«Просматривая некоторые заявки, я понимаю, что их авторы не видели современных сериалов»

Открытая встреча Александра Цекало прошла в поддержку стартовавшего 5 октября сценарного конкурса продюсерской компании «Среда» и проекта «Кинотекст».

Почему «Среда» ищет сценарии драматических сериалов

 

Александр Цекало на открытой встрече / Фото: Андрей ПандюринАлександр Цекало на открытой встрече / Фото: Андрей Пандюрин
 
Лет пять назад президент HBO сказал, что наступает «золотой век драмы». И он наступил: талантливые сценаристы и режиссеры ушли в сериалы, да и платят на телевидении больше, ведь 12 эпизодов — это 12 полных метров. Драмы любят все, и они бывают разных типов: семейные, полицейские, музыкальные, мелодрамы и так далее. Сейчас почти нет чистых жанров.

Нас интересуют не только кровавые проекты (хотя мы их очень любим), полицейские сериалы или психологические триллеры — я даже готов вернуться к комедийному жанру. Однако сейчас есть компании, у которых снимать комедии получается лучше других: это и Good Story Media, и Comedy Club Production. Нам же, скорее, ближе драмеди.

Александр Цекало и Лика Алексеева («Кинотекст») / Фото: Андрей ПандюринАлександр Цекало и Лика Алексеева («Кинотекст») / Фото: Андрей Пандюрин
 
Мы можем, конечно, снимать и полные метры, но мне кажется, нужно делать то, что у тебя получается лучше всего. В нашем случае это сериалы. Конечно, мы можем облизываться, увидев хороший сценарий полнометражки, но подобное производство всегда сопряжено с огромными трудностями.

Я считаю, что нужно закрыть 90% продакшнов и позволить таким людям, как Федя Бондарчук или Сергей Сельянов, снимать кино международного масштаба за большие деньги. Сейчас маленькие продакшн-студии растаскивают государственное финансирование, половина их фильмов нигде не выходит, а другая половина — это откровенная дрянь. Думаю, что государство должно помочь людям, которые умеют снимать кино на мировом уровне лучше всех.
 

О мировых трендах

 

Кадр из сериала «Мир Дикого Запада»Кадр из сериала «Мир Дикого Запада»

 

Тренды рождаются на Западе, и мы ничего не можем с этим поделать. На это есть объективные причины: там производством сериалов стали заниматься раньше. Да, Америка нам не указ, но учиться надо у лучших в своем деле. В США, конечно, тоже снимается куча мусора, но они все равно идут впереди. И почему многие думают, что там нет хороших драматургов? Их там очень много.

Размах идей наших иностранных коллег невероятен: они выпускают много дерзкого, необычного, мультижанрового. «Мир Дикого Запада» — потрясающее смешение элементов футуризма и вестерна в одном проекте. И это не единственный пример. Откуда появляются люди, способные придумать такие идеи?

Сериал «Безмозглые»Сериал «Безмозглые»
 
На последнем LA Screening было много «дури»: это не легкие наркотики, а ощущение вседозволенности у сценаристов. Например, сериалы «Хорошее местечко» и «Безмозглые». Я даже не знаю, что курили авторы, но им это разрешили. Сейчас появляется много сай-фай сериалов. К примеру, «Очень странные дела» — это очень крутой оммаж Стивену Кингу: братья Дафферы позаимствовали у него всё самое лучшее и создали сериал, который привлек представителей сразу трех поколений. Или «Падающая вода» — прекрасный образец сложной драматургии.

«Отжиг», который снял Баз Лурманн, — это своего рода «Фарца». Там пятеро молодых парней из Бронкса в 1977 году хотят играть музыку, но пока у них нет денег, поэтому они торгуют наркотой. Это классный сериал с музыкальными номерами.

Я каждый год посещаю LA Screenings и заметил, что постепенно правил становится все меньше. Не все проекты вписываются в рамки законов драматургии. Не везде сценарии придерживаются трехактной и четырехактной структуры: это возможно, если есть отличная идея, которую удалось хорошо снять.

Чем удивлять будем?
 

