Олег Богатов, заместитель председателя оргкомитета и модератор питчинга
Олег Богатов (заместитель председателя оргкомитета и модератор питчинга): «Мне кажется, участникам было непривычно разговаривать с жюри с позиции сверху-вниз. Им казалось, что их переполняет слишком большая ответственность, но я считаю, что это хороший опыт и для них, и для нас. Ребята должны привыкать, что кино — это публичная профессия. Неважно, где выступаешь, главное — реализовать свой проект».
Сначала были защиты документалистов. Это относительно новая секция, которая проходит во второй раз. В экспертный совет вошли: председатель комиссии неигрового кино Союза кинематографистов Сергей Мирошниченко (председатель жюри), вице-президент Гильдии киноведов и кинокритиков Андрей Шемякин, генеральный директор Санкт-Петербургской студии документальных фильмов Алексей Тельнов, главный редактор телеканала «24_doc» Мария Мирошниченко, учредитель и генеральный директор «Фонда этнографических исследований» Владислав Кеткович, советник департамента кинематографии Министерства культуры по документальному кино Ольга Любимова.
Победители в секции «Документальное кино»
Первое место и специальный приз Союза кинематографистов получил кинопроект «Жизнь с бактериями», режиссеры Андрей Тимощенко и Станислав Ставинов.
Логлайн: «Три новеллы о молодых ученых-микробиологах, в разных точках России изучающих мир бактерий, способный в ближайшем будущем изменить жизнь человечества и спасти их собственных маленьких детей от глобальных техногенных угроз сегодняшнего дня».
Станислав Ставинов: «Насколько я понимаю, нам дали «медальку», с которой можно пойти и сказать, что экспертный совет из ведущих российских документалистов и продюсеров подтвердил, что у нас классная идея. И на это стоит выделить деньги. Проверим через год. Если выйдет хороший фильм, значит, все было верно».
Режиссеры Станислав Ставинов и Андрей Тимощенко
Были отмечены и другие заявки на документальные фильмы. Телеканал «24_doc» пообещал купить за 100 тысяч рублей готовые работы трех участников: «Китежане» Артура Анаяна о жизни необычного интерната для детей сирот; «Гик-культура» Александры Пустынновой, посвященный субкультуре фанатов техники; и фильм «Стюардесса» Клавдии Антоненко, студентки ВГИКа, который был представлен вне конкурса.
Презентация кинопроекта «Стюардесса» Клавдии Антоненко
Про «Стюардессу» стоит сказать отдельно, так как это пример крепкой драматической документальной истории. Она рассказывает о женщине, пережившей несколько аварийных посадок. Последняя стала роковой — бортпроводница чудом выжила и три года проходила реабилитацию, при этом во всех статьях об этой авиакатастрофе она считалась погибшей. Тем не менее героиня намерена и дальше работать стюардессой. Рассказывая идею своего фильма, Клавдия Антоненко еле сдерживала слезы, поскольку сама долго проработала стюардессой. Ее презентация произвела на всех большое впечатление.
Презентация кинопроекта «Стюардесса» Клавдии Антоненко
Перед награждением члены жюри высказались по поводу прошедшей защиты. Главный редактор телеканала «24_doc» Мария Мирошниченко осталась очень довольна и попросила авторов приносить законченные работы на телеканал, так как отечественных фильмов крайне мало. 90% контента пока составляют зарубежные картины.
Главный редактор телеканала «24_doc» Мария Мирошниченко
Киновед Андрей Шемякин отметил три важных проблемы питчинга: «Первая — некоторая смазанность в понятии «дебют». Кто такой дебютант? Связано ли это с возрастом или с началом? Второе — возникло такое продуктивное противоречие, когда, с одной стороны, есть картины, авторам которых есть что сказать, но они не очень выигрышно себя подают, в том числе и в смысле зрелищности. И наоборот, есть картины, в которых ничего особенного, но тем не менее они замечательно смотрятся, поэтому очень здорово, что продумана система поддержек со стороны каналов. Третье соображение — фильмов, исследующих жизнь, крайне мало, их стоит поддерживать в первую очередь, потому что документалист — это сталкер в нашей реальности».
Киновед Андрей Шемякин
Следующим этапом была защита короткометражных проектов. Тут заявки участников оценивали сопредседатель правления молодежного центра Союза кинематографистов Филипп Абрютин, креативный продюсер компании Disney (Россия) Владимир Грамматиков, директор Московского международного кинофестиваля Наталья Семина, главный редактор портала «Профисинема» Нина Ромодановская, генеральный директор канала «Эгоист» Владимир Ананич, исполнительный директор «Национального фонда поддержки правообладателей» Наталья Гойденко.
Победители в секции «Короткометражное кино»
Первое место и специальный приз Союза кинематографистов получил кинопроект «Дежа вю или не самый удачный день» режиссера Николая Котяша.
Логлайн: «Став свидетелем несчастного случая, Роман пытается избежать последующих неприятностей, чтобы отвести подозрения от себя и своей девушки Жени».
Презентация кинопроекта «Новенький», который представил продюсер Александр Ермолин и Мария Сопова
Второе место получил проект фильма «Неземная любовь» сценариста Андрея Коротеева. Это история любви девушки и космонавта, неожиданно приземлившегося в глухой деревне. Третье место присудили проекту «Новенький», который представили продюсер Александр Ермолин и Мария Сопова. Они хотят снять лирическую комедию с элементами абсурда. В ней у многодетной семьи неожиданно и непонятно откуда появляется еще один ребенок, который полностью меняет жизнь.
На последней, третьей секции питчинга, посвященной полнометражному кино и сериалам собралось больше всего зрителей. Среди оценщиков были первый заместитель председателя Союза кинематографистов Олег Иванов (возглавил жюри), генеральный директор телеканала ТНТ Игорь Мишин, советник генерального директора киностудии «Ленфильм» Виктор Будилов, генеральный продюсер компании «Метрономфильм» Арсен Готлиб, режиссер Жора Крыжовников (Андрей Першин).
VI питчинг дебютантов
Во время защиты участники получали полезные комментарии от экспертов. Особенный спрос был с потенциальных сериалов. Основная проблема, с которой сталкиваются их авторы, по мнению Игоря Мишина, тотальное непонимание, для какого канала написана история. Другая беда молодых авторов — чрезмерная влюбленность в своего героя, особенно если речь идет о биографиях. Гендиректор ТНТ высказался на примере проекта, посвященного жизни врача Николая Пирогова (сценарист Ирина Чечина).
Игорь Мишин: «Ни один успех вашего героя, ни одна его заслуга не являются заслугой вашей заявки. И это большая ловушка, опасность для авторов, которые берутся за байопики, потому что им кажется, что жизнь избранного героя настолько уникальна, что сам факт рассказа о ней автоматически делает интересным материал».
Директор телеканала ТНТ Игорь Мишин (справа)
Несколько резких, но немаловажных пожеланий участникам питчинга высказала Ольга Шентерович, главный редактор продюсерской компании «Среда».
Ольга Шентерович: «Мне бы хотелось придраться к оформлению, к тому как вы подаете свои работы. Давайте, вы будете внимательными и логлайн будете оформлять как логлайн, а не называть нечто непонятное синопсисом. Синопсис — это очень простая вещь, вы коротко излагаете всю историю. Там должен быть ясен конфликт, понятен главный герой. Мы должны знать, с чего история начинается, где у нее середина и чем она заканчивается. В половине синопсисов я не увидела окончания истории. Мы не должны с коллегами продираться сквозь дебри текста. То же касается и выступления. Вы должны 350 раз отрепетировать, чтобы выйти перед уважаемыми людьми и быстро за одну минуту внятно рассказать, о чем ваша история. И только в конце сказать о том, что вы возьмете деньги у какой-то известной компании и покажете референсы. Не показывайте нам референсы, которые не стыкуются вообще друг с другом по жанру. Внимательно относитесь к жанрам, к оформлению заявок и к тому, что вы говорите».
Зампред Союза кинематографистов Олег Иванов (слева) и режиссер Жора Крыжовников (в центре)
А режиссер Жора Крыжовников заметил, что авторы слишком много думают о деньгах, но не о зрителе
Жора Крыжовников: «Мне кажется, что основной проблемой нашей индустрии является то, что нет желания рассказать свою историю кому-то, и вообще о зрителе не думают. Главное деньги как-то получить. Хочется увидеть страсть рассказать историю и ясное понимание кому».
Победители в секции «Игровое полнометражное кино и сериалы»
Логлайн: «Раскрыть уголовное преступление может сыщик. Предотвратить новое — только психиатр».
Второе место получил проект «Царь пустыни» режиссера Антона Ченских, который написал сценарий остросюжетного фильма про автогонщика, участвующего в ралли «Париж – Дакар». Третье место взяли «Иллюзионисты» сценариста Елены Носиковой. Работа посвящена необычной истории взаимоотношений двух цирковых династий.
В завершении стали известны изменения, которые произойдут на следующем питчинге. Зампред Союза кинематографистов Олег Иванов сообщил, что проекты сериалов и полнометражных фильмов разойдутся по разным секциям, так как очень много заявок и неправильно их рассматривать в одной категории. Он также объявил, что скоро будет создана «Гильдия молодых кинодраматургов».
VI питчинг дебютантов
С полным каталогом питчинга можно познакомиться на сайте молодежного центра Союза кинематографистов.