Словарь: Операторское искусство (Часть 2)

Окончание. Начало см. здесь: Словарь: Операторское искусство (Часть 1)
 

Оператор

[Cinematographer/Director of photography/DP]
— специалист, непосредственно осуществляющий съемку с помощью киносъемочного аппарата и создающий совместно с режиссером и художником изобразительное решение фильма
 


 

Операторская тележка

[Camera dolly]
— оборудование, предназначенное для равномерного, плавного перемещения камеры во время съемки

См. операторские тележки в разделе «Оборудование» на tvkinoradio.ru
 


 

Операторский кран

 [Crane/Jib]
— оборудование, предназначенное для подъема камеры и, соответственно, получения высокой точки съемки и движения особой выразительности
 

  — Подскажи какой-нибудь пример использования операторского крана в старом кино?

— Да без проблем! Сцена из вестерна «Ровно в полдень» Фреда Циннемана. Ее снял Флойд Кросби.
 

 

 


 

Отъезд камеры

[Dolly out]
— движение камеры в сторону удаления от объекта съемки; обеспечивает различное изменение масштаба предметов, находящихся в кадре (ср. Трансфокатор/«Зум»)
 


 

Панорамирование

[Panning/Arc shot]
— поворот камеры вокруг своей горизонтальной или вертикальной оси (стационарное панорамирование)
— свободное движение камеры в пространстве снимаемой сцены (динамическое панорамирование)
 
Что почитать: Сергей Медынский «Панорамирование как творческий прием оператора-документалиста», Владимир Гамалей «Мой первый видеофильм от А до Я», глава «Правила панорамирования»
 


 

Передний/Первый план

[Foreground]
— степень удаленности от объектива, при которой объекты расположены в непосредственной близости от камеры
 


 

План

[Shot]
1. крупность изображения; м.б. дальний план, общий, средний, крупный, деталь
2. удаленность расположения объекта относительно объектива камеры; м.б. передний план, средний, задний

Что посмотреть: голливудский курс операторского мастерства «Hollywood Camera Works» — Виды и крупность планов
 


 

Пленка

[Film stock]
— плотная эластичная перфорированная лента из светочувствительного материала; основные форматы кинопленки по ширине: 8 мм, 16 мм, 35 мм, 65 мм, 70 мм
 


 

Правило 180°

[180-degree rule]
— базовое правило при съемке двух персонажей (к примеру, во время диалога), согласно которому камера может менять ракурс, но не должна пересекать воображаемую линию, проходящую через героев, т.е. один персонаж должен всегда оставаться слева, другой – справа; нарушение правила дезориентирует зрителя
 

  «Отличное применение правила 180°!» — подумал Николай, посмотрев знаменитую сцену диалога между двумя личностями Горлума из «Властелина колец».
 
 

 


 

Ракурс

[Angle/Perspective]
— наклон оптической оси при съемке для получения изображения предмета с различных точек зрения; м.б. нейтральный ракурс – незначительное смещение точки съемки относительно объекта, и острый ракурс – сильное смещение точки съемки относительно объекта; используется для акцентирования внимания, усиления эмоционального воздействия, подчеркивания значения героя и т.д.
 


 

Рапид/Ускоренная съемка

[Overcranking/Slow motion/Slo-mo/High-speed photography]
— съемка с кадровой частотой больше 24 кадров в секунду; используется для создания при проекции эффекта замедленного движения; усиливает художественную выразительность сверхбыстрых действий (бой, падение предмета, взрыв и т.п.)
 
Клип Fatboy Slim на песню Gangster Trippin снят режиссером Романом Копполой целиком в рапиде
 


 

Рельсы

[Track]
— алюминиевые или резиновые трубы, на которые устанавливается операторская тележка для обеспечения наиболее плавного и точного движения камеры; могут быть прямыми, закругленными и круговыми.
 


 

Ручная камера/Дрожащая камера

[Hand-held camera/Shaky camera]
— способ съемки, при котором движение объектива и, соответственно, изображения соответствуют динамике движения человеческого тела
 
Широкое распространение прием получил с приходом «новой волны» французского кино на рубеже 50-60-х годов, а затем появления датской «Догмы» в конце 90-х
 


 

Рыбий глаз/Фишай

[Fish-eye lens]
— ультраширокоугольный объектив, позволяющий максимально увеличить поле зрения; угол поля зрения такого объектива близок к 180° или выше
 

  — Как мне лучше всего снять атмосферу наркотического бреда?

— Используй фишай, как это сделал оператор Мэттью Либатик в «Реквиеме по мечте» Аронофски.
 

 

 


 

Сверхширокоугольный объектив

[Ultra-wide angle lens]
— объектив, позволяющий добиться изображения, охватывающего большее пространство, чем широкоугольный объектив, и создающий сильные перспективные искажения; фокусное расстояние сверхширокоугольного объектива меньшего малой стороны кадра или матрицы, а угол поля зрения составляет от 83° и более
 


 

Светофильтр/Съемочный фильтр

[Optical filter]
— оптическое устройство из пластика или стекла, располагаемое перед объективом для подавления, выделения или преобразования части спектра светового потока; применяется для различных цветовых и световых эффектов, в том числе для изменения цветовой гаммы снимаемого изображения
 


 

Соотношение сторон экрана

[Aspect ratio]
— формат экранного изображения, соотношение ширины и высоты кадра;

Основные форматы: традиционный или полноэкранное кино – 4:3 (1,33:1), широкоформатное кино в России и Европе – 5:3 (1,66:1), широкоформатное кино в США – 13:7 (1,85:1), широкоэкранный Cinemascope – 2,35:1
 


 

Средний план

[Medium shot]
— кинематографический план, при котором человек виден почти целиком; принято выделять первый средний план или укрупненный (medium close-up) – погрудный, и второй средний план (medium shot) – от пояса или от колен
 


 

Средний/Второй план

[Middle-ground]
— степень удаленности от объектива, при которой объекты расположены на некотором расстоянии от камеры, за объектами первого плана
 


 

Стедикам/Подвесной штатив

[Steadicam]
— вспомогательное операторское оборудование, предназначенное для стабилизации камеры и, соответственно, изображения при ручной съемке; позволяет добиться плавного панорамирования

Что почитать: Андрей Языджи «Стедикам – практика и творчество»

 

  — А ты знаешь, кто один из первых применил стедикам в отечественном кино?

— Нет.

— Эх ты! Это был фильм «Иди и смотри» Элема Климова, почти целиком снятый оператором Алексеем Родионовым с помощью этой технологии.
 

 

 


 

Субъективная камера

[Subjective camera/Point of view shot/POV shot]
— способ съемки, подразумевающий, что камера воспроизводит движение взгляда героя

Нуар «Женщина в озере» Роберта Монтгомери – одна из первых картин, целиком снятых субъективной камерой
 


 

Съемка с верхней точки

[High-angle shot]
— точка съемки, при которой камера направлена сверху вниз, а объектив расположен выше линии глаз; часто используется для уменьшения значимости снимаемого объекта

съемка с верхней точки

Кадр из фильма Отель Гранд Будапешт (2014)

 


 

Съемка с воздуха/с высоты птичьего полета

[Aerial shot/Bird’s eye view]
— высокая точка съемки, позволяющая охватить широкое пространство
 

  Николай пересмотрел «Сияние» Стэнли Кубрика и отметил для себя, что там есть крутые кадры съемки с воздуха в начальных титрах.
 
 

 


 

Точка съемки

[View point]
— место расположения камеры по отношению к снимаемому объекту
 


 

Траекторная съемка

[Tracking shot]
— сложный вид движения камеры, подразумевающий сочетание различных видов Тревеллинга и Панорамирования
  
Что почитать: Игорь Григорьев «Кинооператор Сергей Урусевский»

 

  «Траекторная съемка в трехминутной сцене на крыше небоскреба в фильме «Я – Куба» Калатозова — это чистая классика!» — убеждал Николай собеседника. «Посмотри сам! Сергей Урусевский — гений!»
 
 

 


 

Трансфокатор/«Зум»

[Zoom]
— объектив с переменным фокусным расстоянием, который позволяет имитировать наезд (zoom in) и отъезд (zoom out), не меняя положения камеры; обеспечивает одинаковое изменение масштаба предметов, находящихся в кадре (ср. Наезд камеры, Отъезд камеры)
 


 

Трансфокаторный наезд/«Контра-зум»

[Dolly zoom/Contra-zoom/Vertigo effect]
— комбинация трансфокации и направленного в противоположную сторону движения камеры, т.е. если трансфокатор совершает наезд, камера движется от объекта съемки, и наоборот; позволяет добиться эффекта движения фона при сохранении объекта съемки на месте, что напоминает эффект головокружения
 

  — Где бы мне найти примеры контра-зума?

— Посмотри эту подборку — там собраны самые яркие случаи эффекта головокружения.
 

 

 


 

Тревеллинг

[Travelling]
— движение камеры на колесах, рельсах, автомобиле и т.д.; м.б. боковой тревеллинг – сопровождение движущегося объекта справа налево или слева направо, вертикальный тревеллинг – перемещение камеры снизу вверх или сверху вниз по вертикальной оси, сопровождающий тревеллинг – камера следует за объектом
 


 

Угол съемки

[Camera angle]
— угол расположения камеры по отношению к снимаемому объекту
 


 

Фокусное расстояние

[Focal length]
— расстояние от оптического центра объектива камеры до точки фокусировки, где образуется наиболее резкое изображение объекта; измеряется в миллиметрах
 


 

Широкоугольный объектив/Короткофокусный объектив

[Wide-angle lens]
— объектив, позволяющий добиться изображения, охватывающего большее пространство, чем нормальный объектив, за счет чего возникают оптические искажения по краям кадра; фокусное расстояние широкоугольного объектива меньше диагонали кадра или матрицы, а угол поля зрения составляет от 52° до 82° включительно
 


 

Хлопушка

[Clapper/Clapboard/Slate board/Sync slate]
— инструмент, в виде дощечки c подвижной верхней планкой, применяемый для систематизации отснятого материала и синхронизации звука и изображения; на хлопушке пишется рабочее название фильма, имена режиссера и оператора, номера сцены и дубля, дата и время

Что посмотреть: обучающее видео  о хлопушке
 


 

Цейтрафер/Замедленная съемка

[Timelapse/Time-lapse photography]
— съемка с кадровой частотой меньше 24 кадров в секунду; используется для создания при проекции эффекта ускоренного движения
 
С использованием цейтраферной съемки сняты документальные фильмы «Кояанискатси», «Барака», «Самсара», а также клип Мадонны Ray of Light
 


 

Экспозиция

[Exposure]
— физическая величина, обозначающая общее количество света, используемого для создания изображения

Начало: Операторское искусство, часть 1
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *