5 незаменимых человек на съемках микробюджетного проекта

Ни на один из этих вопросов нет точного ответа, так как условия продакшна изменяются от фильма к фильму, слишком разнятся творческие и организационные аспекты. Тем не менее, используя накопленный режиссерский и продюсерский опыт работы с микробюджетными проектами, можно собрать команду из пяти человек, которая прекрасно подойдет для фильмов подобных масштабов. Пять — это базовое количество членов команды, в зависимости от организации и особенностей проекта в нем может участвовать и больше людей.

Как собрать команду из пяти человек

Микробюджетные фильмы — а по определению это проекты, бюджет которых составляет от 1000 до 50 000 долларов — можно разделить на несколько категорий в зависимости от размера команды:

 

  • 1-2 члена команды;
  • 5-7 членов команды;
  • 15 членов команды.
В ультрамикробюджетных картинах ваша команда может состоять из одного-двух человек, чаще всего — режиссера, оператора и продюсера в одном лице, и, возможно, звуковика, сопродюсера и соавтора сценария в качестве второго члена команды. Конечно, снимать фильм в таких условиях невероятно сложно, но все равно возможно. При условии, что сценарий предоставляет вам определенный уровень тактической свободы во время съемок. Самый знаменитый фильм подобного рода — «Музыкант» Роберта Родригеса.

На съемках фильма «Музыкант» На съемках фильма «Музыкант» 

Совсем другое дело — микробюджетные проекты класса «хай-энд», бюджеты которых приближаются к отметке в 50 тысяч долларов. Часто к их производству подходят так же, как и на более крупных, а количество человек в команде может достигать 15: просто масштабы их заметно меньше в плане съемочных дней, локаций и актерского состава — все для того, чтобы уместиться в бюджет. Некоторым наверняка приглянется такой вариант, но по опыту могу сказать, что распоряжаясь настолько крупной командой с таким небольшим бюджетом, запросто можно потратить много лишних денег и времени.

Безусловно, каждый член команды от хлопушки до оператора — по своему важен, и ни с кем нельзя обращаться как с расходным материалом. Но если встает вопрос экономии (а с бюджетом в 50 тысяч он обязательно встанет), нужно идти на жертвы. Например, при десятидневной съемке расходы на еду команды из 15 человек «сожрут» большую часть бюджета. И это без учета того, что возрастут и другие расходы: на локации, парковку, транспортировку, расходники и тому подобное. Производство становится более напряженным, у вас остается меньше пространства для спонтанных решений. Иногда это работает, но, в большинстве случаев, на мой взгляд, подобная команда далека от оптимальной.

А теперь — золотая середина. Команда из пяти-семи человек.

Команда из пяти-семи человек.

В большинстве микробюджетных постановок (допустим, с бюджетами от 5 до 50 тысяч долларов) есть золотая середина. Я успел понять, что пять человек, работающих на таких проектах, может сделать больше, чем 15 за то же время. Причины этого я описал выше.

Меньше команда + меньше организация = больше времени на съемки и меньше — на координацию.

На фильмах с бюджетом 100-250 тысяч и более команда из 15-ти человек была бы идеальна и уж точно более продуктивна, чем базовый набор из 5 членов. Но здесь главное не переборщить с группой в ущерб творческой свободе.

Итак, если вы ставите или продюсируете микробюджетный фильм и хотите не выходить за рамки пяти человек в команде, рекомендую вам разделить ее следующим образом.

 

1. Режиссер

Режиссер

Это, скорее всего, вы и есть, если вы только не продюсер.

Как и остальные члены съемочной группы, на микробюджетном проекте вы будете выполнять в три раза больше обязанностей, чем на обычном фильме. Лично я сталкивался с тем, что на площадке постоянно приходилось сменять множество ролей (от хлопушки до продюсера), при этом не забывая выполнять свои основные обязанности: вести свою команду к воплощению целостного видения.

Да, это сложно — сбалансировать работу правого и левого полушария мозга на всем протяжении съемок. К счастью, у вас есть настоящее спасение: второй режиссер.

 

2. Продюсер / второй режиссер

2. Продюсер / второй режиссер

Некоторые из вас наверняка самостоятельно продюсируют свои фильмы (помимо, собственно, режиссуры), другие же приглашают продюсера в команду.

Скорее всего, продюсер будет выступать еще и вторым режиссером во время производства. Если нет (или же вы взяли продюсерские обязанности на себя), значит вам абсолютно точно надо найти лучшего второго режиссера, который согласится работать с вами. Второй режиссер поможет убедиться, что производство идет по расписанию, у вас есть все необходимые кадры, нужные бумаги заполнены, еда подана вовремя и многое другое. В противном случае вам придется занимться всем этим самому. Как я уже говорил, ужасно тяжело справляться со всеми этими задачами при том, что нужно еще и мыслить творчески.

Не пренебрегайте вторым режиссером — он нужен всегда.

 

3. Оператор-постановщик

3. Оператор-постановщик

Идея самому снимать собственные фильмы, особенно если речь идет о микробюджетных проектах, может показаться очень заманчивой. Я это знаю, поскольку сам занимался этим долгое время. Да, все это возможно, но я бы посоветовал вам так не делать, если только вы не находитесь во вполне определенных обстоятельствах.

Одно дело быть оператором-постановщиком на большом проекте, где вы можете разделть свои обязанности с остальной съемочной группой: операторами камеры, осветителями, грипами и так далее. На микробюджетных проектах, совмещая функции режиссера и оператора-постановщика, вы берете на себя обязанность настройки камеры, взаимодействие с медиафайлами, освещение кадра, передвижение крепежных конструкций и многие другие задачи.

Из-за этого практически всегда приходится жертвовать временем, которое вы могли бы провести с актерами и остальными членами съемочной группы. На мой взгляд, в команде всегда должен быть отдельный оператор, если только вы не снимаете фильм, который требует очень мало освещения, тщательно спланированный на препродакшне и без частого использования ручной камеры. Но если вы очень хотите снимать фильм самостоятельно, как минимум позовите грипа / гафера и, возможно, второго оператора, которые смогут взять на себя часть обязанностей.

 

4. Звук на локации

4. Звук на локации

Очевидно, что один из самых важных членов команды на любом производстве — это звуковик. И микробюджетные фильмы здесь не исключение. Даже в команде из двух человек один должен заниматься записью звука, так что даже если у вас есть нужное оборудование и вы хорошо разбираетесь в вопросе, даже не думайте заниматься этим самостоятельно.

Я записывал аудио сам только в некоторых очень редких ситуациях, включая досъемку для нового полнометражного фильма, и во время съемок короткометражки год назад. Это было исключение из правил, и у меня не было другого выбора из-за вопросов организации, цены и других факторов. И даже тогда я позволил себе так поступить только потому, что это длилось всего одну смену. Возможность записывать звук на всем протяжении съемок полнометражного фильма я бы даже не рассматривал.

Запись звука на площадке — это очень техническая работа. Требования к усилиям и энергии, которые требуются для настройки оборудования, наблюдения за ним и, самое главное, мониторинга всех записей на протяжении съемки — невероятно высоки. Практически невозможно заниматься этим одновременно режиссируя фильм, так что даже не думайте об этом.

 

5. Художник-постановщик

На мой взгляд небольшие бюджеты в современном кинематографе чаще всего выдает слабая художественная постановка.

Почти любая доступная камера, — начиная с бюджетных DSLR-моделей и заканчивая техникой среднего уровня, — способна снимать красивые изображения. Качественная разница (по крайней мере визуальная) между микробюджетными и крупнобюджетными фильмами становится все меньше с каждым годом. Но художественная постановка не зависит от камеры.

Многие кинематографисты ошибочно ассоциируют художника-постановщика с большими проектами, требующих крупных декораций, которые еще надо «обработать». Но на микробюджетном фильме художник-постановщик эффективнее всего работает с небольшим количеством реквизита и костюмов, а также тем, что уже есть на локации. Дело не в том, что на площадке надо что-то серьезно менять, а в том, что кто-то должен взять на себя обязанность следить за тем, как выглядит то, что попадает в кадр. Иногда простая замена бутылки вина на втором плане на пакет сока может сильно повлиять на общее восприятие. Но если у вас нет отдельного художника-постановщика, все это, скорее всего, упустят из виду.

Дьявол кроется в деталях, и никто не знает о них больше, чем художник-постановщик.

 

В заключение

Да, пять человек, о которых шла речь выше — это самые основные участники съемочного процесса, без которых, на мой взгляд, не обойтись никому. Это не значит, что остальные кинопропрофессии (гример, гафер, ассистент по производству и так далее) не важны.

В самом начале статьи речь шла о команде 5-7 человек, а не просто о пяти ее членах. Иногда пяти специалистов может хватить — в этих ситуациях советую выбирать именно этот список. В других же случаях у вас могут появиться особые запросы — каскадеры, сложные схемы освещения или спецэффекты, для которых на площадке требуется присутствие дополнительных людей. Допустим, вы обеспечили себе самое необходимое с командой из пяти человек. У вас должно остаться пространство для маневра — возможность нанять одного-двух членов команды (хотя бы на определенные дни), которые помогут закрыть производственные пробелы, которые у вас появились.

Если вы понимаете, что для воплощения идеи вам нужно гораздо больше людей, возможно, стоит пересмотреть концепцию. Проанализируйте, какие изменения нужно внести в локации, кастинг или другие параметры, чтобы вы смогли снимать с меньшей командой, а не распылять силы попусту.

А какие члены съемочной группы кажутся абсолютно необходимыми вам? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Источник: noamkroll.com

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *