Ричард Кук (модератор мастер-класса, один из основателей фестиваля Subtitle): Давайте для начала посмотрим шоурил, который нравится абсолютно всем присутствующим.
Виктор Дженкинс (Великобритания, кастинг-директор сериалов «Broadchurch» и «Humans»): Это видео потрясает своим разнообразием. Я так понимаю, что первый кусочек — это комедия? Довольно сложно передать в шоуриле комедию, особенно учитывая, что здесь сложный микс: демо стартует с комедии и переходит в серьезные, форсирующие темы. И в этом нет ничего неправильного. Шоурил не надо выстраивать на 15 минут, здесь нужны коротенькие отрывочки.
И еще здесь важно то, что каждый фрагмент подписан. Это не отвлекает, и всегда можно поближе познакомиться с фильмом, посмотреть место этой сцены в картине.
Фрэнк Моиселл (Ирландия, кастинг-директор для сериалов «Викинги», «Тюдоры», «Страшные сказки»): Мне нравится в этом ролике то, что на всем своем протяжении он удерживал мое внимание. Каждый клип очень короткий — видно, что это хороший актер, разнообразный. Никто не ждет от артиста того, что будет столько фильмов, обычно показывают два-три клипа, максимум пять. Но здесь разнообразие палитры не мешает.
Мастер-класс, посвященный созданию Showreel / Фото: Юлия Шиманская
Кук: У кого-то вообще бывает один фильм. Не думайте, что кто-то ждет от вас материала за последние три четыре года. Мне еще нравится здесь качество фильмов. Это не любительские работы, а добротные картины. Очень часто сталкиваешься с тем, что актеры выбирают не самый качественный материал.
Идеальный хронометраж шоурила — не более двух минут.
Попробуйте посмотреть шоурил вашего друга, вы тоже выдержите 30 секунд, и все — дальше ваше внимание переключается, вы начинаете отвлекаться. Процесс принятия решения — это очень быстрый момент.
Бывает так, что прекрасные актеры выбирают какие-то странные сцены.
Ричард Кук / Фото: Юлия Шиманская
Кук: А что если есть фильмы, в которых актер работает с известными иностранными звездами? Нужно ли включать в демо отрывки из таких фильмов?
Дженкинс: Мы же сейчас говорим о том, чтобы российские актеры вышли на международный уровень? Тогда, как мне кажется, стоит показать эти отрывки. Это значит, что вас уже кто-то нанимал, что вы уже снимались в фильмах на английском языке.
Баумюллер: Я тоже так думаю, но всегда важно думать о том, что мы должны увидеть вас. Если это короткая сцена, то в этом случае шансы на то, что мы разглядим вас, а не звезду, возрастают. Мы же понимаем, что вы должны пройти все круги ада, чтобы сняться рядом с уже популярным актером, поэтому это хороший выбор. Здесь важно, чтобы звезды нас не отвлекали от вас.
Поймите, никто ничего никому не должен.
Моиселл: Ваши прошлые работы нужно ставить не в начале ролика, а в конце. Свежие роли должны стоять в самом начале, и неважно, как вы к ним относитесь. Агентствам все равно, что вы чувствуете по поводу ваших ролей. Если им понравятся первые фрагменты, то представители кастинг-агентств, так и быть, доберутся до конца и посмотрят ваши любимые сцены «со звездой». И кстати, что еще немаловажно в шоуриле — это возможность скачать материалы, представленные в вашем ролике.
Виктор Дженкинс и Фрэнк Моиселл / Фото: Юлия Шиманская
Кук: Есть еще вот какой вечный вопрос: нужно ли в шоуриле использовать музыкальное сопровождение?
Моиселл: Музыка может звучать, но в определенных пропорциях. Нельзя, чтобы она выходила на первый план и «заслоняла» актера. Нам важно слышать голос артиста.
Кук: Давайте в этой связи посмотрим еще одно видео. Это шоурил известной португальской актрисы, ее зовут Лайа Карвалхо.
Дженкинс: 45 секунд мы смотрим только на лицо, поэтом опять лицо и так много-много раз. Я кроме лица из этого ролика ничего не понял.
Кук: Давайте посмотрим шоурил популярного испанского исполнителя Антонио де ла Торе.
Моиселл: Я бы немного сократил.
Первые 30 секунд — самые важные
Баумюллер: Даже если посмотреть 30 секунд, уже видно, что он замечательный драматический артист. Он очень хорошо переходит от одной сцены к другой.
Айрис Баумюллер / Фото: Юлия Шиманская
Дженкинс: Первые 30 секунд — самые важные, потому что они являются определяющими для нас, чтобы понять, нравитесь вы нам или нет. Если понравитесь, мы можем попросить вас сделать self-tape.
Баумюллер: Шоурил прекрасно показывает, можем ли мы влюбиться в вас с первого взгляда.
Дженкинс: Меня смущает, что Марчин Доросинки здесь очень молод — это, видимо, давно сделанный ролик. И еще в сценах с актрисами видно, что его партнерши переигрывают, это отвлекает.
Кук: Там есть сцена, где он говорит по-английски. Я бы, конечно, не стал ставить ее в самое начало, но и не убирал бы ее слишком далеко. Она бы хорошо смотрелась второй или третьей.
Дженкинс: И еще он говорит по-шведски. Я бы тоже поставил этот фрагмент ближе к началу.
Мастер-класс, посвященный созданию Showreel / Фото: Юлия Шиманская
Кук: Давайте сменим тему. Что делать, если у молодого актера нет опыта в кино? Из чего ему собирать шоурил?
Моиселл: Да, это большая проблема. Но ведь у него есть театральные постановки? Почему бы ему не выбрать лучшие сцены и не сделать 40-секундый ролик? Это работает.
Я не знаю примера, когда театральная съемка «продала» бы артиста
Дженкинс: Да. Я не знаю примера, когда театральная съемка «продала» бы артиста. Виной этому особенности сценической речи — всегда кажется, что актер переигрывает. Есть также еще один миф — о том, что актер хорошо смотрится, когда играет сцену из своего любимого фильма. Это тоже не работает. Мы смотрим: о, отличный фильм, но актер никудышный.
Моиселл: Если у вас вообще ничего нет, то прочтите классический монолог, который все знают, но подать его надо так, как никто до вас. Снимите его так, чтобы это не казалось отрывком из спектакля.
Если у вас вообще ничего нет, то просто представьтесь и расскажите о себе. Не больше 7-10 секунд.
Виктор Дженкинс / Фото: Юлия Шиманская
Моиселл: Обычно я не советую пользоваться таким приемом, но если у вас вообще ничего нет, то просто представьтесь и расскажите о себе. Не больше 7-10 секунд. Даже 10 секунд — это уже много.
И вообще, помните главное: кастинг-директора очень разные люди. Кому-то 10 секунд оказывается достаточно, чтобы понять ваш уровень мастерства, кому-то не хватает. Кто-то любит монтаж в ролике, кто-то — нет. Монтаж тоже может испортить шоурил, а может подчеркнуть ваши достоинства. Мне часто бывает интересна музыка: она подчеркивает актерское мастерство, а кто-то не любит шоурил с музыкой. Сколько людей — столько и мнений. Единых рецептов в кино не существует.
Также рекомендуется к просмотру:
Бхав Пармар (Англия)
Брайан Ф. О’Бирн (Ирландия)