Кинематографу XXI века требуется более сложный, конфликтный герой, чем прежде. Современный зритель искушен и даже пресыщен – одномерный герой ему не интересен. Мало кого в наши дни способен увлечь, к примеру, идеальный принц на белом коне, у которого нет никаких проблем, противоречий и недостатков. Зрителю нужен герой с чертами антигероя, такой, у которого наряду с положительными качествами, найдутся и отрицательные. То есть колоритный современный герой – многомерный, неоднозначный, тот, внутри которого бушует конфликт.
Идентификация зрителя с героем
Как правило, нас как зрителей восхищают такие черты как, к примеру, сила, решительность, отвага, целеустремленность. Это то, чего зачастую не хватает нам самим, и что мы ищем в экранных образах. Но что по настоящему позволяет нам проникнуться образом какого-то героя, идентифицировать себя с ним – это его слабости, его страхи, его недостатки. Именно эти вещи делают героя достоверным, и позволяют зрителю сказать: «Да ведь я похож на него!».
Фото предоставлено Cinemotion
Герой кино и герой сериала
Словами Роберта Макки (гуру сценарного мастерства, автор книги «История на миллион долларов» — tvkinoradio.ru), сериалы формируют феномен «100-часового героя». То есть в телесериале герой может развиваться на протяжении длительного времени, из серии в серию, из сезона в сезон, и ему нет необходимости спешить в своем развитии, подобно тому, как это происходит в кино. В полнометражном фильме у героя есть лишь два часа на то, чтобы спасти мир, то есть развиваться ему необходимо очень стремительно. Сериалы предполагают большую свободу за счет наличия более длительного времени для раскрытия героя. А значит, сериалы способствуют появлению более сложных героев, чем в обычном кино.
Универсальность героев Голливуда
Причина того, что Голливуд регулярно производит универсальных, востребованных и понятных во всем мире героев заключается в том, что в Голливуде вот уже более ста лет целенаправленно занимаются изучением вкусов и предпочтений аудитории, то есть, прежде чем запустить проект, там узнают, а что именно зритель хочет увидеть. Вот это понимание зрителя – это целая наука, уровень которой в Голливуде доведен до совершенства. Но, в то же время, нельзя забывать, что это часть индустрии. Голливуд – это как Макдоналдс. Как известно, Макдоналдс продает больше гамбургеров, чем кто бы то ни было другой в мире. Но продает ли Макдоналдс лучшие гамбургеры в мире? Думаю, многие скажут, что нет. То есть Голливуд, как и Макдоналдс просто нашел наиболее эффективную формулу создания и реализации своей продукции. Но, по сути, другого пути у голливудских студий и нет. Если вы тратите сотни миллионов долларов на производство фильма, вы не можете продавать его только в США – вам необходимо продавать его по всему миру, а значит, необходимо уметь говорить на одном языке со всем миром. Поэтому авторы и работают с универсальными героями и универсальными историями.
Специальное образовании или личный опыт
Образование и опыт – это вовсе не обязательно разные вещи. Образование заменяет и дополняет опыт, и наоборот. В то же время, образование способствует подготовке к восприятию опыта. Говорить, что для работы в кино что-то одно может быть полезнее, я бы не стал. Необходимо и то, и другое. Если говорить обо мне, то при работе над книгой или сценарием, мой личный опыт всегда дополняется моим воображением и научными интересами.
Научная работа и творческая
Создавая героя, я в первую очередь стремлюсь сделать его живым, достоверными, убедительным. При этом развиваясь, герой сам ведет меня, и зачастую, в таком направлении, которое я сам не предполагал. Здесь, кстати, кроется отличие научной работы от работы над художественным произведением. В первом случае я твердо знаю, куда двигаюсь и какого результата достигну. Во втором – я совершенно не представляю, каким получится произведение.
Источник вдохновения
При создании как научных работ, так и художественных книг, и сценариев, у меня есть общий источник вдохновения. Больше всего меня вдохновляют архетипы и устоявшиеся системы символов, различные теории их происхождения, формирования и развития. Чем больше я читаю об этих вещах, тем больше я о них пишу. К примеру, когда я увлекся феноменом вестерна, я написал сценарий вестерна, а увлекшись фэнтези, я написал книгу в жанре фэнтези.
Уильям ИндикПрофессор психологии, доктор психологических наук Корнельского университета, сценарист, писатель, сценарный консультант. Автор нескольких книг, одна из которых, «Психология для сценаристов: Построение конфликта в сюжете» стала бестселлером. Преподает в Даулинг-колледже (Нью-Йорк), ведет курсы «Психология в кино», «Проблемы идентичности в кино», «Достижение личностной целостности». |