Создание любого фильма сопряжено с постоянным преодолением трудностей, часто работа превращается в настоящее сражение. Какой бы не была задумка будущей картины, столкновение с проблемами во время съемок неизбежно, особенно это актуально для фильмов в жанре экшн.
Когда мы хотим создать экшн-сцену, первым делом мы должны определиться с тем, почему она необходима для сюжета. Каковы цели героя? Что стоит на кону? Экшн сам по себе не имеет никакого значения, если зритель не заинтересован фильмом. А начинается все и всегда со сценария. Я осознаю, что я не могу конкурировать с фильмом, снятым за 60 миллионов долларов, потому всегда стремлюсь к тому, чтобы найти пути достижения того же эффекта другими средствами. Персонажи и сюжет являются хорошей отправной точкой
Экшн сам по себе не имеет никакого значения, если зритель не заинтересован фильмом.
Это нормально — иметь амбиции, однако основные элементы по-прежнему должны закладываться с самого начала. Впервые я усвоил многие из этих уроков, работая над своим первым фильмом «Рукопашный бой». Однако только со своей второй картиной — «В тисках» я начал претворять это знание в жизнь. Фильм с Домиником Перселлом и Дэнни Гловером в главных ролях включал большое количество экшна, имевшего разрушительное влияние на наш бюджет. Если вы создаете фильм в условиях ограниченных средств, тогда вот несколько важных факторов, которые стоит учитывать на каждом этапе.
Трейлер фильма «В тисках» (Gridlocked, 2015)
1. Препродакшн
Процесс подготовки чрезвычайно важен. Не имеет значения, есть у вас 10 тысяч или 10 миллионов долларов. Как режиссер, вы должны убедиться в том, что хорошо ознакомлены с материалом, и в то же время находите время на то, чтобы сформировать и подготовить свое видение. Изучите экшн в других фильмах. Научитесь понимать, что именно делает их успешными. Уберите все технические элементы, от которых у вас глаза лезут на лоб, и действительно разберитесь с основами. Вот несколько способов использовать время на подготовку:
Сформируйте ясное видение
Убедитесь в том, что у вас есть ясное и сжатое видение вашей сцены. Причем не только в воображении, но и на бумаге. Крайне важны раскадровки и монтажные листы. При наличии четкого видения вам будет проще делать необходимые изменения на ходу. Например, если вы знаете, что не можете сделать какой-то кадр, есть возможность пока справиться с другим куском сцены. Вы должны досконально знать каждый кадр и каждую деталь. Чем лучше вы знакомы с материалом, тем лучше вы можете справляться с творческой импровизацией.
Изучите экшн-сцены в других фильмах. Научитесь понимать, что именно делает их успешными.
Нужно планировать то, как вы будете преподносить сцену с помощью ясных инструкций не только актерам, но и съемочной группе. Бывает так, что вы видите идеальную картинку у себя в голове, но все остальные видят нечто иное. Вы должны сходиться во мнениях с вашим оператором-постановщиком. Как можно раньше начинайте использовать ваши возможности проводить разборы и обсуждения. Этот шаг сэкономит вам тонну времени на съемочной площадке.
Решите, когда и как идти на компромиссы
Примиритесь с тем, что ваше видение может быть пересмотрено, особенно если речь идет о съемках независимого кино. Научитесь идти на компромисс так, чтобы каждый момент имел значение. Если вы беретесь за дело, имея нереалистичные ожидания — вы будете только разочарованы собой и конечным результатом. Кроме того, это не позволит вам двигаться вперед, оставив позади то, за что вы «зацепились».
Аллан Ангар и актер Дэнни Гловер на съемках фильма «В тисках»
Всегда старайтесь заранее поставить «моменты для попкорна» на первое место. Как только сюжетные точки вашей экшн-сцены расставлены — спросите себя, есть ли у вас возможность «поднять планку». Это может быть как нечто связанное с повествованием, так и какая-то шутка. Нужно добавить «перчинки» в фильм. Если вы знаете, что у вас будет ограниченный бюджет, следует найти увлекательные и захватывающие способы что-то переиграть. Будь то перестрелка, или сцена боя — найдите те особые моменты, которые будут иметь значение.
Во время съемок фильма «В тисках» мы привлекали к работе группу по чрезвычайным ситуациям и безопасности, поскольку во время стрельбы холостыми патронами всегда требуется контроль со стороны полиции. Когда съемочный день уже приближался к концу, у нас оставалось несколько сцен с выстрелами, а еще была сцена с гранатой, и я знал, что она будет одним из самых захватывающих моментов.
Подготовка позволяет принимать решения за секунды.
Помощник режиссера сообщил мне, что сотрудники группы безопасности уже перешли на работу за сверхурочные — я мог отснять только одну сцену. Как бы мне не хотелось, чтобы ВСЯ стрельба в фильме была аутентичной, я знал, что на первое место нужно было поставить сцену с гранатой. Благодаря подготовке я принял это решение за считанные секунды.
Подружитесь с постановщиком трюков
Хорошие отношения с постановщиком трюков также могут иметь огромное значение. Они поддерживают вас и борются за успех экшн-сцен. Они хотят добиться идеала не меньше, чем вы — используйте это. Творчески подходите к отведенному вам времени. Проводите время с постановщиком трюков во время подготовительного периода и в нерабочие часы. Взаимное понимание и доверие с этими людьми — бесценно.
Во время съемок я, как правило, задерживаюсь после окончания работы и беседую с постановщиком трюков, чтобы разобрать различные «точки действия» в фильме. Мы оставляем несколько добровольцев (обычно помощника режиссера) и просто разыгрываем и закрепляем сцены. Затем снимаем нашу превизуализацию, чтобы показать ее актерам и съемочной группе на следующий день.
Кадр из фильма «В тисках»
2. Подбор актеров
Когда фильм снимается за сравнительно небольшие деньги, непросто найти актеров, согласных проводить дополнительное время, тренируясь и репетируя. Кроме того, не всегда удается найти человека, способного работать в команде, однако если у вас это все-таки получилось — значит, вы на правильном пути. Если он обладает спортивной подготовкой — то это уже что-то, даже если он и не готов тратить много времени на тренировки. Отсюда и первый совет.
Подбирайте актеров со спортивными или боевыми навыками
В обоих фильмах, режиссированных мною, было заранее известно, что от актеров на ведущих ролях потребуется изрядная доля спортивных и каскадерских навыков. Потому я боролся за актеров, которые либо когда-то занимались спортом, либо имели опыт съемок в экшн-фильмах. Многие скажут, что самым простым решением было бы нанять дублера, чтобы тот взял на себя тяжелую работу. Это неверно. Дублеры по-прежнему стоят денег, и им надо платить на каждой репетиции. Будучи независимым режиссером, иногда приходится вставать на место продюсера. Если у вас есть актер, хорошо работающий в команде, и ему уже заплатили за работу — то почему бы его не использовать.
Будучи независимым режиссером, иногда приходится вставать на место продюсера.
Доминик Перселл — заядлый боксер, и я знал, что он с большей вероятностью, чем другие, сможет воспроизводить элементы тактической подготовки, особенно в сценах с рукопашным боем. Перед съемкой мы провели много времени за творческим обсуждением сценария, выстраивая доверительные отношения друг с другом. В результате он заинтересовался процессом и был готов работать с постановщиком трюков в свободное время. То же самое было и с Коуди Хэкменом — пятикратным чемпионом мира по карате, и с Триш Стратус. Будучи членом Зала Славы WWE, она имела идеальную подготовку для моего фильма. Благодаря тому, что у нее были необходимые навыки, и она училась трюкам быстрее обычной актрисы, мы сэкономили несколько дополнительных дней репетиций.
Доминик Перселл встречается лицом к лицу с Винни Джонсом в фильме «В тисках»
Используйте время вне съемок с умом
Если у вас не выделено времени для репетиций, нужно подходить к делу творчески. В те дни, когда актеры должны были присутствовать для съемок нескольких сцен, в перерывах я посылал их к постановщику трюков или специалисту по оружию. Они постоянно тренировались с оружием и занимались бегом. Пока устанавливали освещение между сценами, Перселл порой отходил отрабатывать хореографию. Иногда он занимался в одиночестве, а бывало — брал с собой кого-нибудь, кто был готов составить ему компанию.
А еще давайте не будем забывать, что сегодняшние зрители многое видели и многое знают, а потому все чаще замечают подмену дублером. Их уже не впечатлить неистовой тряской камеры и имитацией более высокой интенсивности действия. Гораздо больше они воодушевляются, когда видят, что актер сам делает все трюки.
Год назад из студии научно-производственного объединения «Перспектива» начали транслироваться эфиры NATEXPO TV — телеканала, созданного специально для тех, кто профессионально...