Короткометражка может стать началом большой истории
На сегодняшний день «Пила» — одна из самых больших и успешных хоррор-франшиз. Помимо девяти фильмов детище режиссера Джеймса Вана и сценариста Ли Уоннелла обросло компьютерными играми, комиксами и даже тематическими парками развлечений.
Кадр из короткометражного фильма «Пила» (2003) / Фото: James Wan
Начиналось все с девятиминутной короткометражки с бюджетом в $5 тыс., которая была снята за два дня на 16-мм пленку. Думая как привлечь инвесторов, Ван и Уоннелл решили не ограничиваться сценарием, а самостоятельно снять одну из наиболее сильных сцен — эпизод с ловушкой в виде медвежьего капкана. Такое решение позволяло продемонстрировать одновременно и концепцию, и мастерство авторов.
Шуони Смит в фильме «Пила: Игра на выживание» (2004) / Фото: Greg Gayne / Lionsgate
Оно сработало — короткометражку сняли в начале 2003 года, через несколько месяцев проект согласилась поддержать компания Lions Gate, а уже осенью того же года прошли съемки полного метра. Помимо продюсеров короткометражка также помогла привлечь актеров. Например, Шуони Смит, большим фанатом которой был Ван, не сильно впечатлилась сценарием, но согласилась сниматься после просмотра фильма.
Превращай ограничения в преимущество
Джеймс Ван и Ли Уоннелл неоднократно говорили о том, что их картина во многом сформировалась под давлением ограничений. Уоннелл впоследствии даже давал такой совет всем желающим сделать свое кино: «Используйте бюджетные рамки как преимущество. Превращайте ограничения в эстетику». Молодые кинематографисты постоянно думали о том, как сделать захватывающее кино, но при этом уложиться в скромные размеры бюджета.
На съемках фильма «Пила: Игра на выживание» (2004) / Фото: Lionsgate
Всего на производство удалось добыть $1-1,2 млн, сумма довольно смешная. Отсюда возникла концепция — большая часть действия разворачивается в одной комнате с двумя актерами. Однако даже в таком минимализме авторы искали потенциал для кошмара. Так герои оказались в комнате на цепи, к их компании присоединился «труп», а основой сюжета стал поиск спасения через решение загадок.
Ли Уоннелл в фильме «Пила: Игра на выживание» (2004) / Фото: Lionsgate
Также интересно заметить, что в условиях финансовых ограничений авторам приходилось брать на себя несколько задач одновременно. Например, Уоннелл сам выполнял трюки и помимо главной роли также сыграл некоторых других героев, но со спины или тенью, а продюсеры и знакомые появились в фильме в качестве других жертв маньяка.
Баги могут стать фичей
На съемки фильма у группы было всего восемнадцать дней, из которых шесть — заняли съемки в единственной специально построенной для картины декорации — ванной комнате. В остальном авторы снимали или на уже существующих локациях, или в декорациях других продакшнов.
Возможности для пересъемки дублей были очень сжатыми. К тому же, чтобы облегчить задачу актерам, а исполнявший одну из главных ролей Ли Уоннелл имел не очень большой опыт, съемки велись в хронологическом порядке, что тоже было непросто. Ван признается, что хотел сделать картину в более строгом хичкоковском стиле, однако на практике работать приходилось «более грубо и шероховато».
Ли Уоннелл в фильме «Пила: Игра на выживание» (2004) / Фото: Lionsgate
Кроме того, часть необходимого материала удалось снять лишь в формате репетиций или же не удалось снять вовсе. Выход из ситуации искали на монтаже, например, заменяя недостающие фрагменты фотографиями или кадрами как бы камеры видеонаблюдения. Ван признавался, что в этот период был готов застрелиться из-за нехватки материала.
Кадр из фильм «Пила: Игра на выживание» (2004) / Фото: Lionsgate
Как ни странно, в итоге несовершенство съемок и вынужденные решения сформировали уникальный стиль фильма. Ван по этому поводу даже смеется, что многие критики отмечали смелость эксперимента с формой, тогда как в действительности ему просто приходилось «лепить из того, что было».
Доверяй интуиции, снам и страхам
Кадр из фильм «Пила: Игра на выживание» (2004) / Фото: Lionsgate
Уоннелл рассказывает, что опыт работы над «Пилой» научил его, что некоторые идеи и решения приходят внезапно, а то и вовсе появляются сами собой, без особой причины. Так, часть сюжетных ходов и образов авторы брали из собственных страхов и снов.
Кадр из фильм «Пила: Игра на выживание» (2004) / Фото: Lionsgate
Персонаж «Конструктор» родился, когда Уоннелл был на приеме у врача и представил себя на месте не вполне адекватного человека, узнающего о смертельном заболевании. Клоуны, игрушки, замкнутые пространства, ситуация, когда просыпаешься, а кто-то смотрит на тебя — все это личные страхи Вана и Уоннелла. Или взять хотя бы само название фильма — «Пила». Уоннелл вспоминает, что однажды просто открыл блокнот, написал это слово и понял, что это идеальное название для хоррор-проекта.
Играй с ожиданиями зрителя
Во многих интервью Джеймс Ван говорит о необходимости играть со зрителем. И «Пила» как раз хороший образец того, как сюжет постоянно удивляет аудиторию, обманывая ее ожидания. При этом Ван умело использует технику «чеховского ружья» — рассыпает по ходу повествования подсказки, которые в определенный момент с шоковым эффектом «выстреливают».
Сцена из фильма «Пила: Игра на выживание» (2004)
Ярким примером можно считать кульминационный твист фильма, когда тот, кого мы привыкли считать трупом, внезапно оживает и более того, оказывается центральной фигурой всей истории. Да и в целом картина хоть и позиционировалась как хоррор, в действительности скорее является детективным триллером с элементами ужаса.
Хоррор — это не обязательно про кровь
Хотя со временем «Пила», как франшиза, стала выделяться именно обилием насилия, пыток и прочего фактурного членовредительства, в первой картине кровопускания на удивление мало. По сути, на весь фильм всего одна действительно жесткая сцена. Что вероятно неким образом коррелирует с тем, что оригинальный фильм остается и лучшим во всей серии.
Кадр из фильм «Пила: Игра на выживание» (2004) / Фото: Lionsgate
И Ван, и Уоннелл утверждают, что не являются большими фанатами «крови и кишок», и считают, что инструментарий фильма ужасов гораздо богаче. В общем-то «Пила» вполне убедительно доказывает, что авторы владеют самыми разными средствами жанра. И, кстати, сам Ван и вовсе убежден, что страшное эффектнее создается не через визуальный ряд, а через акустику: «От одного лишь скрипа двери у вас по спине могут начать бегать мурашки. А ведь скрип двери не стоит нисколько».
Просчитывай наперед
Кадр из фильм «Пила: Игра на выживание» (2004) / Фото: Lionsgate
Известно, что авторы «Пилы» не слишком рассчитывали на успех картины — фильм даже думали выпускать сразу на видео, минуя прокат. Ситуацию изменил успех на «Сандэнсе». Тем не менее, очевидно, что некоторый задел на будущее Ван и Уоннелл все-таки готовили. В пользу этого свидетельствует открытый финал (анхэппи-энд), который предполагает возможность продолжения. Но кроме того, создатели грамотно рискнули, договорившись с продюсерами не на фиксированный гонорар, а на процент от сборов. Напомним, картина с бюджетом в $1 млн собрала в прокате более $100 млн.
Обложка: кадр из фильм «Пила: Игра на выживание» (2004) / Lionsgate