Прежде всего, нужно было найти подходившее по сюжету местечко.
Технические задачи
«Я осмотрел сотни существующих маяков, — рассказывает художник-постановщик. — Но ни один не подошел. Фильму требовался устаревший исторический маяк на клочке земли, который мог бы убедительно сыграть остров. Но к нему нужен был легкий доступ. Снимать фильм на реальном острове было слишком дорого, бюджет бы этого не потянул. Я начал думать, как бы мне построить маяк высотой 21 метр и шириной основания почти семь, который бы не развалился от морского ветра».
Кадр из фильма «Маяк» (2019) / Фото: A24
Еще одной проблемой была линза Френеля конца XIX века. Она была частью истории и просто необходима фильму. Большинство маяков отказались от этих линз, и во время демонтажа их просто разбивали. Сегодня они очень редки и когда находят очередную такую линзу, ее осторожно доставляют в какой-нибудь музей. Если и удалось бы такую найти (в Австралии есть одна, например), ее вес превышает тонну, поэтому выходом из ситуации было изготовление нужного стекла.
«Я сделал дизайн линзы в Rhino 3D и нашел Дэна Спинеллу, — делится Крейг Латроп. — Он мог сделать медную линзу с призмами из акрила, чтобы сократить вес, но ему нужно было больше времени, чем было отпущено на подготовку к съемке».
В декабре Латроп поставил эту проблему перед продюсерами картины, однако на тот момент фильм еще даже не был запущен.
«Я показал мою модель и рассказал, что нужно сделать, — делится Латроп. — Удивительно, меня не попросили выйти из переговорной! А через пару недель бюджет был утвержден, я начал дорабатывать свою модель, а Дэн приступил к производству».
Через некоторое время сузился и ареал поиска локации. В Новой Шотландии было найдено несколько подходящих мест. И в итоге место было выбрано: четыре с лишним гектара черных скал с видом на Атлантический океан. Но здесь нужно было построить все необходимые здания. Зато была возможность закрепить все постройки. Кроме того, сюда можно было подогнать строительный кран.
Дизайн
Художник-постановщик и его команда провели глубокое исследование того периода, уделив особое внимание деталям быта, которые позволят зрителю определить эпоху и погрузиться в пространство истории.
Кадр из фильма «Маяк» (2019) / Фото: A24 (2)
«Однако дизайн не должен ограничиваться только временными рамками, — рассказывает Латроп. — Мы создаем мир, в котором существуют персонажи, и он еще должен помогать зрителю понять эмоциональное состояние героев. Мы усиливаем эти эмоции и помогаем двигать сюжет. Конечно, по возможности нужно придерживаться исторической правдивости, но только до тех пор, пока она не начинает мешать повествованию».
Кадр из фильма «Маяк» (2019) / Фото: A24 (2)
После Гражданской войны США передали все маяки вновь сформированной организации под названием «Ведомство маяков США» (сегодня ими занимается береговая охрана). Они упорядочили поддержку маяков с почти военной педантичностью. Создали инструкции и заставляли смотрителей вести журналы.
В инструкциях были расписаны все дневные обязанности смотрителей и, судя по журналам, этим требованиям более-менее следовали. Но для этой истории ухоженный маяк не подходил. Требовалось создать неприветливую, изолированную и мрачную среду, чтобы она не только отражала эмоциональное состояние героев, но и помогала его развивать.
Кадр из фильма «Маяк» (2019) / Фото: A24 (2)
Поэтому художник-постановщик взялся за постройку старого, грязного, обветренного маяка, который начинал разваливаться, домика для смотрителя без всяких удобств и крепких дополнительных построек снаружи, которые должны были иметь нужный силуэт. Кроме того, строения, как и персонажи, переживают некоторое развитие: бурю, которая ломает дом и самих персонажей. Нужно было показать, что, возможно, дом уже переживал подобное раньше.
Кадр из фильма «Маяк» (2019) / Фото: A24
Помимо экстерьера и частичного интерьера дома, для сцен с погодой нужно было возвести строения для противотуманных сирен, лодочную станцию, сарай для хранения продуктов и сам маяк. И все это — на мысе Форчу. А интерьеры: дом смотрителей, лестница маяка, техническая комната и сам маяк, а также несколько мелких интерьеров, придется построить в студии в Галифаксе. Для съемки русалки под водой в студийном бассейне был построен небольшой кусок декорации в виде пляжа.
Кадр из фильма «Маяк» (2019) / Фото: A24 (2)
Дом смотрителей был построен на основе референсов в виде домиков на побережье штата Мэн и северного Массачусетса, которые существовали там за 80 лет до времени этой истории. «Я хотел, чтобы дом к 1890 году был уже старым», — говорит художник-постановщик.
Чтобы добиться нужного эффекта, декораторы искусственно состарили полы и добавили потрескавшуюся краску. Печку тоже закладывали так, чтобы она выглядела явно не новой и уже много раз отремонтированной. В таком виде дом не соответствовал стандарту Ведомства маяков США, но этого было достаточно для истории фильма.
Кадр из фильма «Маяк» (2019) / Фото: A24
«Как я говорил, нам нужны были подробности, маленькие детали, — делится Латроп. — Если детали неубедительны, зритель сразу чувствует фальшь. Я всегда стараюсь найти как можно больше исторических деталей. Например, я прочитал руководства Ведомства маяков и сделал все, что в них описано: от канистр для горючего до инструментов и от набора для чистки линз до столовых приборов и чашек. Арт-отдел нашел даже совок для мусора с печатью Ведомства маяков! Позаимствовав его у коллекционера, мы сделали его копию для картины».
Иными словами, для декораторов и реквизиторов такие задачи даже представляют собой некий спортивный интерес.
Строительство
Поскольку съемки начинались весной, то команда должна была построить все декорации за зиму. А побережье Новой Шотландии зимой — это очень холодное место!
Строителей собрали из местных специалистов Новой Шотландии. Художник-постановщик боялся, что они не найдут достаточно специалистов нужной квалификации, но его страхи не оправдались. Группа строителей умудрялась сохранять позитивный настрой и боевой дух в самых жестких погодных условиях и при весьма напряженном графике работ.
Во время подготовки к съемкам фильма «Маяк» (2019) / Фото: A24
Официальная подготовка к съемке началась в феврале, и арт-отдел сразу же приступил к строительству. Некоторые части декораций были построены в Галифаксе и пересылались на место сборки в город Ярмоут, как только площадка была готова их принять.
Иногда погода не давала команде строить на берегу — волны перекатывались через девятиметровые скалы, а брызги замерзали и покрывали ледяной коркой строительные леса. Работать на них в это время было попросту опасно. Океанская вода застывает при температурах гораздо ниже обычной, но в данном случае термометр опустился до -20° по Цельсию. Съемочной группе пришлось смириться с простоем. Однако приняв больше рабочих, команда быстро вернулась к графику работ.
Для монтировки лампы потребовалось добавить несколько тонн бетонных блоков для балласта — помимо полутораметровых стальных стоек, которые были вбиты и зацементированы внутрь скалы. В виде дополнительных предосторожностей специалист предложил добавить растяжку из четырех металлических кабелей, которые можно было бы убирать при необходимости. Их устанавливали, если прогноз погоды обещал сильные ветра, которые нередки в этих местах. Эти кабели стояли большую часть времени съемки на локации на мысе Форчу.
К началу съемки старый маяк был готов!
Обложка: кадр из фильма «Маяк» (2019) / A24