На открытой встрече с Александром Цекало / Фото: Андрей ПандюринНа открытой встрече с Александром Цекало / Фото: Андрей Пандюрин
 
Просматривая некоторые заявки, я понимаю, что их авторы не видели современных сериалов. Я говорю не только про американские проекты, но и про прекраснейшие скандинавские сериалы, удивительные английские, дерзкие израильские и многие другие. Сейчас даже появились итальянские и французские сериалы невероятного качества. Я сам учусь на них.

Я смотрю в день по семь-восемь серий: ночью, в машине, в переездах. Я все время задаю себе разные вопросы: почему сериал, который мне не нравится, такой успешный? Как это снято? Как это работает? Это очень важно. Идею сценария, которую вы сейчас пишете, возможно,  уже экранизируют где-то еще.

Кадр из второго сезона сериала «Настоящий детектив»Кадр из второго сезона сериала «Настоящий детектив»
 
Не надо торопиться. Например, второй сезон «Настоящего детектива» зрители приняли холоднее первого, это признал программный директор HBO в одном из интервью. Он раскаивался, что слишком торопил сценаристов на волне успеха первого сезона.

Это всем знакомо: продюсерские центры зависят от каналов и бюджетов, поэтому, дорогие сценаристы, не злитесь на продюсеров — у всех есть ограничения. Когда я приду к Константину Львовичу Эрнсту с идеей полицейской драмы, он спросит меня: «Зачем «Первому каналу» еще один такой проект?» На этот вопрос приходится отвечать всегда. Когда я заканчивал эстрадное отделение в киевском училище, на выпускном экзамене по истории театра преподаватель не стал раздавать билеты, а сказал: «Сегодня все пишут сочинение на тему „Чем я буду удивлять зрителей по окончании училища“». Он не стал спрашивать, в каком году Саре Бернар ампутировали ногу, он спросил, чем удивлять будем.
 

Об интернет-сериалах

 

Кадр из сериала «Кайф с доставкой»Кадр из сериала «Кайф с доставкой»
 
К проектам, снятым на коленке, я отношусь положительно. Сейчас на HBO идет сериал «Кайф с доставкой», до этого выходивший в интернете. Мне он не нравится, но я в восторге от этого тренда. Мы ищем авторов, которые разработали бы формат для одной из платформ: телеканалы не берут 10-12-минутные сериалы, а на RuTube и YouTube они возможны. Снять недорого — это дерзко. Я очень ценю такой подход. Другое дело, что работа все равно должна быть качественной.
 

Почему каналы боятся музыкальных сериалов

Сериал «Лузеры» (Glee)Сериал «Лузеры» (Glee)

 

Я мечтаю снять музыкальный сериал, ведь существуют замечательные примеры подобных проектов, вспомнить хотя бы Glee. Тем не менее, этот жанр пугает каналы. У меня уже был печальный опыт: как-то очень давно мы подготовили восьмисерийный сценарий мюзикла по рассказам о Менахеме Менделе. Главную роль должен был играть Юрий Стоянов, а роль скрипача — Иван Ургант. И аранжировки, и тексты песен уже были готовы, но канал мне отказал. Не знаю, что их так напугало — музыка или евреи.
 

Пять сезонов, 16 серий, два финала

Сериал «Лузеры» (Glee)Кадр из сериала «Метод»
 
В США не принимают заявки, если авторы не развили их на пять сезонов хотя бы в виде коротких идей-предложений. Это серьезный бизнес: если зритель подсел на сериал, нужно знать, как показывать его дальше.

16 серий в сезоне не догма. Каналу вообще спокойней одобрить восемь. Продюсеру нужно доказывать, что проекту необходимы 16 серий. Если это детектив, то надо убедительно представить каждый эпизод. Надо показать арку главного героя, его сюжетные линии, как он будет меняться на протяжении всего сюжета. Доказать это нелегко.

Мы всегда пишем два финала: в одном случае мы закрываем проект, в другом, более благоприятном, доказываем, что нужен запуск второго сезона. Я помню только один случай, когда мы продолжили закрытый проект. Это было с «Методом». Состоялся индустриальный закрытый показ первых двух серий в кинотеатре «Пионер», и после него Константин Эрнст сказал мне: «Давай писать второй сезон». Я ответил: «Это надо обсудить с Константином Хабенским». Мы подошли к актеру, прижали его к стенке и говорим: «Костя, придется еще второй сезон поработать». Он спросил: «А как?» Мы ответили, что обязательно придумаем.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *