Ночь, улица, фонарь, акрофобия
Режиссер Кирилл Плетнёв / Фото: Виктор Вытольский
Работа должна была начаться в девять вечера, но спустя два часа «мотора» всё еще не было. Режиссер столкнулся с непредвиденными обстоятельствами. Вся смена посвящена важной сцене, которая должна сниматься на балконе девятого этажа, но 14-летняя актриса Стефания Лебедева перед выходом на площадку обнаружила в себе проблему – боязнь высоты. Причем настолько сильную, что девушка чуть ли не вцепилась в стену, выходя на балкон, не говоря о том, чтобы подойти к перилам. И вот уже несколько часов Стеша, как ласково называют актрису члены съемочной группы, с помощью всех присутствующих учится преодолевать страх.
Актриса Стефания Лебедева / Фото: Виктор Вытольский
Надо сказать, что акрофобией немного болеет и исполнительница главной роли Светлана Ходченкова, но она не имеет права показать свои слабости перед младшими актерами: Светлана с первых же дней взяла Стешу под свое шефство, зная, как трудно молодой артистке сниматься с профессионалами. Вот и на балконе, стараясь держаться бодро, Светлана учит Стефанию раскрепощаться и не обращать внимания ни на высоту, ни на мороз, ни на массу людей, собравшихся за камерой.
Актриса Светлана Ходченкова / Фото: Виктор Вытольский
Сама Ходченкова справляется с боязнью высоты с помощью репетиций, пробуя непринужденно выговаривать дворовые словечки явно не из ее лексикона. Поначалу она производит странное впечатление: расхаживает в толстой куртке ДПС и отчетливо произносит в пол неприличную чушь. Если не знать, что это актриса, что куртка нужна, чтобы греться между дублями, а проговариваемые фразы – всего лишь текст роли, возникнет ощущение, что попал не к Кириллу Плетнёву, а в какое-то остросоциальное кино.
Квартирный вопрос, удачный ответ
На съемках фильма «Мама» / Фото: Виктор Вытольский
В этой обстановке между дублями в тесных темных коридорах толпится съемочная группа. Как нам рассказывает художник-постановщик Мария Заикина, локаций для съемок «Мамы» требовалось всего три: гинекологический кабинет, квартира и балкон. Больше и не надо. История, которую рассказывает Плетнёв в своем фильме, довольно камерная, как, впрочем, и в предыдущих его короткометражных работах. Аня (Светлана Ходченкова) в свое время родила дочь, но, будучи молодой и беспечной, отдала ее на воспитание своим родителям. Прошло 14 лет, Юлька (Стефания Лебедева) считает дедушку и бабушку (Валерий Баринов и Ольга Сирина) своими папой и мамой, Аню – сестрой. В какой-то момент герои оказываются перед выбором: раскрывать тайну подростку или оставить всё как есть.
Актер Валерий Баринов / Фото: Виктор Вытольский
Главной площадкой «Мамы» стала квартира, в которой разворачивается конфликт во время празднования дня рождения Юльки. «Мы искали квартиру, в которой живут родители главных героев. Папа – тренер молодежной сборной. Мама – домохозяйка, но первоначально она у нас с артистическими наклонностями, когда-то окончила балетное училище. У них в этой квартире сложилось новое семейное счастье, но героиня Светланы Ходченковой не очень в него вписывается и чувствует себя чужой. Моя задача была создать уютный мир, в котором главная героиня не может существовать», – рассказывает художник-постановщик Мария Заикина.
При выборе локации для съемки квартиры обычно берут студии – симпатично, практично, много «прострелов». Здесь же обязательно должна была быть отдельная кухня – пока в гостевой комнате происходит праздник, на кухне разгорается скандал. Также в сценарии была прописана однокадровая сцена, в течение которой камера насквозь проходит всю квартиру с обзором на 360 градусов. Рассказывает оператор-постановщик Юлия Галочкина: «В помещении, которое мы выбирали, была небольшая сквозная гардеробная комната. Увидев ее, мы поняли, что она поможет нам снять эту сцену».
Оператор-постановщик Юлия Галочкина (справа) / Фото: Виктор Вытольский
Подходящая квартира нашлась у общих знакомых режиссера и членов съемочной группы. Хозяева не только решились предоставить свое жилье, но и дали добро на то, чтобы перекрасить стены и поменять планировку. «Это же друзья! Они всё понимают. Тем более что сами киношники», – комментирует художник. «Я не очень себе представляю, как два человека могли отдать на несколько дней свою квартиру для съемок. Такое могли сделать или киношники, или сумасшедшие», – добавляет оператор Юля.
У этого дома есть один существенный «минус» – он находится в центре Москвы, недалеко от Красных ворот. Выбор локации повлиял на сценарий. Изначально история происходила в спальном районе, но когда нашлась квартира, стало понятно, что надо все переписывать с расчетом на центр, поскольку он виден в окнах, а красоту, как известно, не спрячешь.
Режиссер Кирилл Плетнёв и оператор-постановщик Юлия Галочкина / Фото: Виктор Вытольский
Отсюда родилась следующая проблема, связанная с выбором того самого балкона, с которого мы начали рассказывать о съемках «Мамы». Потребовалась такая площадка, чтобы было понятно, что это центр, чтобы работали «прострелы», фоны и прочие вспомогательные факторы. По словам Марии Заикиной, это должна была быть «не простая балконная коробка, а c колоннами, с видом на Москву, чтобы можно было подсветить, что-то придумать, чтобы балкон был вариативен».
На съемках фильма «Мама» / Фото: Виктор Вытольский
В жилых домах удачную площадку такого рода не встретишь, это стало ясно сразу. Тогда режиссер, оператор и художник начали искать объект «ногами», то есть гуляли по улицам, примыкающим к Садовому кольцу, пока не наткнулись на неприглядное с виду здание недалеко от «Гоголь-центра». «Я увидела здание на Казакова, говорю: “Смотрите, какой балкон офигенный, с него наверняка вид будет хороший”. Мы вошли втроем, нас остановила охрана. Оказалось, что это общежитие. Ребята остались разговаривать, а я вместе со студентами прошмыгнула внутрь, прошлась по этажам, нашла единственный балкон, который был открыт. У остальных были свинчены ручки дверей. Вошла, пофоткала, спустилась, мы тут же посмотрели, и Кир согласился со мной, что снимать нужно именно этот балкон», – рассказывает Юля Галочкина. Но это было еще только полдела, а вот договариваться о съемках в общежитии пришлось долго. Впрочем, любой студент отлично знает, что в стране могут меняться любые правила, но только не нрав комендантов.
На съемках фильма «Мама» / Фото: Виктор Вытольский
Остался еще один объект: гинекологический кабинет в больнице с возможностью выхода на натуру. Группе снова повезло, им достался не просто кабинет, а целый неработающий родильный дом ГКБ №72. «Там приятная киношная фактура, стены-плитки. Причем плитка не белая, а голубая. Еще и все по этажам разбросано, так что мы собрали в итоге прекрасный кабинет», – радуется находке Маша Заикина.
Потому что мы банда!
Режиссер Кирилл Плетнёв / Фото: Виктор Вытольский
После каждой отснятой сцены и традиционных: «Кажется, было?» – повисает пауза на то время, пока Плетнёв еще раз отсматривает дубль. Он перепроверяет, пристально вглядываясь в монитор, кивает, удовлетворенно произносит: «Да, есть!» Тут начинается котовасия. Первым вскакивает сам Кирилл и бежит на площадку, чтобы сообщить всем, что «снято», за ним устремляются остальные, происходит локальный праздник. И так почти каждый раз.
