Постапокалипсис нау
Но внутри – сказка. Фильм о популярном в Голливуде постапокалипсисе на уровне идеи и смысла в России еще, кажется, не снимали. Необычны и условия выживания – герои добывают внутреннюю энергию с помощью танцев, а взрослые, разумеется, капиталистические хищники черпают из их движений свою выгоду.
Отсюда футуристические декорации и одежда героев. Девочки ходят в мягких ботинках, мальчики – в берцах. Несмотря на холод, режиссер Андрей Волгин настаивает на том, чтобы даже если идёт съёмка крупностей, все были в форме.
Нас встречают хорошей новостью: сегодня снимается ключевая сцена знакомства героев за обедом плюс драка. «Ой, как здорово», – думаю я, но чувствую где-то подвох. Как оказывается чуть позже, история с «Танцами насмерть» отличается от сериального продукта: тогда, когда телевизионная выработка составляет примерно 10-12 минут за смену, то здесь, в серьезном кино, две-три минуты снимаются в течение пяти часов.
Тем более – сегодня. Казалось бы, что сложного в том, чтобы снять сцену, в которой все герои встречаются и знакомятся друг с другом за обедом перед танцевальной битвой? Пара фраз, конфликт, переходящий в драку. Но нет. Андрей Волгин и – особенно – оператор Вячеслав Лисневский кажутся перфекционистами высшей пробы. Увидев на плэйбэке вилку не той «степени свежести», как бы хотелось, производство встает до тех пор пока, пока ложка не заблестит «правильно».
Мясо, драки, перловка
Иван Жвакин и Ола Кейру, актеры
Сам же главный герой Костя в исполнении Ивана Жвакина, известного многим по сериалу «Молодежка», стоически пытается вершить справедливость даже на уровне обеденного стола. «Наш герой попадает в эту среду и пытается своими действиями что-то исправить. Естественно, он встречает девушку, влюбляется, и эта девушка становится таким толчком для развития истории. Он парень дворовый, Робин Гуд. Хороший, добрый, помогает детям, помогает другу, но обстоятельства так складываются, что его забирает полиция и принудительно приводит его сюда», – объясняет диспозицию режиссер Андрей Волгин.
Когда я спрашиваю о кастинге, Андрей говорит, что выбирал актеров даже не по возрастным характеристикам, а по опыту. Каждый из сидящих сегодня за столом имеет танцевальное прошлое, включая главную, наверное, звезду проекта Лукерью Ильяшенко, бэкграунд которой имеет балетное прошлое. Хотя есть и актеры, взятые в фильм «по блату». Если с Денисом Шведовым Волгин знаком давно, то с Агнией Дитковските он ни разу не работал, но знает ее как актрису и уверен в выборе.
Опыт, сын ошибок трудных
Я спрашиваю у него про референсы, имея в виду, что, как правило, у фильмов популярного сейчас жанра подростковой антиутопии есть литературные корни. У «Танцев насмерть» нет первоисточника. Тем не менее, Евгений подчеркивает, вне зависимости от проката «Танцев насмерть», у него и других авторов проекта есть видение не только второй части, но и всей трилогии.
Когда я спрашиваю Мелентьева, откуда такая уверенность, он рассказывает, что компания «Киноданц» – хоть и молодая (первый серьезный проект – «Битва с экстрасенсами» – выйдет в прокат на ближайших зимних каникулах), но имеет опыт на телепроектах. Уже ведутся переговоры с руководством каналов СТС и ТНТ о покупке фильма. «На сегодняшний день мы планируем снимать три-четыре фильма в год. То есть на протяжении трех лет мы думаем о производстве 10-12 картин. Кризис? Мы стараемся об этом не думать, мы подходим к этому вопросу комплексно».
Спрашиваю режиссера Андрея Волгина о перспективах и практике. Оказывается, «набить руку» для большого масштабного кино можно на простых примерах, достаточно иметь зоркий глаз и хорошую память. У Андрея есть своя компания, которая занимается промо для XXth Century Fox, Universal, ЦПШ. «На изготовлении разного рода промотериалов и накопился большой опыт. В том числе мы ездим на площадки, смотрим, привозим звезд первой величины. От Хью Джекмана до Джеймса Камерона», – раскрывает секрет Волгин.
Андрей Волгин (слева), режиссер
Было бы глупо не поговорить с Лукерьей Ильяшенко о сериале «Сладкая жизнь», но я не знаю, как начать. «Луша», как она просит себя называть, первая заводит разговор об этом: «Ты бы знал, сколько ролей мне предлагали после “Сладкой жизни”, которую я люблю и обожаю! Но каждая из них – очередная “Лера”!» В чем существенная разница между ее героиней в телесериале на ТНТ и будущей Аней? «Я играю…». Лукерья задумывается, я подсказываю дворовое слово «пацанка». «Пацанка! Точно! Слава богу, я впервые играю пацанку! Ты не представляешь себе, как это для меня важно. В жизни я больше Аня, чем Лера. Она все время что-то делает. Что-то ближе к make things happen».
Лукерья Ильяшенко (справа), актриса
Помимо того что у Ильяшенко куда больший опыт, чем у партнеров на площадке, она еще и старше их, но она не стесняется. «Моя задача физиогномически быть моложе, но не сбавлять характер персонажа. Не то что пытаюсь быть помладше, минусую, конечно, но и в розовые сопли не впадаю. Я хоть и занималась когда-то профессионально танцами, но сейчас я уже давно на пенсии. Но здесь история не про “станцевать”, здесь про “сыграть” языком тела и пластики», – рассказывает Лукерья.
Кровь на танцполе
Вячеслав Лисневский, оператор
К счастью, если внимательно смотреть за его работой, то вопросы один за одним отпадают. Он использует слайдер, по которому и катает камеру, работает в режиме «дерганой камеры». Там где многие снимали бы с плеча, Лисневский на длинном фокусе просто еле-еле раскачивает камеру. Эффект напряжения – превосходный. Помимо ARRI Alexa с UMC-3A на площадке задействована и камера Red Dragon. За ней стоит не только оператор Ксения, но и сам режиссер внимательно всматривается в крупности, недочеты которых лучше видеть не на плейбэке, а непосредственно в видоискатель, и тут же их корректировать.
И это всего лишь один съемочный день проекта «Танцы насмерть». Признаться, я часто оказываюсь на самых разных площадках: от телепроектов, в которых даже «восьмерка» снимается одной камерой без монтажных стыков, до художественных боевых полотен. Но такого отношения к делу редко где увидишь. Ждем премьеру в 2016 году, чтобы увидеть, что в итоге получится из этой футуристической истории.