Камеры Канн-2019: от ALEXA Mini до «Красногорска-3»

 

ARRI

Бесспорным фаворитом среди камер Канноского кинофестиваля этого года являются ARRI ALEXA Mini. Из пятидесяти фильмов смотра они использовались на тридцать одном. Причины столь широкой востребованности этой техники, полагаем, очевидны. Многих операторов привлекает высокое качество материала, широкий динамический диапазон, надежность в эксплуатации, компактность и легкость. В совокупности эти факторы делают ALEXA Mini универсальным инструментом, подходящим под самые разные задачи, в том числе оператор может работать в невыгодных световых условиях, обладать высокой мобильностью, снимать в людных местах или в маленьких пространствах.
 

Сцена из фильма «Лапочка» (2019)

Оператор фильма «Лапочка» Лео Лефевр говорит, что выбор ALEXA Mini во многом был продиктован тем, что авторы хотели при любых обстоятельствах находиться максимально близко к героям (например, в автомобиле). Миниатюрность камеры как раз упрощала такие задачи. В фильме «Восхождение» много длинных кадров, снятых со стедикама. Малый вес ALEXA Mini в этом плане был важным фактором.
 

Сцена из фильма «Восхождение» (2019)

Приведем слова оператора Авы Берковски, снявшей фильм «Доля». Она отмечает, что ALEXA Mini дала авторам большую маневренность, а также возможность работать в стесненных световых условиях: «Камера очень органично справляется c низким ключом и темнотой. Это было очень кстати, поскольку большая часть действия фильма разворачивается ночью, а мы хотели использовать возможности темноты, а не бороться с ней». Интересно, что некоторые операторы отмечают даже излишне высокое качество изображения ALEXA Mini (оператор Кит Фрайзер, работавший над фильмом «Раны», называет его «слишком чистым и резким»), которое для необходимого художественного эффекта приходилось «портить», например, подбором оптики или обработкой на пост-продакшне.

Кадр из фильма «Доля» (2019) / Фото: Sabrina Lanthos
Кадр из фильма «Доля» (2019) / Фото: Sabrina Lanthos

Среди других цифровых камер ARRI, использовавшихся участниками Канн этого года, были ALEXA SXT, ALEXA LF, ARRI Amira. Операторы отмечают такие их достоинства, как широкий динамический диапазон, пластичное изображение и надежность и удобство в эксплуатации.
 

RED

На съемках фильма «Тайная жизнь» (2019) / Фото: One Big Soul
На съемках фильма «Тайная жизнь» (2019) / Фото: One Big Soul

Камеры RED использовались на семи проектах-участниках Канн. В фильме «Атлантика» это была RED Epic 5K. Оператор Клер Матон рассказывает, что специфика камеры позволяла придавать романтическое ощущение дневным кадрам, снимавшимся документальным способом. Она же снимала фильм «Портрет молодой женщины в огне», где камера RED Monstro 7K была выбрана из-за особого эффекта «индивидуальности и присутствия», которое она добавляла портретам. Йорг Видмер, работавший над «Тайной жизнью» Терренса Малика посчитал камеры RED Epic Dragon 6K и RED Epic-W Helium 8K лучшим выбором также для документального стиля работы. Картина снималась преимущественно на натуре с естественным светом и длинными дублями до сорока минут.
 

Sony

Семь картин фестиваля были полностью или частично сняты на технику Sony. Для одних авторов это были камеры Б (как для оператора «Свистунов» Тудора Мирчи Sony a7S II); для других — «рабочие лошадки» (как для документалиста Леха Ковальски на фильме «Давайте все взорвем»); для третьих — просто та камера, которая оказалась в руках, когда выбирать особенно не приходилось (документальный фильм «Для Самы» режиссер-оператор Ваад Аль-Катиб снимал в эпицентре гражданской войны в Сирии, и за несколько лет работы сменил несколько простых камер, которые ему просто удавалось найти). А вот экспериментатор Квентин Дюпье, сделавший фильм «Оленья шкура», отмечает, что Sony FS7 II для него — особая камера: «Она по-своему чувствуется. Когда держишь ее в руках, понимаешь, что это 16-мм камера, а не компьютер. И это специфическое ощущение для меня важнее, чем технические аспекты».
 

Трейлер фильма «Оленья шкура» (2019)
 

Остальные камеры: Canon, Panasonic, Blackmagic

Еще в восьми картинах участники Канн работали с техникой других производителей. Хуан Диего Соланас снимал документальный фильм «Пусть это станет законом» буквально в одиночку, выполняя одновременно функции и режиссера, и оператора, и звукорежиссера. Ему нужна была универсальная камера, которая была бы и удобной в обращении, и легкой, и позволяла бы снимать с рук, сохраняя относительно стабильное изображение, и была бы способна давать достойное качество в сложных световых условиях. После тестов выбор пал на Panasonic GH5. Соланас также отмечает, что камера без защиты превосходно выдержала плохие погодные условия, вроде проливного дождя. Panasonic GH5S использовалась на фильме Лава Диаса «Приют». Диаса и оператора Тото Юи привлекли качество и особенный характер черно-белого изображения, которое давала эта камера с учетом съемок только с естественными источниками света.

Кадр из фильма «Приют» / Фото: Spring Films / Sine Olivia Pilipinas
Кадр из фильма «Приют» / Фото: Spring Films / Sine Olivia Pilipinas

Камеры Canon C300 Mark II взяли авторы двух картин. Роберт Родригес, известный своим непритязательным отношением к технике, использовал такую камеру на картине «Красный 11», потому что она отвечала его задаче снять кино быстро, спонтанно, на творческом энтузиазме. Камера тут должна была быть легкой, мобильной, но в меру качественной. Примерно с такими же соображениями подошли к съемкам фильма «Свобода» Альберт Серра и оператор Артур Торт. Картина снималась тремя камерами Canon в полуимпровизационном режиме посреди леса.

На съемках фильма «Красный 11» (2019) / Фото: Troublemaker Studios
На съемках фильма «Красный 11» (2019) / Фото: Troublemaker Studios

Еще на одном фильме, драме «Лиллиан», авторы работали с Blackmagic. Режиссер и он же оператор Андреас Хорват объясняет свой выбор тем, что картина снималась на протяжении длительного времени методом документального кино. По этой причине автору нужна была компактная камера, дающая «большую свободу в плане подвижности и ситуативности», но при этом с достаточным динамическим диапазоном.
 

Пленочные камеры: от 8mm до 65mm

Наконец, в семи картинах авторы обратились к пленке. Прежде, всего, конечно же, надо назвать «рыцарей пленки» Квентина Тарантино и его постоянного оператора Роберта Ричардсона. Если их предыдущая работа «Омерзительная восьмерка» была снята в раритетнейшем формате Ultra Panavision 70, то на «Однажды в Голливуде» они совместили три разных формата: 8mm, 16mm, 35mm и камеры Bolex, Aaton A-Minima и Panavision Panaflex Millennium XL2. Так авторы решили отдать дань уважения эпохе действия картины и постарались лучше передать ее дух. Ричардсон также замечает, что одна из причин, по которой он любит работать с пленкой — это «то, как передается кожа. Пленка дает особую мягкость, которой трудно добиться с помощью „цифры“».

На съемках фильма «Однажды в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures
На съемках фильма «Однажды в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures

Ксавье Долан, известный своим трепетным отношением к изображению, и оператор Андре Тюрпен почти целиком снимали «Матиаса и Максима» в 35-mm формате на камеру Arricam LT, а в кульминационном фрагменте обратились к 65mm и камере Arriflex 765. В 35-mm черно-белом формате на камеру Panavision Panaflex Millenium XL2 был снят фильм «Маяк» самобытного хоррор-мейкера Роберта Эггерса. В сочетании с раритетной оптикой изображение, по мысли авторов, должно быть переполнено мраком и ужасом.

Кадр из фильма «Маяк» (2019) / Фото: Focus Features
Кадр из фильма «Маяк» (2019) / Фото: Focus Features

Драма «Прости, мы скучали» Кена Лоуча и Робби Райана снята на 16-mm пленку и камеру ARRI 416. Лоуч вообще известен тем, что хранит верность пленке, но предпочитает 35-mm формат. Обращение к 16mm было вызвано бюджетными ограничениями. Однако Райан признает, что узкопленочный формат больше подошел камерной истории и подчеркнул честность авторского высказывания. Тот же формат и ту же камеру использовали создатели фильма «Мой брат, моя любовь». Решение было заложено на сценарном уровне интимным характером истории. Но режиссер и оператор Томас Имбах также отмечает, что работа с пленкой привнесла на площадку необходимую долю концентрации, какой обычно не бывает у группы, когда съемки ведутся на цифровые камеры. В фильме Кирилла Михановского «Гив ми либерти» основной камерой была Alexa Mini, но часть сюрреалистичных фрагментов снимались на советскую 16-mm камеру «Красногорск-3». По словам оператора картины Уайатта Гарфилда, формат «привнес в изображение дополнительную живость».

На съемках фильма «Комната 212» / Фото: Jean-Louis Fernandez.
На съемках фильма «Комната 212» / Фото: Jean-Louis Fernandez.

Оператор комедии Кристофа Оноре «Комната 212» Реми Шеврен вполне исчерпывающе высказался по поводу того, почему фильм был снят на пленку. Получился своего рода манифест: «Потому что пленка идеально подходит текстуре и тонам кожи, особенно на крупных планах. Потому что мы с Оноре должны снимать только на 35mm. Потому что у Kodak 5219 исключительное качество цвета. Потому что зерно дает ощущение жизни на экране. Потому что пленка способна запечатлеть священный момент течения времени. Потому что пленка дает идеальную глубину резкости. Потому что я обожаю шум пленочной камеры».
 


Обложка: на съемках фильма «Однажды в Голливуде» (2019) / Sony Pictures

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *