Джонс Сноу и Дрогон
После нападения на обоз Дрогон отдыхает на камнях, и это — один из самых сложных кадров для аниматоров. Потому что в нем ничего не происходит. «Для нас было важным не „переанимировать“ отдыхающего дракона, — говорит Томас Шелесни. — Дрогон просто должен был выглядеть живым, и мы долго обсуждали, как показать это, не заставляя его двигаться. Я предложил аниматорам обратить внимание на отснятый материал, в котором массовка на заднем плане ничего не делала. Они просто стояли. Именно это и должен был делать Дрогон — ничего. И это была нетривиальная задача».
Дальше шла сцена, в которой Дэни знакомит Дрогона с Джоном. Ее снимали на обдуваемом ветрами холме в Фэйрхеде в Северной Ирландии. На площадке роль Дрогона играло его изображение на палке. Именно с этим муляжом и взаимодействовал Кит Харингтон.
Сцена из сериала «Игра престолов»
Дракон же был создан на этапе постпродакшна студией Pixomondo. Здесь требовалась большая детализация текстуры, поскольку это был довольно крупный план и тонкая анимация.
«Нужно было постараться не очеловечивать дракона слишком сильно, — говорит Свен Мартин. — Мы сделали ему живое лицо, заставив какие-нибудь мышцы всегда двигаться: у него трепещут ноздри или сокращаются какие-нибудь мимические мышцы. Таким образом дракон реагирует на приближение Джона. Эти нюансы и позволили оживить его».
Соединение анимации дракона и движений Джона Сноу тоже было непростым — сильный ветер во время съемки заставлял все, включая муляж дракона, камеру и самого Харингтона двигаться и дрожать. Композерам пришлось стабилизировать изображение, чтобы все элементы соединились правильно.
Зомби-медведь
Сцену, в которой Джон и его товарищи идут на север, снимали на локации в январе. Однако, когда съемочная группа приехала туда, снега на локации не было. Но он выпал ночью перед съемкой. Удивительно, снег начинал идти, когда звучала команда «мотор» и прекращался, когда кричали «снято». Когда команда закончила съемки и собиралась менять локацию, пошел дождь, который к утру смыл весь снег.
В сценах за Стеной нужно было много снега, но спецэффектники не могли завалить искусственным снегом весь пейзаж, поэтому некоторые сцены снимались без него. И на этапе постпродакшна приходилось соединять весь отснятый материал в единую сцену, засыпая кадры цифровым снегом.
Сцены, в которых Сноу и его товарищи сражаются с ходоками, снимались в отдаленном каньоне Исландии. 12 художников по гриму превращали артистов массовки и каскадеров в мертвяков.
Сцена из сериала «Игра престолов»
Здесь же наши герои вынуждены были сражаться с огромным зомби-медведем. Эти кадры снимались на фоне хромакея в большой каменоломне Вульф Хилл недалеко от Белфаста. На съемочной площадке роль медведя отыгрывал крупный каскадер. На него одели риг, похожий на «упряжь» для стедикама, только вместо камеры на нем висела огромная металлическая сеть в форме головы медведя. К этой голове был подведен пропан, чтобы ее можно было поджигать, что обеспечивало бы площадку интерактивным светом. С помощью этого муляжа и был снят весь фрагмент битвы с зомби-мишкой.
Компьютерного медведя создавала студия Weta Digital. «Мы пробовали разные варианты дизайна, — рассказывает VFX-супервайзер студии Уэйн Стейблс. — У нас был полуразложившийся, очень страшный вариант. Но мы отказались от него в пользу зверя поздоровее, у которого всего лишь отсутствуют какие-то части тела. Нужно было сделать его так, чтобы зрители безошибочно увидели в нем медведя. Поэтому мы убрали некоторые части торса, но оставили общую форму. И потом, мы знали, что он должен продолжать функционировать, поэтому не могли убрать ключевые элементы, например, „несущие“ суставы и конечности».