Режиссер Кирилл Плетнёв и команда / Фото: Виктор Вытольский
«Я ни разу не видела, чтобы на площадке столько целовались. Как только у нас что-то получается, мы сразу целуемся», – рассказывает по телефону оператор Юля Галочкина. По телефону потому, что ее, самую зажигательную девушку на площадке, невозможно оторвать от работы даже во время перестановок. По ее словам, «чувствуешь, когда с человеком разговариваешь на одном языке». И тут важна общность и человеческого, и киноязыка. «Я так понимаю, что у него такое же ощущение, поэтому вот уже вторую работу мы снимаем вместе. Я абсолютно точно знаю, что, когда мы с Кирой на одной площадке, мы счастливы на все сто процентов», – откровенно замечает Юля.
На съемках фильма «Мама». Оператор-постановщик Юлия Галочкина, актер Валерий Баринов и режиссер Кирилл Плетнёв / Фото: Виктор Вытольский
Галочкина защитила ВГИКовский диплом (мастерская В. И. Юсова) в 2009 году. С мастером ей, конечно, крупно повезло, Вадим Иванович всегда учил своих студентов не расслабляться. И Галочкина даже не думает об отдыхе – в руках всегда камера. «Я вообще в принципе люблю ручные камеры», – уточняет она. Фильм «Мама» снимался на Arri Alexa Mini с помощью EasyRig. Оптика – Ultra Prime. Для сцены на натуре был использован подвес DJI Ronin. Всё остальное довольно просто.
На съемках фильма «Мама» / Фото: Виктор Вытольский
Галочкина привела с собой на проект осветителей, которые работали над предыдущей работой Плетнёва «Настя». Говоря об особенностях освещения ночных сцен, руководитель бригады Павел Шевченко, как и полагается человеку его профессии, немногословен: «Задача нам ставится конкретно покадрово: мы хотим видеть в кадре вот это. Отсюда и исходим, ставим боковой свет через окна, контровые и заполняющие приборы. В основном, сейчас небольшие приборы на 650 Вт, “дедолайты”, “дедософты”. Всего около семи».
На съемках фильма «Мама» / Фото: Виктор Вытольский
На вопрос: «Не мешает ли во время съемок ночной сцены на балконе свет с улиц Москвы?» – и Павел, и Юля отвечают сдержанным недоумением. Разве может московский свет мешать? Даже наоборот, сегодня света по фонам было меньше, чем хотелось бы. А как же блики и «паразитики», не лезут в кадр? «Конечно, лезут, и это прекрасно!» – говорит Галочкина.
Для Кирилла Плетнёва «Мама» – это первый «продюсерский заказ», но снятый по его авторскому сценарию. Его предыдущая картина «Настя» хоть и была учебной режиссерской работой (Кирилл отучился на вечернем отделении ВГИКа), но собрала все призы, какие только может заслужить российская короткометражка, включая гран-при «Кинотавра». «Настя» и ее успех помогли в финансировании нынешнего проекта. Небольшие деньги (чуть больше миллиона рублей) были выделены продюсерским центром «Молодежные инициативы» (продюсеры Дмитрий Якунин и Филипп Абрютин) и компанией «Лаэто фильмс» (Георгий Солдатов, Екатерина Лукомская, Николай Кузьмин).
Плетнёв оказался не из тех режиссеров, которые снимают по сотне дублей. Он так выстраивает процесс на площадке, чтобы все шло достаточно быстро. Вышеописанную однокадровую сцену в квартире хронометражем в 2:40 сняли с седьмого дубля. Все члены съемочной группы, с которыми нам удалось поговорить, в один голос заявили, что Плетнёв – идеальный «актерский режиссер», который при этом старается быть везде в процессе съемок. Если же он не уверен, смонтируется или нет тот или иной кусок, не стесняется спросить совета.
Режиссер Кирилл Плетнёв / Фото: Виктор Вытольский
Уже к середине дня стало ясно, что любимые слова Кирилла – «супер» и «отлично». Подул ветер? «Супер! Это красиво!» С первого раза не зажигается сигарета? «Отлично, так даже интереснее!»
А что же Стеша? Преодолела ли она страх высоты? Само собой, под конец съемок она уже бегала по балкону.