002) / Фото: Diaphana Films
Тем заметнее становится перемена во взгляде авторов на своих героев в дальнейшем. Крупные планы становятся общее, режиссеры фокусируют внимание более чем на одном герое. Действующие лица сосредоточены теперь не только на своих личных дилеммах, но и на окружающей их действительности, которая становится полноценным персонажем повествования.
Раскаявшийся герой как метод сочувствия человеку
Герой картины «Дитя» — 20-летний Бруно (повзрослевший до молодого мужчины Жереми Ренье) — мелкий вор, мошенник, авантюрист. Он продает на черном рынке своего новорожденного ребенка, искренне считая, что провернул выгодную сделку. Узнав об этом его девушка Соня (Дебора Франсуа) попадает в больницу с нервным срывом. Но стоит ей оправиться от шока, как она сразу же вызывает полицию. С этого момента цель Бруно — вернуть младенца, а затем и расположение Сони, которую он искренне любит.
Трейлер фильма «Дитя» (2005)
С Бруно в творчестве братьев Дарденн рождается новый тип героя, которого мы, зрители, изначально презираем. А вместе с ним появляется и новый гуманистический мотив — исследование персонажа, которое позволяет разобраться и понять практически любого человека. Ибо каждому, каким бы мерзким он ни казался по поступкам, можно и нужно дать шанс проявить свою человечность.
Возможно, именно этот посыл принес братьям Дарденн в 2005 году вторую «Золотую пальмовую ветвь», вписав их имена в элитную когорту режиссеров, дважды отмеченных главным призом самого значимого в мире кинофестиваля.
Отдельно замечу, что таких режиссеров на сегодняшний день, помимо тандема братьев, всего лишь четверо. Это Фрэнсис Форд Коппола («Разговор» и «Апокалипсис сегодня»), Эмир Кустурица («Папа в командировке» и «Андеграунд»), Кен Лоуч («Ветер, что колышет вереск» и «Я, Дэниел Блейк») и Михаэль Ханеке («Белая лента» и «Любовь»).
Среди всех персонажей братьев-режиссеров самой сложной и противоречивой целью обладает героиня «Молчания Лорны». Поначалу эта девушка — албанская иммигрантка, заключившая фиктивный брак с безнадежным наркоманом Клоди (вновь повзрослевший Жереми Ренье) — мечтает лишь о собственном благополучии. Бельгийский паспорт для себя и своего жениха, «легкие деньги» в фиктивных отношениях и главное — собственное кафе, которое она мечтает открыть на эти самые «заработанные» деньги.
Трейлер фильма «Молчание Лорны» (2008)
Но Клоди встает на путь реабилитации. Мир бросает вызов человечности Лорны (Арта Доброши), лелеемой авторами в своих персонажах на протяжении всего их творческого пути. Теперь главной заботой предприимчивой девушки становится спасение жизни Клоди. Ведь по замыслу вышестоящих коррупционеров, он непременно должен умереть, чтобы не мешать цепочке фиктивных браков.
В отличии от Бруно, бездумно совершившего чудовищный поступок, перед Лорной предстает осмысленный чудовищный выбор. Порожденное им чувство вины становится для девушки неизбежным спутником. Оно гонит Лорну прочь от благополучной жизни ее мечты.
Кадр из фильма «Молчание Лорны» (2008) / Фото: Cineart
По-настоящему насыщенный, глубокий психологический сюжет принес Жан-Пьеру и Люку Дарденнам заслуженный приз за лучший сценарий Каннского кинофестиваля, завсегдатаем которого к 2008 году они стали.
Интересно, что в финале «Молчания Лорны», впервые в творчестве режиссеров-минималистов, всего лишь несколько секунд звучит закадровая музыка — соната Бетховена, намекающая на раскаяние героини и открывающая новый «светлый» мотив их будущих лент.
Борющийся герой как метод восхищения человеком
Контрастируя с предыдущими работами братьев, герой «Мальчика с велосипедом», 12-летний Сирил (Тома Доре), мечтает только об одном — чтобы его любили. Его цель — вернуть себе расположение отца, который оставил его в приюте на неделю, но так и не вернулся за ним.
Трейлер фильма «Мальчик с велосипедом» (2011)
Нелюдимый мальчишка из всех сил ищет того самого человека, который, казалось бы, должен его любить точно так же, как и он — Сирил — любит его по праву рождения. Но в нашем хрупком мире, зеркальным отражением которого без прикрас и домыслов являются фильмы знаменитых бельгийских гуманистов, всегда что-то может сломаться. И чтобы осознать это иногда необходимо родиться заново.
Когда Сирил наконец найдет своего отца (будто повзрослевшего Бруно, в исполнении того же Жереми Ренье), то далеко не сразу поймет, что он для него обуза. Когда встретит Саманту (Сесиль Де Франс), которая помогает мальчику в поисках, не сразу распознает в ней ту самую недостающую любовь.
Кадр из фильма «Мальчик с велосипедом» (2011) / Фото: Les Films du Fleuve
В каком-то смысле «Мальчик с велосипедом» стал самым «теплым», пропитанным насквозь верой в человечество фильмом братьев Дарденн. И даже его визуальная атмосфера, согретая впервые появившимся в объективе Алена Маркоэна солнцем, будто убеждает зрителя — любовь и распахнутое сердце способны сотворить чудо.
Недаром жюри Каннского кинофестиваля под председательством Роберта Де Ниро присудило картине «Гран-при» (второй по значимости приз киносмотра), вновь подтвердив ценность гуманистических идей в кино.
На съемках фильма «Мальчик с велосипедом» (2011) / Фото: Les Films du Fleuve
Героиню следующего фильма братьев «Два дня, одна ночь» воплотила звезда международного масштаба Марион Котийяр. Фанаты обыденности жизни на экране братья Дарденн отмыли ее от голливудского лоска и превратили в обычную женщину, цель которой — сохранить свою работу. За выходные Сандра должна убедить львиную долю своих коллег проголосовать против ее увольнения. Но если она останется, остальные сотрудники лишатся ежегодной премии. Очевидно, что и в этом сюжете цель авторов остается неизменной — обнаружить в душах каждого из коллег Сандры сочувствие, способность отодвинуть свои собственные нужды на второй план ради спасения другого человека.
Трейлер фильма «Два дня, одна ночь» (2004)
Впервые с 1996 года фильм братьев Дарденн, ожидаемо вошедший в основной конкурс Каннского кинофестиваля 2014 года, остался без наград. Хотя и принес самой Марион Котийяр номинацию на премию Американской киноакадемии «Оскар». Была ли тому причиной обманчивая цель, заявленная авторами и опрокинутая в финале картины, неизвестно. Да и не важно. Важно скорее то, что боровшаяся весь фильм за свою работу Сандра, побеждает в финале гораздо более глубокую проблему — депрессию. А значит находит в себе новые силы жить — со своим мужем, с необходимостью искать работу, с несправедливостью корпоративной системы, предлагающей ей уловку-предательство, но с верой в людей. Что, согласитесь, само по себе не мало.
Кадр из фильма «Два дня, одна ночь» (2004) / Фото: Les Films du Fleuve
Следующий фильм бельгийских режиссеров вышел в 2016 — на год раньше привычного темпа, взятого еще с конца 90-х (премьеры каждой кинокартины братьев Дарденн, начиная с «Обещания», проходят с периодичностью раз в три года весной — в рамках Каннского международного кинофестиваля).
Героиня «Неизвестной» — молодая и амбициозная Женни (Адель Энель), врач-терапевт. Она отказывается открыть дверь своего частного кабинета девушке через несколько минут после окончания приемных часов. На следующий день неподалеку от кабинета находят труп звонившей — еще одной нелегальной мигрантки кинематографической вселенной братьев Дарденн. С этой минуты цель Женни — выяснить имя неизвестной девушки.
Так же методично, как и героиня Марион Котийяр, Женни встречается с множеством эпизодических персонажей, опрашивает их, в надежде выяснить хотя бы что-то. Ею движет жгучее чувство вины, которое, как раз за разом убеждают нас авторы, не так-то просто погасить. В отличие от несовершеннолетнего Игора и слабохарактерной Лорны, Женни хватает сил и смелости добиться справедливости и успокоить совесть.
Трейлер фильма «Неизвестная» (2006)
При этом бытописание поисков главной героини, не рефлексирующей и не страдающей напоказ, позволяет проникнуть в суть ее надлома и прочувствовать ее боль. А значит и суметь поставить себя на ее место, задав себе исконный драматургический вопрос: «А как бы поступил в подобной ситуации я?»
Несмотря на важное испытание, через которое братья Дарденн предлагают пройти зрителю, жюри Каннского кинофестиваля 2016 года под руководством Джорджа Миллера (автора франшизы «Безумный Макс», а также анимационных дилогий «Бэйб» и «Делай ноги») не прониклось обманчивой простотой сюжета и оставило картину без наград.
Кадр из фильма «Неизвестная» (2006) / Фото: Les Films du Fleuve
Сами же братья поступили нетипично для себя и режиссеров авторского кино в целом — прислушались к отзывам некоторых критиков и сократили фильм на 7 минут уже после премьеры в Каннах.
«Нам важно, чтобы фильмы были интересны людям. Потому что они о людях и для людей», — поделились своей целью братья во время визита в Москву в 2005 году.
Антигерой. Осталась ли в братьях Дарденн вера в человека?
Из всей плеяды персонажей братьев-режиссеров герой последнего на сегодняшний день их фильма «Молодой Ахмед» неожиданно выделяется не только своей целью, но и мотивом.
Трейлер фильма «Молодой Ахмед» (2019)
Ахмед (Идир Бен Адди) — 13-летний бельгийский подросток из арабской семьи. Под влиянием радикально настроенного имама, он начинает усердно следовать законам Корана и с нетерпимостью относиться к окружающим. Юношеский максимализм заставляет Ахмеда воспринять призыв старшего к борьбе с неверными буквально — с ножом в руках он нападает на свою учительницу лишь за то, что она предлагает обучать арабскому языку не по «священной книге», а по текстам современных песен.
Кадр из фильма «Молодой Ахмед» (2019) / Фото: Les Films du Fleuve
Дальнейшая судьба Ахмеда выглядит по-европейски оптимистично. Его помещают в исправительное учреждение, где Ахмеду предстоит осознать свои ошибки с помощью труда, гуманного отношения инспектора и светловолосой бельгийки-сверстницы.
Начинающийся как гуманистическое высказывание в духе «Мальчика с велосипедом» о том, что религиозный экстремизм — уродливая болезнь, способная заразить неокрепший ум, но которую можно излечить доброжелательностью и любовью, фильм неожиданно превращается в трагическую констатацию обратного.
Кадр из фильма «Молодой Ахмед» (2019) / Фото: Les Films du Fleuve
Кажется, что «Молодой Ахмед» непостижимым образом противоречит всему творчеству братьев Дарденн. Ведь впервые их героем движет не что иное как ненависть, так и не трансформировавшаяся в развязке во что-то иное.
Возможно, таким образом братья Дарденн, получившие в 2019 году приз за лучшую режиссуру от жюри Каннского кинофестиваля, открывают новую страницу в своем творчестве. Страницу гуманизма «от противного», роднящего «Молодого Ахмеда» с последним фильмом Андрея Звягинцева. Недаром же кинокомпания братьев Les Films du Fleuve выступила соинвестором его «Нелюбви».
Жан-Пьер и Люк Дарденны / Фото: Les Films du Fleuve
Финал «Молодого Ахмеда» дает зрителю надежду на изменение героя, ставшего жертвой собственного фанатизма. Но и эта надежда призрачна. Ибо в момент падения, слабости и боли всем нам свойственно просить о милосердии. Но как поступит человек, оправившийся после падения? В прежнем мире братьев Дарденн такой человек обретает гуманность. Однако фильм «Молодой Ахмед», кажется, сигнализирует нам о том, что и мир братьев Дарденн изменился. Хочется верить, что в нем останется место для любви.
Обложка: на съемках фильма «Неизвестная» (2006) / Фото: Christine Plenus / Les Films du Fleuve