Если при просмотре какого-нибудь фильма вам кажется, что кто-то из актеров «отфотошоплен» и выглядит лучше, чем на самом деле, это, скорее всего, так и есть. Но вам об этом никогда не расскажут, потому что специалисты, которые этим занимаются, связаны по рукам и ногам контрактом о неразглашении. Однако есть проекты, о которых говорить можно, и тогда художники по компьютерной графике с удовольствием рассказывают о своей работе.
Первым фильмом, благодаря которому они смогли заявить о себе, была «Загадочная история Бенджамина Баттона». И, в общем-то, методы студии с тех пор почти не изменились. Это очень трудоемкая ручная работа, требующая индивидуального подхода к каждому лицу, ведь каждый человек стареет по-своему. Более того, специалисты Lola VFX подходят к делу научно — они берут консультации у одного из лучших пластических хирургов Голливуда, доктора Френкеля, он, в свою очередь, смотрит на лицо артиста и рассказывает, как оно изменилось с возрастом и что нужно поправить, чтобы вернуть ему молодость.
Комментарии доктора Френкеля для «Загадочной истории Бенджамина Баттона»
Комментарии доктора Френкеля для «Загадочной истории Бенджамина Баттона»
Комментарии доктора Френкеля для «Загадочной истории Бенджамина Баттона»
Комментарии доктора Френкеля для «Загадочной истории Бенджамина Баттона»
Комментарии доктора Френкеля для «Загадочной истории Бенджамина Баттона»
Комментарии доктора Френкеля для «Загадочной истории Бенджамина Баттона»
Например, гравитация с годами заставляет лицо человека «уплывать» вниз. Значит, чтобы сделать человека моложе, лицо надо приподнять, а вот брови, наоборот, опустить. С возрастом кожа над верхними веками глаз все больше свисает, не давая им полностью раскрываться. Поэтому старикам приходится все время приподнимать брови, чтобы убрать эту кожу. Если омолодить лицо, но оставить брови на месте, оно будет казаться все время удивленным, поэтому бровям возвращают их исконное место и изгиб.
Процесс изменения лица Брэда Питта. Если пролистать быстро, будут видны изменения
Процесс изменения лица Брэда Питта. Если пролистать быстро, будут видны изменения
Процесс изменения лица Брэда Питта. Если пролистать быстро, будут видны изменения
Процесс изменения лица Брэда Питта. Если пролистать быстро, будут видны изменения
Процесс изменения лица Брэда Питта. Если пролистать быстро, будут видны изменения
Процесс изменения лица Брэда Питта. Если пролистать быстро, будут видны изменения
Процесс изменения лица Брэда Питта. Если пролистать быстро, будут видны изменения
Процесс изменения лица Брэда Питта. Если пролистать быстро, будут видны изменения
Работу начинают, как и всегда — со сбора референсов. В случае с актерами берут не только фотографии, но и видео из фильмов, в которых актер играл, будучи в нужном возрасте. Так для Майкла Дугласа в «Человеке-муравье» за референс брали фильм «Уолл-стрит», для Роберта-Дауни мл. для фильма «Первый мститель: Противостояние» — картину «Меньше нуля», а для Курта Рассела в «Стражах Галактики 2» — комедию «Подержанные автомобили». На самом деле им нужен был «Побег из Нью-Йорка», но внешний вид актера из этого фильма не подошел, поскольку там у него была щетина и один глаз был закрыт повязкой, поэтому они взяли ближайший фильм, вышедший на несколько месяцев раньше. Здесь герой Курта Рассела много говорил и улыбался во время диалогов, что было как нельзя кстати.
Трейлер фильма «Подержанные автомобили»
Дальше происходит анализ изменений и выработка стратегии. В целом этот процесс похож на ретушь в программе Photoshop. Каждый, кто когда-либо «вытирал» морщины у человека на фотографии, знает, что это такое. Только у кинематографистов есть 24 таких фотографии в секунду.
Омолаживание производится на этапе композитинга, когда весь фильм «складывают» в единое целое по шотам. Технология сочетает в себе 3D и 2D методы. Например, специалисты студии Lola VFX производят 3D-трекинг лица. Что это значит? Они «отслеживают» движение ключевых точек лица в трехмерном пространстве, чтобы точно знать, как голова меняет ракурс и с какой скоростью. Обычно это делают с помощью маркеров, но в данном случае их используют не всегда. Часто для трекинга берут и элементы самого лица. Впрочем, например, в случае с Куртом Расселом маркеры действительно использовали.
Лицо актера также сканируют в системе Medusa, которая позволяет увидеть все нюансы кожи в высоком разрешении.
Энтони Де Ла Торре с Джонни Деппом и в роли молодого Джека Воробья
Курт Расселл и его дублер Аарон Шварц
Каждый шот с актером, которого предстоит омолодить, снимают дважды — с самим актером, который задает игру, темп движений и изменение ракурсов, и с молодым дублером, который старается повторять все движения своего «рецепиента» как можно точнее. Во время съемки актеров одевают одинаково и при необходимости накладывают им одинаковый грим.
Причем специалисты студии Lola VFX участвуют в кастинге дублера, потому что кастинг-директор не знает всех нюансов работы и не может оценить, насколько дублер подходит для целей омоложения. Самое удивительное, что дублер не обязательно должен быть похож на актера, которого ему придется изображать, гораздо важнее сходство отдельных элементов в движении. Иногда предпочтительнее даже умение актера-дублера имитировать мимические движения основного актера, а не простое сходство с ним.
