Смотрите и обсуждайте фильмы. Если вам что-то не понравилось, попытайтесь понять, что не так в этой картине, а затем спросите себя, что и как вы бы сделали иначе. На мой взгляд, лучший способ научиться делать кино — перерабатывать чужие фильмы.
Операторская работа — вещь для многих режиссеров непостижимая. Мало кто из нас может влезть в этот процесс и сказать: «Ой, да я знаю, что он делает». Умеете ли вы выставлять свет по люксметру или разбираетесь ли вы в особенностях работы с пленкой? Через такие вещи оператор очень многое привносит от себя. И хотя мои ранние фильмы все очень личные и сделаны в разных жанрах, для каждого я искала своего, более подходящего оператора.
Работа в кино переворачивает жизнь. Поэтому не выбрасывайте свое время на какие-нибудь боевики о скуба-дайвинге. Кино может заставлять вас вставать в три утра, наполнять вас идеями, вызывать воспоминания о детстве, о близких, о жизненном опыте… Так что не тратьте свои силы на то, во что вы не верите. Кино позволяет вам пережить уникальный духовный опыт. Вы размышляете о своей истории, проводите исследование, ищете советов, создаете характеры и спрашиваете себя: «А как насчет точки зрения этого героя или вот этого?». Вы продумываете визуальный ряд, звук, музыку. В общем, так вы проходите уникальный путь развития. Это фантастика! Цените это.
Одна из самых важных вещей для любого режиссера — иметь сильное, но здоровое эго. У вас должна быть способность сказать: «Мое мнение имеет значение. Должно быть так, как вижу я». В то же время надо учитывать, что взаимодействие режиссера с актером требует безграничного доверия. И с другой стороны, из всей группы только режиссер и оператор точно знают, почему эта сцена решается так, и почему её элементы работают или не работают.
Я работаю в кинобизнесе уже 47 лет. По этому опыту я знаю, как хорошо быть готовым, но в то же время прекрасно оставаться открытым к неожиданностям и находить что-то незапланированное, новое в последнюю минуту. Иногда полезно расслабиться и приготовиться к тому, что нечто фантастическое придет само. И иногда так действительно происходит, и мне это нравится. Конечно, как режиссер я больше люблю готовиться, готовиться и еще раз готовиться с тем, чтобы придти к завершенной, контролируемой концепции фильма, где продумана каждая возможная деталь. В такой ситуации сразу после команды «Начали» все начинает походить на спонтанный хаос: все происходит быстро, у актеров нет времени на лишние раздумья и так далее. Забавно, что длительный процесс подготовки в итоге реализуется в таком моменте.
Я всегда говорю, что хороший режиссер — это реализовавшийся родитель, уважающий человека, находящегося перед ним. Вы предлагаете некую задачу и объясняете, чего бы вы ожидали. И вместе с тем вы говорите: «Я люблю и ценю вас. Просто покажите, на что вы способны. Даже если результат не очень, все равно. Я лишь хочу, чтобы вы реализовали свой потенциал». Получается та же комбинация, что и в воспитании детей: свобода в рамках определенной задачи. Меня этому научила Мэри Ламберт, мой хороший друг и единственная женщина-режиссер, у которой я снималась. Как-то в Испании на съемках фильма «Сиеста» она села рядом со мной и сказала: «Так не пойдет. Сегодня ты не соответствовала нужному уровню». Я была шокирована тем, что она сделала это так, будто хорошая мать: «Сегодня ты играла не очень хорошо. Это было неуважением к другим актерам и к группе». Но я умею учиться, так что этот разговор помог мне многое понять.
Я начала работать в кино в стародавние времена, когда в нем не было женщин. Помню, как я постоянно была окружена толпами исключительно мужчин. Они всегда бегали в поисках женщин. Думаю, им всем было немного плохо, потому что они отрывались от своих жен и детей, оказываясь в каком-то лагере для мальчиков. Когда женщин в индустрии стало больше, мне кажется, и обстановка стала более здоровой. В более разнообразном коллективе люди меньше чувствовали одиночество и оторванность от мира. Что же касается женщин-режиссеров, то тут я дам тот же совет, что я даю всем актрисам. Будьте честны с собой и старайтесь понять, кто вы на самом деле. А когда принимаете важное решение, ответьте на вопрос: будет ли ваше действие или результат настоящим или нет.
Источник: Film School Rejects