Каждому персонажу — нужный момент

Что это за «моменты»

Арт ХолкомбЭто то, что зрители запомнят о хорошем кино, что актеры (и читатели) ищут в любом качественном сценарии. Яркие «моменты» могут быть даже важнее структуры и способны поддержать связь «писатель-актер-режиссер-зритель».

Будучи сценаристами, мы проводим бесконечные часы, пытаясь заставить главных героев «ожить». Вдыхаем в них человеческие желания, силы и слабости. И, как правило, на эту задачу работают второстепенные персонажи, которые помогают пролить свет на конфликт, объяснить суть истории, создать напряжение.

Если получается удачно, то сценарий поднимается над обыденностью. Выходит плохо – персонажи остаются лишь инструментами сюжета.

Выдающиеся сценаристы видят в каждом своем герое особенную линию игры и точку фокусировки. «Моменты» – это глубина и текстура, способы очеловечить историю, продвинуть ее и вызвать у зрителя сопереживание главному герою. Наша задача – создать образы сложнее ожидаемых архетипов, масштабнее заурядных людей, преодолевающие стереотипы.

Можно обозначить три важных «момента» в создании персонажа:

  • Представление героя
  • Отсылка к событиям за пределами основной истории
  • Показать героя через «персонаж-зеркало»

 

Появление/представление героя

Без этого никуда. У каждого персонажа есть свой выход к публике, когда он должен сразу произвести мощное впечатление. Чем больше силы и тайны будет в нем, тем лучше эффект. 

В качестве примера возьмем «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» (1977), когда впервые видим Дарта Вейдера. Он хладнокровно перешагивает через тела мертвых солдат и направляется к офицеру повстанцев, чтобы его допросить и задушить.

Кадр из фильма «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» (1977)

Фрагмент сценария:

«Внутреннее помещение корабля повстанцев – коридор. Дарт Вейдер стоит посреди разбросанных трупов врагов. Он хватает раненого офицера повстанцев, в тот же момент к нему устремляется офицер имперских сил.
Офицер сил Империи: «В главном компьютере отсутствуют планы «Звезды смерти»».
Вейдер сжимает горло офицера повстанцев, который безуспешно борется.
Вейдер: «Что вы сделали с перехваченными планами?»
Вейдер поднимает повстанца прямо за шею.
Вейдер: «Что вы сделали с этими планами?»
Офицер повстанцев: «Мы не перехватывали сообщений! Это консульское судно, у нас дипломатическая миссия!»
Вейдер: «Если это консульское судно, где посол?»
Повстанец отказывается говорить. Затем кричит от того, что Темный лорд сжимает его горло. Офицер хрипит и дергается, затем умирает. Вейдер отбрасывает солдата к стене и наступает на его труп».

Кадр из фильма «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» (1977)Кадр из фильма «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» (1977)

 

Отсылка к событиям за пределами основной истории

Ваш персонаж станет более человечным и вызовет более тесную эмоциональную связь с ним, если его действия будут в чем-то противоречить нашим ожиданиям от его основной роли.

Кадр из фильма «Гангстер» (2007)Кадр из фильма «Гангстер» (2007)

Посмотрим на таких героев: 

  • В «Гангстере» (2007) Фрэнк Лукас – беспощадный преступный король, который без колебаний стреляет в людей среди белого дня на глазах у свидетелей, травит соседей героином. Но он же раздает индеек бедным семьям Гарлема в День благодарения.
  • В «Казино» (1995) Ники Санторо – свирепый гангстер со взрывным темпераментом. Он же возвращается домой каждое утро, чтобы приготовить завтрак своему сыну.
  • В сериале «Стар Трек» бесчувственный и рациональный инопланетянин Спок время от времени переживает земные эмоции, например, однажды попробовав наркотики.

 

Прекрасный пример комбинирования описанных двух способов можно найти в фильме «Семь самураев» (1954). Один из нанятых самураев Хэйхати сразу показывает вам все, что нужно о нем знать, когда мы видим, как он колет дрова, чтобы свести концы с концами. Название и сюжет фильма подводят зрителя к одному аспекту жизни самураев, но сценаристы Куросава, Мотоки и Огуни играют с нами, представляя Хэйхати с неожиданной стороны.

Кадр из фильма «Семь самураев» (1954)Кадр из фильма «Семь самураев» (1954)

Фрагмент сценария:

«Средний план из-за большой кучи поленьев. Снова и снова слышится крик и звук удара топора по дереву. Голова Горобэя появляется над кучей, камера следит, как он обходит и встает над ней, глядя вниз. Камера продолжает двигаться и показывает самурая, рубящего дрова. При каждом движении вниз он издает душераздирающий вопль. Его меч лежит на траве за ним. Камера задерживает средний план на оружии. Горобэй остается на заднем плане. Хэйхати оглядывается на Горобэя, который смотрит на него, а после продолжает свое занятие. Ухмыляющийся Горобэй садится на поленья и продолжает наблюдать. Не говоря ни слова, Хэйхати поднимает меч и кладет его подальше от Горобэя. Звучит музыка. Хэйхати разрубает еще одно полено прежде, чем обернуться к Горобэю.

Хэйхати: «Ты что, никогда раньше не видел, как рубят дрова?»
Горобэй: «Кажется, ты получаешь от этого удовольствие».
Хэйхати: «О да, это просто мой способ жить».
Он разрубает еще одно полено.
Горобэй (смеется): «А ты хорош!»
Средний плен с высокого угла на Хэйхати, в кадре вид со спины головы и плеч Горобэя на переднем плане.
Хэйхати: «На самом деле – нет. Это намного сложнее, чем убивать врагов. Ха!»
Он разрубает еще одно полено.
Средне-крупный план с низкого угла на Горобэя, он наклонился вперед и ухмыляется.
Горобэй: «И многих ты убил?»
Средний план, высокий угол, Хэйхати на заднем плане готовится разрубить новое полено,.Горобэй появляется в кадре на переднем плане. Хэйхати медленно к нему поворачивается.
Хайхати: «Поскольку нельзя убить их всех… Ха!»
Он разрубает полено и затем поворачивается к Горобэю.
Хайхэти: «…обычно я убегаю».
Средне-близкий план на Горобэя, низкий угол.
Горобэй (ухмыляясь): «Блестящий принцип!»
Средний план высокий угол на обоих.
Хэйхати: «Спасибо. Ха!» 
Он раскалывает полено и ставит следующее, поднимает топор.
Горобэй: А ты случайно не заинтересован в том, чтобы убить двадцать-тридцать бандитов?»

 

Показать героя через «персонаж-зеркало»

Здесь мы используем персонаж, который действует по контрасту с главным героем. Их дела, биографии и оригинальные истории мы должны постоянно сравнивать. К тому же «зеркало» может показать пути, еще не пройденные протагонистом. Понимание последствий выбора, сделанного одним в противоположность другому, помогают нам погрузиться в историю.

В «Темном рыцаре» (2008) мы помним, как Харви Дент подбрасывает монетку, оскорбляет криминального босса, бьет потенциального убийцу. И все это предсказывает его перерождение в Двуликого.

Харви ДентКадр из фильма «Темный рыцарь» (2008)

Фрагмент сценария:

«Слышится смех из зала. Дент поворачивается к судье.
Дент: «Разрешите относиться к свидетелю как к враждебно настроенному».
Росси: «Враждебно? Я покажу тебе враждебно!»
Росси подпрыгивает, тычет пистолет в лицо Денту. Крики в зале. Росси давит на курок, пистолет дает осечку. Дент шагает вперед, отбирает оружие, прижимает Росси к столу правой рукой.
Кросс разряжает пистолет и кладет его перед Марони.
Дент: «Керамический, 28 калибр. Сделано в Китае. Если вы желаете убить слугу народа, мистер Марони, я рекомендую вам купить американский».
Такие моменты делают персонажей более реалистичными, притягивают нас к себе, заставляют сопереживать. Возникает мысль: если они на самом деле похожи на нас, может ли быть так, что и мы больше похожи на них?

Так как же заставить все эти «моменты» работать на вас?

 
Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999)Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999)
 

Поймите предысторию каждого персонажа

Чем больше вы знаете о героях вашей истории, тем больше видите скрытых возможностей предоставить им моменты, чтобы проявить себя. Постарайтесь найти время, чтобы написать параграф о каждом из них, и, наверняка, откроются новые тайны.
 

Усложните ваших героев

Каждый, создаваемый вами герой, как айсберг. Скрытые причуды и мотивы – это то, что, в конечном счете, зрители должны разглядеть в них. Не бойтесь потратить время на формирование индивидуальности даже самого последнего персонажа.

 

Каждая роль (и человек) имеет свой свод правил

Люди, которые хорошо вас знают, как правило, могут предсказать, как вы будете действовать в той или иной ситуации. То же правило верно и для ваших героев. Зная, как каждый из них будет реагировать, когда напуган, возбужден, чувствует вызов или разочарован, можно изобразить их намного более убедительно.

 

Понимание отношений героев

Найдите время, чтобы понять вероятное развитие отношений между всеми возможными парами ваших героев. Поставьте каждого по очереди перед другим персонажем и представьте, какие у них могут быть отношения. Только через это упражнение можно отыскать много интересных вариантов для развития своих историй.

 

Сохраните интригу «моментов»

Тут речь о том, что вопросы, которые останутся у зрителей к вашим героям, поддерживают интерес. Злодей, который останавливается, чтобы погладить кошку. Или герой, который не вмешивается в события и просто развалился на диване. Все это вносит свой вклад, чтобы интриговать зрителя. Наибольшее сопереживание возникает, если мы выходим за границы наших предположений. Это значит, что человек на экране открывается с такой стороны, которая одновременно находится и за пределами нашего жизненного опыта, и одновременно ее природа нам понятна.

 

  Арт Холкомб

Сценарист, писатель, автор графических романов, лектор. Писал для Marvel и DC Comics, сочинял сценарии франшиз «Звездный путь» и «Люди Икс». Один из основателей и главный редактор Andromeda Entertainment.
 
 

Источник: creativescreenwriting.com

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *