Анаморфирование
[Anamorphinae]
— изменение пропорций изображения с помощью специального объектива или анаморфотной насадки; позволяет во время съемки сжимать изображение по ширине при сохранении параметров по высоте, а во время проекции – вытягивать изображение при восстановлении естественных параметров
Широкое применение анаморфотная оптика получила в 50-х годах с ростом популярности широкоэкранного кино.
Бленда
[Lens hood]
— часть оправы объектива или дополнительное приспособление, к примеру, в виде цилиндра, предназначенное для коррекции избыточного освещения, устранения бликов, а также предотвращения механических повреждений
Видоискатель/Визир
[Viewfinder]
— элемент съемочного аппарата, помогающий определить границы снимаемого пространства и параметры съемки
Внутрикадровый монтаж
— различные приемы, которыми пользуется во время съемки оператор, в т.ч. переход фокуса, поворот камеры, наклон камеры, наезд, отъезд и другие типы движения камеры
Что почитать: Алексей Соколов «Монтаж: Телевидение, кино, видео», глава «Внутрикадровый монтаж»
Голландский угол/Немецкий угол
[Dutch angle/German angle/Canted angle/Oblique angle/Dutch tilt]
— прием, при котором объектив камеры расположен в стороне от объекта, а линия горизонта «завалена» набок
Широкое применение прием получил в кинематографе немецкого экспрессионизма, а затем в жанре нуар — для выражения безумия, беспокойства, необычности и дезориентации.
— Почему голландский угол называют «углом Бэтмэна»? — Посмотри сериал или фильм «Бэтмен» 60-х годов! Там сплошь и рядом используют голландский угол! |
Глубина кадра
[Frame depth]
— принцип организации кадра, следующий правилам линейной перспективы и позволяющий воспринимать изображение на плоской поверхности объемным; зависит от разделения внутрикадрового пространства на планы и их соотношения, значения диафрагмы, фокусного расстояния и других параметров
Глубина резкости/Глубина резко изображенного пространства
[Depth of field]
— расстояние в пространстве изображения, которое обладает удовлетворительной резкостью
Глубинная мизансцена/«Глубинка»
[Deep focus shot]
— сложное построение кадра, при котором одинаково важны передний план и задний; служит для усиления динамики пространства и повествовательной выразительности
— Какие примеры использования «глубинки» можно назвать хрестоматийными? — Ну, например, в «Гражданине Кейне» — там, где главный герой играет в снежки на заднем плане, пока на переднем взрослые решают его судьбу. А еще тот же Грегг Толанд снял отличную «глубинку» в «Лисичках» Уильяма Уайлера. На переднем плане невозмутимая героиня Бэтт Дэвис, на заднем — ее умирающий муж. |
Дальний план
[Far distance shot/Extreme long shot]
— кинематографический план, при котором виден человек во весь рост и окружающая его среда, причем ключевое значение играет именно среда
Двойная экспозиция (Многократная экспозиция)
[Double exposure (multiple exposure)]
— два изображения (или больше), наложенные одно на другое
Создатель приема – Жорж Мельес, открывший его, сняв кадр на пленку, где уже был записан другой кадр.
Николаю очень нравились начальные титры к «Настоящему детективу». Погуглив, он выяснил, что заставка сделана с помощью динамических фотографий с двойной экспозицией. Теперь можно было попробовать сделать такую самому. |
Движение камеры
[Camera movement]
— любое перемещение съемочной камеры; основные виды: наезд, отъезд, тревеллинг, панорамирование и др.
Деталь
[Detail/Extreme close-up]
— крупное изображение мелкого предмета или части лица
Длинный кадр
[Long take/Extended take]
— кадр, не прерываемый монтажными переходами дольше обычного
Самый длинный кадр в художественном кино – «Русский ковчег» Александра Сокурова, 1,5-часовой фильм, целиком снятый без остановки камеры и без монтажных склеек (оператор – Тильман Бюттнер)
— Видел крутую сцену из четвертого эпизода «Настоящего детектива»? — Да, этот динамичный длинный кадр длится больше 6 минут! |
Задний план
[Background]
— степень удаленности от объектива, при которой объекты и пространство, находящиеся на расстоянии от камеры и служат фоном для объектов на первом и втором плане
Зональные линзы
[Split-focus diopter lens]
— оптическая насадка, позволяющая создавать в одном кадре две точки фокуса – на переднем плане и заднем; используется для акцентирования внимания зрителя на расположенных на разных планах объектах различной крупности
Кадр
[Shot]
см.также Кадрик
- фрагмент отснятого материала от пуска съемочного аппарата до его остановки
- фрагмент отснятого материала между двумя монтажными склейками
Что почитать: Николай Изволов «Что такое кадр?»
