Советский кинематограф отреагировал на начало войны незамедлительно. Уже 23 июня было принято решение о выпуске оперативных агитационных киноальманахов, получивших название «боевые киносборники». Первый из них был готов к августу. Жанровый диапазон новелл колебался от драмы до фантасмагории, а среди персонажей были простые представители народа, военные, союзники, герои советской киномифологии, вроде Чапаева или Максима, а также ненавистные немцы, в том числе и сам Гитлер. Неизменным был посыл: «Враг будет разбит, победа будет за нами!». Всего за 1941 и 1942 годы было сделано 15 киносборников, среди авторов которых Всеволод Пудовкин, Григорий Козинцев, Марк Донской, Сергей Юткевич, Александр Роу и другие классики.
Фронтовые операторы
С первых дней войны на передовой неизменно находились кинооператоры, те, благодаря кому существуют хроникальные свидетельства страшной эпохи, как ключевых ее событий, так и повседневного быта. За годы войны на фронте побывало 258 операторов, каждый пятый из которых не вернулся домой. Отснятый ими материал, общая продолжительность которого составляет 1944 часа, лег в основу более чем 500 киножурналов и 150 картин.
Камеры
Основным «оружием» фронтовых операторов были ручные, весом 3-4 килограмма, 35-мм камеры: американские «Аймо» и их советские копии «КС», появившиеся в СССР как раз перед войной. Во многом именно эти камеры определили изображение войны в хронике — делая оператора мобильным, они позволяли снимать, находясь в гуще событий, здесь и сейчас, что было бы исключено штативной техникой. Недостатком этих камер было то, что кассет хватало только на минуту съемки, а слабая чувствительность пленки позволяла снимать лишь днем. Кроме того, проявлялись материалы только в Центральной студии кинохроники в Москве, а значит операторы почти никогда не видели, что отсняли.
Эвакуация киностудий
Осенью 1941 года главные киностудии СССР были эвакуированы из европейской части страны в Среднюю Азию. «Мосфильм» и «Ленфильм» переехали в Алма-Ату, где на их базе была создана Центральная объединенная киностудия художественных фильмов. Киевская киностудия (сегодня – Киностудия им. Довженко) была перенесена в Ашхабад. Оставшаяся часть кинематографистов переехала в Ташкент. На Алма-Атинской студии было снято 80% всех игровых картин военного времени, в том числе, к примеру, «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна.
Натурализм
Жестокие реалии войны потребовали от кинематографа новой эстетики. На смену довоенной традиции стерильного отражения действительности как в художественном, так и в документальном кино пришел радикальный натурализм. Фильмы «Радуга», «Она защищает Родину», «Зоя» потрясали современников достоверностью воспроизведения военных ужасов. Кино прямолинейно и искренно следовало беспощадному военному лозунгу «Убей немца!».
Кадр из фильма «Она защищает Родину»
Советское кино и Голливуд
Союзнические отношения между СССР и США сделали возможным и даже нужным сотрудничество кинематографистов двух стран. Наши документалисты командировывались в США. Классики Пудовкин и Эйзенштейн в официальных выступлениях признавались в любви к Гриффиту, Джону Форду и Уолту Диснею. Фрэнк Капра включал советскую хронику в свою «Битву за Россию», а союзническая хроника становилась частью наших киносборников. В игровом кино американцами снимались просоветские, пускай и выдержанные в эстетике развесистой клюквы фильмы «Песнь о России» и «Миссия в Москву». Последняя лента с успехом шла в прокате СССР, в то время как особой популярностью у американского зрителя пользовалась советская военная драма «Радуга».
Наш первый «Оскар»
В годы войны кинодокументалистика как в художественном отношении, так и в пропагандистском повсеместно выходит на первый план. А учитывая укрепление союзнических отношений, американские киноакадемики просто не могли обойти вниманием советскую ленту «Разгром немецких войск под Москвой» (в американском прокате — «Москва наносит ответный удар»). Картина вероятно впервые в мире красноречиво показывала на экране истинное лицо войны. В ленте были запечатлены подготовка к обороне Москвы, парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, бои на подступах к столице, разрушенные города, убитые и раненые. Ставшая откровением для всего мира, картина принесла нашему кинематографу первый и пока единственный «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».
Трофейное кино
Среди главных военных трофеев, добытых СССР в Германии, было кино, в первую очередь американские, английские, французские и немецкие картины, обнаруженные на киностудии УФА в Бабельсберге. Начиная с 1948 года, несмотря на кампанию борьбы с космополитизмом, эти фильмы стали выпускать на экраны. Такой шаг позволил компенсировать недостаток картин отечественного производства, а также пополнить казну. Таким образом к числу любимых фильмов советского зрителя добавились «Серенада Солнечной долины», «Большой вальс», «Девушка моей мечты», «Багдадский вор» и, конечно, «Тарзан». Помимо же фильмов, из Германии были привезены киноспециалисты, техника и запасы раритетной цветной пленки АГФА, на которую, к примеру, был снят революционный для своего времени «Каменный цветок» Александра Птушко.
Кадр из фильма «Девушка моей мечты»
Фронтовики в кино
Вскоре после войны в советское кино пришло целое поколение кинематографистов-фронтовиков. Следы военного опыта без труда можно обнаружить в творчестве режиссеров Григория Чухрая, Петра Тодоровского, Сергея Бондарчука, Станислава Ростоцкого, Владимира Басова, Евгения Матвеева, Юрия Озерова. Отразилось фронтовое прошлое и в актерских работах Юрия Никулина, Анатолия Папанова, Иннокентия Смоктуновского, Михаила Пуговкина, Зиновия Гердта, Владимира Заманского, Александра Юматова и многих других.