Николай Куликов, сценарист
Про первый опыт
Мои новые герои это «Big Hero 6», «Kingsman», «Bridesmaids» и т.п. – яркое, смешное, борзое, развлекательное, с простыми и мощными подспудными смыслами. Пересматриваю, перечитываю и ищу всё, что о них говорят авторы. Такое кино я хочу писать.
Фильм по моему первому сценарию – «Обстоятельства» – собрал всего 22 тысячи долларов и даже не отбил сценарий. Очень обидно, концепт-то у него хороший: «Он убил свою жену, и это спасло их брак», – сразу ведь интересно узнать, что происходит. Но я был неопытным автором, для продюсеров это тоже был дебют, режиссер Павел Руминов (это была его идея) тогда начал переселяться на свою планету, название поменялось с «Моя жена зомби» на «Обстоятельства», и как-то всё рассыпалось.
Кадр из фильма «Обстоятельства»
Потом мы с режиссером Алексеем Андриановым переписывали под него сценарий «Шпиона». И если я могу вам что-то посоветовать, то это: не пытайтесь экранизировать Акунина – во всяком случае, пока не проработаете в бизнесе лет 20. У Акунина блестящая проза, стилизация, интересные персонажи, но как только вы подходите к ним с точки зрения драматургических инструментов, то сразу проваливаетесь в какую-то бездну. Хотя недавно на его книги купили права британцы – очень любопытно посмотреть, насколько крепко у них получится.
На протяжении 10 лет у меня не было ни одного контракта на историю, которую придумал я сам. «Легенду №17», «Горько!», «Экипаж» я писал с соавторами по заказу продюсеров. «Движение вверх», который снимает Антон Мегердичев, писал уже один, но тоже по заказу. Это история о том, как советская сборная по баскетболу в 1972 году побеждает американцев. На этом знаковые спортивные победы в нашей истории заканчиваются, и, видимо, заканчивается моя карьера как спортивного драматурга.
Кадр из фильма «Горько!»
До этого года у меня в голове почему-то не появлялось хороших идей для фильма. Хороших – значит, с интересным «high concept», на который зрители могут прийти в первый же уикенд. Только сейчас у меня в мозгу начали выстраиваться нужные нейронные связи, и что-то такое рождается. Так что если вы хотите писать сценарии, то настройтесь на то, что это процесс, который займет годы. Большую часть времени вы будете проводить, сидя за столом по 6-8 часов в день, поэтому нужно обязательно много двигаться и правильно питаться. И купите кресло, из которого телу не захочется вылезать.
Про главную задача сценариста
Про голливудские сценарии
Про систему Блейка Снайдера
Третья книга нужным образом замедляет вас, приучает бежать длинную дистанцию. Когда я говорю, что пишу долго и мне нужен год на сценарий – это не значит, что я буду писать каждый день. Просто за год ты успеваешь отвыкнуть от идей, которые тебе очень нравились, понимаешь, что они не работают, можно выдумать новые. У тебя появляется время и настроение «убить своих любимых». «Big Hero 6» писали пять лет. Не дураки были.
Про технологию написания шуток
Научиться писать шутки можно, нужно только потратить несколько лет. Я посоветовал бы определенную литературу: «The Comic Toolbox» (это моя библия) и «Step by Step to Stand-Up Comedy». Когда я только начинал заниматься стендапом, мне было страшно даже представить, что я могу сказать что-то, а люди не будут смеяться там, где я хочу. В книге «The Comic Toolbox» я встретил принцип, который меня освободил – «правило девяти». Его просто освоить: попробуйте написать на листке 10 смешных названий футбольных команд. Сделайте паузу, а потом снова перечитайте этот список. Скорее всего, девять из них – тотальная шняга, но одно будет работать. Чтобы найти одну шутку, нужно слить девять других. У вас всегда есть идеи, вы просто должны их выписывать и вычеркивать неработающие, это часть профессии. Если зрители не смеются сейчас, это нужно для того, чтобы они смеялись потом.
Николай Куликов, мастер-класс в рамках первого в Москве курса по DIY кинематографии
Еще одна важная книжка, которая меня окрылила, называется «Talent Is Overrated». В ней говорится о том, что нет никакого таланта, это штука, которую нельзя измерить и как-то ухватить разумом. Всё, что вам нужно для творческой реализации – 10 тысяч часов осознанной практики. Если столько времени осознанно работаешь над своим ремеслом, то становишься профессионалом, которого почему-то называют талантливым.
