Глобальная разница между работой киносценариста и телесценариста состоит в том, что от первого требуют оригинальности, а второй обязан попасть в формат. И это самая сложная задача для кинодраматурга. Я пришла в сериалы из, пожалуй, самого свободного вида кино – документального. Мне было очень сложно подстраиваться под телевизионный формат. Все время хотелось предложить оригинальные идеи. Казалось, что я могу сделать лучше, чем мне предлагают редакторы сериалов. Но потом я усвоила, что главное правило телевидения – работа на целевую аудиторию, и смогла адаптироваться к новым условиям.
Здесь важно учитывать длительность истории. Если речь о вертикальном сериале, то изначально надо закладывать потенциал для нескольких историй, которые начинаются и заканчиваются в каждой серии. Если о горизонтальном, должно быть много героев. Все эти варианты развития следует прописать уже в заявке.
Как говорит шоу-раннер «Закона и порядка» Рене Балсер, «зритель возвращается к вашему сериалу каждую неделю не потому, что его интересуют придуманные вами ситуации, а потому что его интересует ваш персонаж». Сильный главный герой – вот настоящий магнит для публики.
В сериалах фабула более шаблонна и понятна зрителю, чем в кино. Здесь на первом месте – эмоциональная привлекательность. На иглу сериала можно подсадить, показав героя похожего на зрителя, но так, чтобы жизнь у него складывалась иначе.
Здесь речь идет главным образом о сериалах, ориентированных на домохозяек. Такая аудитория хочет видеть красивых героев на фоне прекрасной природы или в роскошных интерьерах. При этом история должна быть достаточно правдоподобной, чтобы персонажи – реальные люди, но живущие как принцы и принцессы, – не вызывали отторжения. У сценариста непростая задача – ему нужно быть сказочником, придумывающим реальные мотивировки.
Сериалы возникли из длинных радиопостановок, то есть в их основе изначально лежало слово. Вот почему в сериалах на первый план выходит не изображение, а диалоги. В особенности это касается мыльных опер, зрительницы которых часть эпизода «прослушивают», отвлекаясь от своих дел и глядя на экран только в самые напряженные моменты. Сценаристу, который приходит из кино на ТВ, надо понять, что мизансцена зачастую уже задана, а актеры только переходят из комнаты в комнату. В этом сериал близок к театральной драматургии, поэтому сценарист может проявить себя в первую очередь в разработке характеров персонажей и диалогов.
Еще одна особенность сериалов, о которой надо помнить всем, кто приходит на этот рынок, наличие рекламных пауз. Киношнику такое не приснится в страшном сне, но сериальному драматургу необходимо сразу задать в сценарии так называемую точку выхода, чтобы во время рекламного блока зритель не переключился на другую передачу. Для этих точек придумываются сцены, вызывающие у зрителя ожидание чего-то интересного. Например, вы оставляете персонажа висеть над пропастью, а зритель ждет затаив дыхание, чтобы через три минуты узнать, что герой благополучно спасся.
Киносценаристы привыкли работать индивидуально или в паре, тогда как сериальная работа очень часто разбита по ролям. Особенно в форматных сериалах. Там главные авторы сначала придумывают идею шоу. Потом набираются люди, пишущие заявки на каждую серию. Дальше в процесс вовлекаются авторы, которые пишут «посерийники» и диалоги, а окончательно всё это сводит в единое целое редактор. Получается, такая «мыльная фабрика». Конечно, кинодраматургу непросто отказаться от себя как от единоличного создателя произведения и стать частью этого механизма, но иначе никак.
Источник: публикация основана на выступлении во время конференции «Творческая индивидуальность или драматургия формата?», состоявшейся на 35-м Международном фестивале ВГИКа.
Светлана Малафеева Литературный редактор, сценарный продюсер. Окончила сценарный факультет ВГИКа. Работала в студии Московского городского объединения архивов сценаристом и режиссером документального кино. Сняла более 10 документальных картин. В 1999 году заняла третье место на фестивале «Золотой Витязь» в конкурсе сценаристов. Работала автором сценариев рекламных роликов на радио «Серебряный дождь». Была режиссером-постановщиком голосовых сервисов мобильной связи (МТС, БиЛайн, МегаФон). Автор пяти игровых сценариев и двух пьес. Работала на киностудиях «Андреевский флаг» и «Проект Мы». Директор Центра сценарного мастерства. Разработала и преподает курс «Драматургия рекламы» и «Технология производства рекламного видеоролика» в МосГУ. Преподает теорию драматургии во ВГИКе и других ВУЗах. |