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO
Изначально зверя моделировали в ZBrush и Autodesk Maya.
«Интересно, что основная медвежья форма формируется мускулами и жиром, — продолжает Стейблс. — Но наш зверь должен быть мертвым, и потому — высохшим. Чтобы оставить ему узнаваемую форму, мы отмасштабировали его скелет».
VFX-художники также заметили, что когда шерсть у полярного мишки сухая, он выглядит пушистым и здоровым, но когда она мокрая, он кажется грязным и худым. Поэтому они скомбинировали эти визуальные элементы, где-то оставив шерсть чистой. А где-то — испачкав ее в крови и грязи, и «заразив» зверя чесоткой.
Его движения основаны на реальных движениях полярных медведей, но художники сделали его суставы будто заржавевшими, замедлив его и сделав более зомбоподобным.
«Мы также создали его инвалидом на одну лапу, — отмечает Стейблс. — К тому же нужно было обратить внимание на инерцию и скорость движений зверя, чтобы сохранить его масштаб и вес».
Анимировали животное в Maya, применяя внутристудийные плагины для создания анимационных ригов, шкуры и освещения.
Создание медведя студией Weta Digital
В сценах борьбы Тороса с медведем Weta Digital заменили его меч и местами даже руки, чтобы усилить взаимодействие. Художники студии также увеличили количество крови на актере и добавили разлетающиеся кровавые капли в динамичных сценах.
В этой сцене также достроили каменоломню, убрав хромакей, и добавили снегопад, чтобы соединить передний план с теми плейтами заднего плана, что были отсняты в Исландии. Цифровой снегопад был создан с помощью системы частиц Maya и внутристудийной разработки для создания снега.
Рендерили сцену в написанном в Weta Digital рендерере Manuka. Когда в сцену добавили снег, пришлось снова вернуться к медведю и поработать над тем, чтобы его было отчетливо видно.
«Сначала вы видите только его силуэт вдали, — объясняет Стейблс. — Потом он приближается, и его становится видно лучше. И поскольку снег был сделан полностью в 3D, мы смогли настроить его плотность с тем, чтобы показать или скрыть зверя в зависимости от шота. Мы также сделали его шкуру более теплой по цвету, чтобы он читался даже в ситуации «белое на белом»».
Битва на замерзшем озере
Примерно 150 человек массовки играли армию мертвых, отделенных от Джона Сноу и его команды тонким льдом озера. Они пытались пересечь его, но лед проламывался и они падали в воду. Изначально планировалось снимать эти кадры в каменоломне, но съемочный процесс затягивался, и эти съемки отодвинулись на ноябрь, когда на улице стало слишком холодно, чтобы окунать каскадеров в воду.
Сцена из сериала «Игра престолов»
Поэтому съемочная группа переместилась в павильон с бассейном площадью 9 на 9 метров, где спецэффектники установили специальный риг, который сверху был покрыт воском для создания ледяной поверхности. Гидравлическая установка ломала поверхность и довольно динамично топила каскадера в бассейне.
«Первая сцена с провалом под лед была снята с движущейся операторской тележки, — рассказывает супервайзер этой съемки Эрик Карни. — У нас был превиз от El Ranchito вместе с трекингом камеры в Maya. Мы разработали съемку пяти групп каскадеров. Для каждой их них мы вычислили движение и ракурс камеры, эти данные были уложены в файл для съемки с помощью системы моушн-контроля.
Все было поставлено так, чтобы все ходоки начали падать, когда камера двигалась назад. Это дало нам целую цепочку людей, одновременно падающих в воду. Но в этом случае точность съемки была очень важной, поэтому она шла медленно — за съемочный день мы делали только два проезда, потому что на восстановление поверхности льда уходило до четырех часов за раз». В итоге съемка этой короткой сцены заняла целую неделю.