Про 10-минутные фильмы
Про драматизацию
Кадр из фильма «Легенда №17»
Поэтому мы с Местецким делаем так, что заносчивый юнец Харламов заявляет Тарасову, что он лучший хоккеист в команде и унижает других игроков – мол, играть не с кем. Тарасов его мудро заманивает в пропасть раздухарившегося эго: мол, золотые твои слова, в Японию надо ехать, а играть некому. И Харламов, ослепленный своим самомнением, в эту ловушку падает. Он приходит в аэропорт, встречает сборную, говорит им, что он с ними в Японию, те над ним смеются, и у него конфликт с командой. И дальше резкое падение вниз, в Чебаркуль – туда его и отправляет на самом деле проницательный тренер. Разумеется, Харламов заявляет, что не поедет. Но когда герой в кино говорит, что он чего-то не будет делать, то дальше вы именно это ему и даете.
В таком виде той ситуации, конечно, не было. Но по факту: Харламов – есть, в Чебаркуль – поехал. И так нужно подходить к каждой сцене.
Сейчас я вижу кое-какие недостатки в «Легенде №17» с точки зрения драматургии. Например, у Харламова отсутствует важная вещь, которую Митта называет «альтернативный фактор». Что будет с Харламовым, если он не будет играть в хоккей? Ничего! Это не очень хорошо. Но почему-то в фильме это незаметно – к счастью для нас с Местецким и наших «Золотых орлов».
Про кражу сценариев
Мы как-то с Лешей Казаковым написали сценарий фильма «Чего хотят девственницы?», а когда законодательство изменилось, он стал называться «Сожги свою школу». Разумеется, такой фильм никогда не будет снят в России при существующем культурном фоне. Это была забавная комедия о том, как бедный и талантливый математик был вынужден преподавать в женской гимназии, а избалованные девочки-гимназистки заключили пари – кто первая его соблазнит. Нам казалось, что это обалденный социальный комментарий по поводу того, что происходит в России. Казаков распечатал сценарий и отправил его заказным письмом нам обоим. В этом есть некий шизофренический акт, но и своя правда: если вдруг начнутся «качели», мы покажем штемпель на письме. Так многие делают.
Николай Куликов, Stand-up
Этот фильм, кстати, мы так и не продали, но благодаря ему получили работу над «Горько!». Автор книги «My story can beat up your story» советует начинающим сценаристам не пытаться уловить тренды текущего рынка, а написать что-то безумное от души – фильм, который может быть реализован только в вашей идеальной вселенной. Скорее всего продать его у вас не выйдет, но такой сценарий продемонстрирует ваши лучшие стороны и позволит подписаться на работу уже за деньги. У нас именно так и получилось.
Про продюсеров
Про работу сценариста во время съемок
Николай Куликов
Он писал также о том, что режиссеры самые одинокие люди в этом бизнесе, потому что с них всегда спрашивают за все косяки. И он советовал максимально поддерживать их до конца. Я с ним согласен, у режиссера нет других союзников, кроме сценариста. Раньше я не понимал важности этого и хотел поскорее срулить с процесса, но сейчас работаю над сценарием, пока картина не выйдет, и если нужно что-то переписать, то носом не верчу – лишь бы фильм получился.
Про смысл жизни
То же и с кино. Я мечтаю сочинить 5-10 успешных и интересных фильмов до того, как мне стукнет 70, и я куплю себе шапочку с пропеллером. Я хочу вложиться в корпус фильмов, которые создадут традицию русскоязычного кино, выполненного структурно и мастерски, как американское.
Николай Куликов
Конечно, каждый раз мне хочется быстренько написать сценарий, поскорее отдать его продюсеру и получить деньги, но я понимаю, что если опираюсь на свои принципы (заимствованные у американцев), то это случится не так шустро. Кино меня уже научило: герой получает желаемое, только преодолев какое-то препятствие, а главное – препятствие в себе. Так должно быть в сценарии, так выходит и в жизни.
И когда я честно себе задаю вопрос, случилось ли это в сцене, и честно отвечаю себе «нет», то дальше могу выполнять свое предназначение и быть счастливым, осознавая, что работаю над этой проблемой. Мне нравится постоянно задавать вопросы сценарию и себе, потому что вопрос – это жест власти и контроля. Задавая вопросы, вы ставите себя в позицию человека, контролирующего ситуацию. Хаоса становится меньше (на самом деле нет).
Мастер-класс Николая Куликова прошёл в рамках первой в Москве Школы DIY-кинематографии (от англ. Do It Yourself — «сделай это сам») MovieBand.