Текстуры для освещения лица для фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона»
Текстуры для освещения лица для фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона»
Текстуры для освещения лица для фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона»
Теперь, когда у художников есть трехмерная голова артиста (правда, в данном случае она будет всего лишь прозрачной «болванкой»), ее вставляют в кадры поверх отснятого материала и «притречивают» к маркерам. Это значит, что точки-маркеры на лице актера в отснятом материале будут двигать трехмерную прозрачную голову. Теперь на эту трехмерную голову будут «приклеивать» заплатки с лица молодого дублера, сначала просто методом копи-паста. Только заплатки, а не все лицо. Берут, например, более молодую кожу для лба и щек, под глазами, на подбородке, и так далее. Если дублер двигался не в нужном ритме, то его донорским «заплаткам» производят ре-тайминг, изменяя скорость их движения. Теперь заплатки с молодой кожей лежат точно на форме лица и двигаются вместе с ним.
Их остается только осветить точно так же, как было освещено лицо в кадре. Но чтобы сделать это, нужно произвести сбор данных об освещении на площадке во время съемки: наша кожа имеет обыкновение отражать не только свет, но и цвет окружения, в котором находится. Поэтому во время съемки художники по визуальным эффектам всегда собирают не только данные по расположению источников света, но и полную информацию об объектах декорации. Чаще всего это делают методом съемки всего окружения в высоком разрешении и с расширенным динамическим диапазоном (HDR), после чего создают текстуры, склеивая все фотографии в одну панораму. Через эту текстуру и освещают новый материал, чтобы освещение новых заплаток совпало с освещением в исходном кадре.
Кадры из фильма «Стражи Галактики. Часть 2»
Кадры из фильма «Стражи Галактики. Часть 2»
Наибольшую сложность вызывает, как ни странно, шея. Кожа вокруг Адамова яблока сильно обвисает. Кроме того, мышцы шеи с возрастом начинают двигаться иначе при произнесении слов. Поэтому ее чаще всего заменяют полностью. Если сюжет позволяет, специалисты Lola VFX просят одеть актера в этих кадрах так, чтобы закрыть шею совсем, но это не всегда возможно. Например, в «Человеке-муравье» Хэнк Пим носил обычный офисный костюм, который требует открыть шею. А вот в случае с Куртом Расселлом в «Стражах Галактики. Часть 2» персонажа смогли одеть в свитер с высоким воротником.
Кроме того, с возрастом у нас постоянно растет нос и уши, а кожа на мочках ушей изменяется. С этим тоже приходится работать.
Есть и другие методы. Например, в более простых случаях трехмерную голову не используют совсем. На месте заплаток создают облако точек, которые и представляют собой омолаживающие заплатки с фильтрами, через которые пропускают исходное изображение. Дело в том, что качество нашей кожи меняется с возрастом: в ней отмирают или ломаются капилляры, доставляющие кровь (а значит — питание) к ее поверхности. Поэтому кожа желтеет и меняет свои свойства. Она больше не светится. С помощью этих заплаток художники Lola VFX меняют внешний вид кожи, возвращая ей нужный цвет.
Лицо Брэда Питта с маркерами для трекинга
Облако точек для ретуши кожи
Финальный результат
Кадр с персонажем Кейт Бланшетт «до» и «после» обработки
Облако точек для обработки кадра. Как видите, руки тоже омолодили
Облако точек для лица и шеи в том же шоте
Иногда специалисты используют комбинацию методов. Так что в каждом случае применяется индивидуальный подход.
Кстати, специалисты Lola VFX умеют и состаривать актеров, используя данную технологию. Ведь далеко не всегда можно использовать для этих целей пластический грим: его можно наложить только поверх молодого лица, но «уйти в минус» в объеме невозможно. А у стариков часто вваливаются глаза и щеки, то есть, как раз это крайне необходимо. И тут на помощь приходит технология омолаживания.
Например, для фильма «Первый мститель: Другая война» художники Lola VFX состарили актрису Хейли Этвэлл, которая играла Пегги Картер. На площадке роль старой Пегги играли две актрисы: сама Хейли Этвэлл с маркерами на лице и возрастная актриса, которая и стала донором морщин.
Процесс создания бюста старого Бенджамина Баттона
Процесс создания бюста старого Бенджамина Баттона
Процесс создания бюста старого Бенджамина Баттона
Процесс создания бюста старого Бенджамина Баттона
Процесс создания бюста старого Бенджамина Баттона
Процесс создания бюста старого Бенджамина Баттона
Процесс создания бюста старого Бенджамина Баттона
Процесс создания бюста старого Бенджамина Баттона
Процесс создания бюста старого Бенджамина Баттона
При более сложных случаях, как в фильме «Загадочная история Бенджамина Баттона», создают трехмерную цифровую голову. Например, для «Баттона» на основе трехмерного скана лица сделали три абсолютно реалистичных бюста старого Брэда Питта. Эти бюсты позже были снова сосканировалив и уже из них и делали компьютерную голову персонажа, перенося на нее игру Брэда Питта с помощью технологии захвата актерской игры. Но это уже совсем другая история.