Кадрик
[Frame]
— единичный фотоснимок на кинопленке, наименьшая статическая единица фильма
Смена 24 кадриков в секунду – нормальная частота киносъемки и проекции, вызывающая иллюзию непрерывности движения на экране.
Кадровая частота/Частота кадросмен
[Frame rate/Frame frequency/Frames per second/FPS]
— частота смены кадриков при съемке или проекции
Минимальная кадровая частота, необходимая для возникновения ощущения плавности движения – 12 кадров в секунду. Кадровая частота в немом кинематографе – 16 кадров в секунду. С приходом звука утвердился стандарт 24 кадра в секунду. При производстве телефильмов часто применяется кадровая частота 25 кадров в секунду.
Каше
[Сache/Mask/Iris]
— заслонка в виде какой-либо геометрической фигуры (часто круга), устанавливаемая перед объективом и закрывающая часть снимаемого пространства; используется для создания различных эффектов, к примеру, усиления драматического напряжения, для затемнения и т.д.
Композиция кадра
[Picture composition]
— построение элементов экранного изображения, позволяющее воплотить задумку авторов, в том числе, определение ракурса, плана, вида движения камеры, положения предметов и фигур, а также их соотношение между собой и т.д.
Крупный план/Американский план
[Close-up shot]
— кинематографический план, при котором кадр заполняет лицо актера; также выделяют сверхкрупный план (extreme close-up) – часть лица
Фильм «Иди и смотри» режиссер Элем Климов рассматривал как «сквозной крупный план», поскольку каждый второй эпизод сопровождался крупным планом главного героя, фиксировавшим происходящие внутри него изменения под воздействием реалий войны. |
Что почитать: Григорий Чахирьян «Кинопортрет и крупный план»
Линейная перспектива
[Linear perspective]
— изображение объектов съемки, при котором чем ближе к объективу находится объект, тем крупнее он кажется, и наоборот; позволяет передавать глубину кадра на экране
Лягушачья перспектива/Съемка с низкой точки
[Low-angle shot/Ground angle shot/Worm’s eye view]
— точка съемки, при которой съемка ведется снизу вверх, а объектив расположен максимально низко по отношению к объекту съемки; используется для придания монументальности, величественности объекту
Классический случай «лягушачьей перспективы» — фрагмент из все того же «гражданина Кейна» |
Мизансцена
[Mise en scène/Placing on stage]
— положение и движение фигур и предметов по отношению к плоскости экрана с учетом особенностей пространства и времени, содержания кадра и его соотношения с другими кадрами; в кино составной частью мизансцены является мизанкадр
Что почитать: Михаил Ромм «Построение киномизансцены», Анатолий Головня «Композиция кадра и мизансцена»
Мизанкадр
— положение предметов и фигур в кадре с учетом особенностей их движений и движений камеры, декораций, реквизита, освещения, глубины кадра и «взаимного соразмещения кадров между собой»
Термин введен Сергеем Эйзенштейном
Наезд камеры
[Dolly in]
— движение камеры вперед по отношению к объекту съемки; обеспечивает различное изменение масштаба предметов, находящихся в кадре (ср. Трансфокатор/«Зум» во второй части словаря)
Нормальный объектив
[Normal lens]
— объектив, позволяющий добиться изображения, максимально соответствующего восприятию человеческого глаза и наиболее точно передать естественную перспективу; фокусное расстояние нормального объектива примерно соответствует диагонали кадра, а угол поля зрения составляет от 40° до 51° включительно
Обратная перспектива
[Reverse perspective]
— изображение объектов съемки с нарушением традиционной линейной перспективы, искажением масштабов и пропорций, т.е. предметы увеличиваются по мере их удаления от объектива; не передает глубину кадра на экране
Обратная съемка
[Reverse action]
— съемка при обратном ходе пленки, что при проекции дает эффект обратного движения
Знаменитый кадр из «Криминального чтива», когда герой Джона Траволты делает Уме Турман инъекцию адреналина в сердце снят в обратной съемке
Обтюратор
[Rotary disc shutter]
— устройство в киноаппарате, необходимое для периодического перекрывания светового потока
Общий план
[Long shot/Wide shot]
— кинематографический план, при котором человек в кадре виден во весь рост
Объектив
[Camera lens/Photographic lens/Photographic objective]
— оптическое устройство, проецирующее снимаемое изображение на пленку или матрицу