На съемках сериала «Игра престолов»
И тут на помощь окруженным мертвяками людям приходит Дэнни и ее драконы. В этих кадрах драконов анимировала компания Rhythm&Hues. Они пошли тем же путем, что был описан нами в первой части этого материала: гидравлическая платформа для имитации полетов с актрисой программировалась на основе превиза полетов в этих кадрах. Компьютерных драконов студия получила от Pixomondo, правда, команде Rhythm&Hues пришлось заново устанавливать на них анимационные риги, чтобы совместить модели с пайплайном студии.
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO
В этих кадрах Король ночи бросает свое копье и поражает Визериона. Огромный дракон падает на лед, ломает его и погружается в воду. FX-супервайзер студии И. Дж. Ли заведовал интеграцией дракона в симуляции воды и льда.
«Сцена с погружением дракона в воду была большой эффектной сценой для нас, — говорит VFX-супервайзер Rhythm&Hues Дерек Спирс. — Здесь вода — это полностью цифровая симуляция, равно как и кровь дракона, стекающая с него на лед. Чтобы получить все нужные детали, мы разделили большую симуляцию воды на части».
Для сцены падения дракона, симуляции воды и раскалывающегося льда делала компания El Ranchito, получившая анимацию дракона от Rhythm&Hues.
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фото: HBO
«Мы получили полный рендер дракона от R&H, проработали симуляции и завершили сцену, произведя композ всех элементов в среду замерзшего озера, — делится VFX-супервайзер студии Дэвид Рамос. — Мы заменили риги и поверхность дракона, чтобы показать его мертвым, тяжелым и застывшим».
Кроме того, команда студии убрала из кадра веревки, которые тянули вытаскивающие дракона из воды артисты массовки, и заменила их тяжелыми цепями.
Разрушение стены
Финальная битва сезона — это битва у Стены. Правда, это восточный ее сегмент, который раньше в сериале не фигурировал. Летящий на драконе-зомби Король ночи разрушает сегмент Стены и открывает своей армии путь на юг.
Съемки этой сцены проходили в Исландии у маяка рядом с пятиэтажной каменной аркой, игравшей роль Стены.
Сцена из сериала «Игра престолов»
«Мы провели фотограмметрию локации, — рассказывает Джо Бауэр. — Выстроили превиз и техвиз, чтобы понять, где и как расположить камеры». После чего во время съемок использовали вертолеты, чтобы визуально отметить высоту Стены. Это позволило оператору правильно выстроить кадр. После чего вертолеты из кадра убрали, и это стало отправной точкой для постройки цифровой Стены.
«Когда мы вставили в плейты Стену, — говорит Бауэр, — кадрирование получилось идеальным. Это говорит о мастерстве пилотов, получивших от нас информацию о точке своего расположения».
Студия Rodeo FX создала Стену с опорой на строение древних пирамид — из прямоугольных блоков размеров в человеческий рост. В процессе существования, блоки подтаивали и застывали снова, превратившись в единый внешний щит, но их блочная структура все равно видна внутри Стены. Ее выстроили в ZBrush, потом отправили в Houduni и процедурно заполнили ее кубами льда.
Работа студии Rodeo FX над сериалом «Игра престолов»
Здесь было важно правильно воссоздать подповерхностное рассеивание, чтобы массив смотрелся не каменной, а именно ледяной скалой. «Мы хотели все сделать правильно, — продолжает Джо Бауэр. — И увидеть рассеивание лучей в толще льда. Так любые источники света просвечивали сквозь эту массу».
Команда Rodeo FX воссоздала всю среду вокруг стены с помощью данных фотограмметрии, сделанной в Исландии, а потом запустила динамику твердых тел в Houduni, чтобы разрушить массив. Они работали в связке с аниматорами из Rhythm&Hues, чтобы синхронизировать разрушения стены с анимацией дракона.
Обложка: медведь студии Weta Digital для сериала «Игра престолов» / HBO