Первым на мероприятии представили фильм «Проект Gemini». О нем рассказал режиссер Вячеслав Лисневский.
Вячеслав Лисневский
Вячеслав Лисневский: «Проект Gemini» — это наша творческая фантазия, которую нам дали воплотить продюсеры кинокомпании Kinodanz. Мы со сценаристами полностью придумали весь мир: здесь у нас есть и сложный по строению пришелец, и новая планета, и космический корабль со своей уникальной физикой, и костюмы. Главная сложность — небольшой опыт съемки космических фильмов в России. Специалисты есть, но их можно пересчитать по пальцам.
Данила Лаврентьев
Данила Лаврентьев (продюсер VFX-студии Kinodanz): Мы только-только начали производство графики для «Проекта Gemini». Фантастика — это сложный жанр для нас, потому что нам приходится делать концептуальные эффекты, то есть вещи, которых нет в природе. Зато это хороший опыт — уловить видение режиссера и с помощью графики передать его зрителю. На постпродакшн мы запланировали еще где-то около полугода.
Дмитрий Широков: Что, по вашим ощущениям, удается и что не удается, из того, что вы планировали снять?
Дмитрий Широков
Вячеслав Лисневский: К счастью, с нашими ребятами из VFX-команды я работаю не в первый раз. Они достаточно точно отрабатывают детали. В этом фильме много голограмм, виртуальных экранов: это хоть и недалекое будущее, но все же будущее, полное деталей. Концепт-художник разработал все интерьеры космического корабля.
Пришельца мы планировали сделать полностью при помощи CG, но в итоге остановились на схеме 50/50. У актера будет специальный костюм, который мы будем дорабатывать с помощью VFX: через него будет проходить электричество и прочие эффекты.
В целом все подходят к графике максимально серьезно, у нас были превизы, так что никаких неожиданностей нет. Ребята всегда показывают, что они придумывают и выглядит все это очень реалистично — именно тот результат, которого я ожидал.
Секция Digital Summit на форуме Kinopoisk Film Market
Очень сложно было показать в Москве что-то другое — настоящий город будущего с избыточным трафиком. Тут многое зависит от концепт-арта, а дальше — от реализации. Но то, что я уже видел, — это международный уровень.
После VFX-продюсер студии СТВ Павел Семерджян представил проект «Салют-7».
Павел Семерджян
Павел Семерджян: Наша картина также является космической драмой, которая основана на реальных событиях. В отличие от коллег, мы не можем похвастаться научными разработками и мы не придумываем новые миры. Мы рассказываем о подвиге двух космонавтов — Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, которые предотвратили серьёзную катастрофу, когда станция, многотонная железяка под названием «Салют-7», потеряла связь с ЦУПом. У нее были все шансы сбиться с орбиты и упасть на Землю.
Это проект руководителя СТВ Сергея Сельянова и продюсера Бакура Бакурадзе. У нас был очень долгий подготовительный период. Мы искали ту драматургическую форму, которая позволила бы реализовать замысел режиссера Клима Шипенко. Сложность была и с космической частью (это больше половины хронометража): около 20 минут пришлось на открытый космос, то есть full CG, и около 45 минут — на интерьер космической станции, где космонавты должны работать с предметами в состоянии невесомости.
Затем Дмитрий Широков поинтересовался у Дмитрия Киселева, режиссера фильма «Время первых», также посвященного космической тематике, насколько трудно работать с большим количеством кадров с хромакеем
Дмитрий Киселев: В случае «Времени первых» хромакея как раз было очень мало. Мы использовали систему «Вьюга», позволяющую снимать в черном павильоне. Это сильно облегчило процесс, потому что мы все знаем, как тяжело работать актерам с зеленым или синим экраном, когда нужно постоянно включать воображение. А что делать? Мы должны принимать реалии и привыкать к ним.
Александр Горохов (VFX-продюсер фильма «Время первых»): Мы проводили много консультаций во время подготовки к фильму. Участники космической программы «Восход-2», к сожалению, уже находятся в преклонном возрасте. Всё-таки 1965 год — это очень давно, как будто уже и «не про нас».
Самое ужасное, что миссии «Восхода-2» и «Салюта-7» были засекречены. Причем настолько, что мои родители, почти всю жизнь проработавшие в Российском космическом агентстве, не могли ничего говорить об этом. Когда отец вышел на пенсию, я спросил у него: «А был ли такой случай?» Он ответил: «Ну, как…» И больше ничего не сказал. Представляете, какой был уровень секретности? Так что сейчас, затрагивая эти темы, мы заново открываем нашу страну.
Слева направо: Вячеслав Лисневский, Данила Лаврентьев, Арман Яхин, Александр Горохов, Дмитрий Киселев, Павел Семерджян
Надо сделать паузу и рассказать, что накануне вечером в обстановке строжайшей секретности на КFM состоялась закрытая презентация фильма Федора Бондарчука «Притяжение», куда пригласили только дистрибуторов и селлеров. Однако сработало «сарафанное радио» и перед входом в зал столпилось огромное количество желающих увидеть долгожданный блокбастер. Специально обученным людям пришлось чуть ли не силой выдворять из очереди представителей СМИ. По слухам, таково было особенное распоряжение Бондарчука — ни за что не пропускать именно прессу. Поэтому на дискуссии всем особенно было интересно послушать Армана Яхина, директора студии Main Road|Post, работавшей над созданием инопланетного вторжения на московский район Чертаново
Арман Яхин: Разработка пришельцев у нас, по большому счету, закончилась относительно недавно. Началась она еще во время съемок: мы перебрали огромную кучу концептов и предложений, чтобы создать такого инопланетянина, которого никто никогда в кино не видел. Из-за этого в ранних тизерах и последних трейлерах его внешний вид немного отличается. Это была нелегкая задача, ведь анимациии такого уровня у нас почти нет, и нет аниматоров с опытом создания космических персонажей. Это же не сериал и не мультфильм — здесь требуется совсем другой подход. Поэтому нам нужно было научиться этому искусству на ходу — к работе над «Притяжением» привлекли и одного американского аниматора. Всего на этом проекте над CG работало человек 150.
Дмитрий Широков: А как часто CG-артистам приходиться идти на компромиссы?
Вячеслав Лисневский: Конечно, мы очень часто идем на компромиссы. Изначально «Проект Gemini» предполагал более масштабные съемки. Это касалось и графики, и количества массовки, но постепенно их становилось всё меньше и меньше. Нас выручала наша же фантазия: мы придумывали, как сделать ту или иную сцену дешевле, чтобы этого не было заметно. Например, мы уменьшили количество персонажей, но история и сюжет от этого стали еще интереснее. Мы постарались убрать всю «зеленку». Естественно, детали без нее не снимешь, но декорации были настоящими, включая мониторы, которые мы специально тестировали на мерцание, и дополнительные источники света. Это нам даже помогло увеличить качество шотов.
За период съемок я лично три раза переделывал концепцию под бюджет. Но главное, что в результате этих изменений не пострадали ни визуальная, ни сюжетная составляющие. «Проект Gemini» по-прежнему остался интересным, зрительским фильмом.
Секция Digital Summit на форуме Kinopoisk Film Market
Арман Яхин: Лично для меня на проекте «Притяжение» произошла одна важная вещь. Обычно у нас действует горизонтальная иерархия: в ней есть, грубо говоря, исполнители, руководители, супервайзеры и так далее по цепочке. Но в этом фильме в некоторых сценах супервайзеров вообще не было. Что это значит? Это значит, что ребята работали с такой самоотдачей, был такой уровень вовлеченности, что над ними не было никакого начальства. Мы выключили это звено из цепочки.
Данила Лаврентьев: Мне запомнился момент, когда на площадку доставили анаморфотную оптику. С ней настолько красивые кадры получаются, что дух захватывает. В них правильная, почти идеальная композиция, но с ней так тяжело работать! Мы где-то месяц обсуждали, как поступить с «анаморфоткой», чтобы не убить качество изображения.
Секция Digital Summit на форуме Kinopoisk Film Market
Вячеслав Лисневский: Да. Это наша боль (смеется). Тот самый компромисс, о котором мы говорили: ради качества мы пошли на такие трудности. Но зато я снял картину, о которой мечтал всю жизнь. Благодаря нашим продюсерам я смог реализовать свою мечту. Я уверен, что множество режиссеров хотели бы снять такой фильм.
Арман Яхин: У меня родилась такая аналогия. Когда дети растут, они падают, за ними бегут родители, поднимают, прижимают к себе. В нашем кинематографе такие же отношения между зрителем и производителем. Зритель здесь играет роль родителя, который нянчится с нами, подбадривая рублем. Или наоборот, пинает ребенка, кричит, но он упрямо встает и идет дальше. Мы растем и делаем всё более уверенные шаги. Кажется, мы вообще крепкие ребята.