О ситуации с композиторами в российском кино
Круглый стол «Профессия: композитор в кино» / Фото: Виктор Вытольский
Алексей Шелыгин (композитор фильмов «Бой с тенью», «Бригада», «Штрафбат»): Проблема еще и в том, что мы видим огромное разнообразие музыки в кино и сериалах. Но она составляет общую форму движения, которая не имеет профессионального подхода. Музыку для кино пишут случайные люди, демпингуя профессию и обесценивая серьезное дело. А ведь композитор — это творческая профессия, необходимая для развития кино. Композитор — это такой же автор, как и режиссер, и он должен творить в соавторстве, а не формально заполнять экранное время и какие-то лакуны плохими звуками.
Навыки и качества композитора, работающего в кино
Павел Орлов, Владимир Верещагин и Алексей Шелыгин / Фото: Виктор Вытольский
Артем Васильев (композитор фильмов «Воин», «Конец прекрасной эпохи», «Экипаж»): По моему наблюдению, для многих композиторов, например, пришедших в кино из поп-музыки, совершенно шокирующим оказывается такой факт. Они представляют выношенное произведение и на этом считают свою работу выполненной, а продюсер предлагает в два раза замедлить или взять мелодию, но поменять аккорды. То есть шоком является то, что их произведение оказывается лишь первым эскизом среди десятков вариантов, каждый из которых должен быть не менее интересным. Поэтому для композитора в кино важно понимать командную игру и обладать способностью посмотреть разными взглядами на то, что он делает. То есть в отличие от академических композиторов или тех, которые занимаются песенным творчеством, в кино надо уметь предлагать множество вариантов и отказываться от первоначальных идей, или же уметь их грамотно обосновать.
Павел Орлов, модератор Круглого стола «Профессия: композитор в кино» / Фото: Виктор Вытольский
Алексей Шелыгин: Композитор, который работает для кино, должен обладать гораздо большим количеством знаний и умений, чем композитор, который для кино не пишет. Я заканчивал московскую консерваторию, вышел из академической сферы, но я не предполагал, сколько еще всего мне предстоит узнать, когда только начинал работать в кино. Человек, пишущий для кино, должен владеть мастерством жанровой стилизации от народной песни до симфонии, от джаза до рок-музыки, должен разбираться в технических и технологических новшествах. От композитора, который берет большие серьезные проекты, требуются большие знания в области академической музыки, серьезная подготовка, предполагающая владение оркестровкой, инструментовкой. Но кроме этого необходимо понимать, что такое драматургия и что такое жанры, какие им свойственны закономерности. Это важно, чтобы знать, когда надо поддерживать изображение или вытягивать сцену.
Алексей Шелыгин / Фото: Виктор Вытольский
Юрий Потеенко (композитор фильмов «Ночной дозор», «Батальон», «Шпион»): Каждый, кто идет в киноиндустрию и считает, что ему там самое место, прежде всего, должен иметь креативный дар. Можно сколько угодно говорить о других умениях и навыках, но если нет креативного дара, то все остальное — путь в никуда. Композитор — это человек, который генерирует новые мысли и идеи и умеет их воплощать. С остальным ему помогут. Собственно, я мало знаю композиторов, которые все делают сами. Посмотрите титры голливудских картин — одна фамилия композитора и двадцать фамилий тех, кто занимается препарацией, аранжировкой и так далее. Если мы посмотрим на практику, то прижившийся в индустрии композитор, находит свое место и на нем работает. Он может работать во многих жанрах, если умеет, или только в одном, или может писать финальные песни, чего тоже иногда бывает достаточно.
Как композитору пробиться в кино
Владимир Верещагин / Фото: Виктор Вытольский
Андрей Прошкин: Прежде всего, вам надо иметь демо и это демо распространять. Так же поступают молодые сценаристы — ищут редакторов и продюсеров, отправляют им свои тексты. Нормальный путь. Бывают и другие. Например, у Алексея Айги, с которым я работаю. Он сколотил свою группу и сделал программу — они играли под немые картины. Так его заметил Валерий Тодоровский, а мы все получили нового композитора. То есть делайте что-то свое, делайте это ярко, и очень велика вероятность, что вас заметят, в том числе и в кино.
О взаимодействии композитора с продюсером и режиссером
Артем Васильев и Андрей Прошкин / Фото: Виктор Вытольский
Артем Васильев: Очень важен личный контакт между режиссером, продюсером и композитор. Часто бывает, что композитор в этой тройке оказывается крайним. Скажем, режиссер не находит общего языка с продюсером о том, какой должна быть музыка, а в результате меняют композитора. Способность к коммуникации и к гибкости тут очень важна. Наиболее комфортным же является вариант, когда ты работаешь с режиссером, который одновременно является продюсером. Как было в моем случае со Станиславом Сергеевичем Говорухиным, который имел решающее суждение о том, какой должна быть музыка. Некоторые композиторы, говорят: «Мной сочиняют музыку». Ощущать себя в роли инструмента, конечно, не очень нравится. Но иногда это бывает полезно, особенно для композиторов, которые еще не стали киношными людьми. А стать им можно долго и плотно работая с режиссером и исходя не только из музыкальных законов, но и из законов кино.
Юрий Потеенко: Добавлю, что наличие своей точки зрения у композитора, как правило, вызывает уважение и у продюсера, и у режиссера.
Юрий Потеенко / Фото: Виктор Вытольский
Владимир Верещагин: Все всегда ценят тех людей, которые решают проблемы, а не множат их. Когда композитор сразу налаживает контакт и с режиссером, и с продюсером, и с творческой группой, и приносит решения, которые работают, — это всегда прекрасно. Своя точка зрения действительно вызывает уважение, но особенно, если она работающая и что-то добавляющая к проекту.
О музыкальных референсах
Алексей Шелыгин и Юрий Потеенко / Фото: Виктор Вытольский
Юрий Потеенко: Я же всю жизнь работаю с референсами комфортно — они меня никак не затрагивают. Наоборот, мне не приходится долго слушать режиссера, я по референсу понимаю, как он мыслит. На примерах я понимаю границы сцены: где кульминация, где остановка, где осознание, где обобщение. То есть референс для меня — это четкая схема, с которой понятно как работать. Он не поедает меня, а дает представление о работе. Но есть и другое мнение. Я много раз слышал, что люди делали нечто похожее по референсу, и ничего не получалось. В том то и дело, что всегда, даже при наличии референса нужно сочинять свою музыку. А пример — это лишь способ избавить режиссера от больших объяснений. Ведь дело не в том, какая музыка, как она устроена и на каких инструментах сыграна, а в том, какой эмоциональный фон она дает.
Как обезопасить права
Андрей Прошкин / Фото: Виктор Вытольский
Андрей Прошкин: Но для начала вы дождитесь того, чтобы кто-то у вас что-то украл. Это знак признания.
Материал подготовлен на основе круглого стола «Профессия: композитор в кино», проведенного Московской школой кино, tvkinoradio.ru и mediajobs.ru.