Никита Владимиров: Мне, конечно, было страшно, но здесь очень помогла наш исполнительный продюсер Маша Авербах. Мы с ней давно знакомы, и я ей доверяю.
Владимир Котт: Мне помогло — особенно в работе с актерами — мое образование. Первое, театральное, и второе, режиссерское.
Пресс-конференция фильма «Карп отмороженный» на 39-ом ММКФ / Фото: Виктор Вытольский
— Как получилось, что у фильма было три сценариста? При этом на пресс-конференции вы не сказали про Оксану Карас, чей стиль очень узнаваем.
Никита Владимиров: Сначала мне попала в руки повесть Андрея Таратухина, точнее, киноповесть. Я попросил Андрея и Оксану Карас, уже опытного сценариста, написать по ней киносценарий. Собственно, первый вариант написала она: разложила все по полочкам, расставила акценты, убрала ненужное, добавила характерные мелочи. Потом возникли Володя Котт и сценарист Дима Ланчихин. И вот они как раз дорабатывали вместе финальный вариант.
Никита Владимиров на 39-ом ММКФ / Фото: Виктор Вытольский
— Никита, принимали ли вы участие в процессе создания фильма? Например, на уровне монтажа?
Никита Владимиров: Это фильм Владимир Котта. Мы могли советоваться друг с другом, что-то подсказывать, но я, в принципе, не могу ломать режиссерское видение.
— Расскажите про поиск локаций.
Владимир Котт: Натуру мы искали поближе к Питеру, потому что у нас играет Алиса Бруновна (Фрейндлих), и ее надо было возить из театра на площадку и обратно. И мы нашли такое место, за 150 километров от Санкт-Петербурга в рабочем поселке Сясьстрой.
Владимир Котт на 39-ом ММКФ / Фото: Виктор Вытольский
— И там вы построили такое аутентичное деревянное здание…
Владимир Котт: Нет. Все, что в доме, мы построили в павильоне, конечно. Создали такую обстановку из всего, что нашли все члены группы.
— Я имею в виду здание, которое на натуре стоит. Точнее, еле стоит.
Владимир Котт: Нет, вы что! Это все настоящее. Мы снимали реальный дом, в котором, вообще-то, до сих пор люди живут. Мы ничего не достраивали и не перестраивали.
Кадр из фильма «Карп отмороженный»
— Вы не боитесь попасть в одну обойму со Звягинцевым: кино на свои деньги, на экране — безысходность, пьянство и правда о жизни в России?
Владимир Котт: Для меня это будет счастье — попасть в одну обойму к Андрею! (смеется) Я очень хорошо к нему отношусь, но мое кино не про безысходность и не про правду о России. Впрочем, как и у Андрея тоже.
— А вы, Никита, не думаете ли, что независимое финансирование фильма¸ вне Минкульта, может создать какие-то трудности в прокате?
Никита Владимиров: Да нет… Мы очень хотели сделать эту картину, а на какие деньги — государственные, негосударственные, инопланетные, любые — нам было все равно. Мы сделали ее несмотря ни на что.
Никита Владимиров на 39-ом ММКФ / Фото: Виктор Вытольский
— Можно еще про трудности? Я знаю один случай, когда продюсеры фильма, победившего на одном из фестивалей, испугались, что зрители не будут смотреть картину с такой историей, и решили откреститься от этого факта в рекламной кампании. Вы не боитесь, что это столкновение: «фестивальный» фильм и «зрительский» — может помешать прокату картины?
Владимир Котт: Я – нет. Во-первых, потому что я не думаю, что у него будет много копий. Во-вторых, я сторонник того, чтобы было больше показов, а не копий.
Никита Владимиров: Вы сейчас попали по самому больному месту. Я много сейчас об этом думаю, и у меня пока нет окончательного решения. Единственное, в чем я уверен — нельзя сесть сразу на два стула. Мы снимали кино, ориентированное на широкого зрителя, но пытаться подать его по-другому — как-то неправильно.
Владимир Котт и Алиса Фрейндлих на 39-ом ММКФ / Фото: Виктор Вытольский
— Статистика показывает, что американский зритель лучше идет на фильмы с хэппи-эндом, чем без него. А как у нас?
Никита Владимиров: Мы не писали финал под конкретного зрителя. Когда мы делали фильм, мы ни в кого не целились. Слава богу, что он получился такой, каким мы его и задумали. Фокус-группы? Нет-нет! Мы все понимали с самого начала, какой фильм снимаем. И первые показы подтверждают то, что мы выбрали правильный путь.
— Учитывая, что бюджет был «частным», а не государственным, были ли вещи, на которых вы экономили?
Никита Владимиров: Начнем с того, что для такого фильма, как наш, бюджет был изначально большим. Потому что это экспедиция, это несколько остановок в съемочном периоде из-за дыр в финансировании, однако мы ни на чем не сэкономили. Нельзя сказать, что мы «жировали», но нам навстречу пошли артисты и все члены съемочной группы. Для нас, особенно для меня, это оказалось самым ценным. Все подключились к нашей общей идее: от режиссера (смеются) до водителей.
Никита Владимиров на 39-ом ММКФ / Фото: Виктор Вытольский
— И сколько, получается, занял процесс съемок?
Никита Владимиров: Около года. Да, примерно год длились только съемки…
Владимир Котт на 39-ом ММКФ / Фото: Виктор Вытольский
— Владимир, на пресс-конференции, как показалось, вы еле сдерживали эмоции, когда вам задавали откровенно глупые вопросы. Как вы относитесь к критикам?
Владимир Котт: К критикам я отношусь хорошо, по крайней мере, пытаюсь найти с ними общий язык. И к критике я тоже отношусь хорошо, если это критика, а не хамство.
Владимир Котт на 39-ом ММКФ / Фото: Виктор Вытольский
— Напоследок, можно попросить у вас прощения? Я накануне перед первым показом видел вашего брата Александра и, как всегда, снова обознался и пожелал ему, а не вам, ни пуха ни пера…
Владимир Котт: Да ну что вы! Наоборот, так даже куда приятнее.