— В США «Омерзительная восьмерка» демонстрируется в 70-мм пленочном формате на ста копиях. В России — всего на одной. Почему так?
— Если быть точным, то всего в мире, по данным сайта о широкоформатном кино in70mm.com, 123 таких копии фильма. 96 в США, а в России только одна, да. Причины разные, в том числе технические.
— Какие?
— Во-первых, проекция 70-мм пленки у нас всегда, с конца 50-х годов и где-то до середины 2000-х, велась со звуком в формате магнитного стерео. То есть там была шестиканальная магнитная фонограмма — после печати на позитивную копию поливались магнитные дорожки, и магнитная головка на проекторе воспроизводила шесть каналов. Для проката существовало два основных формата на 70-мм кинопленке — «широкий формат» с соотношением сторон кадра 2,2:1 и «Стерео 70». Широкий формат у нас умер в 90-е годы, поскольку ещё в 80-е из-за дороговизны решили прекратить производство фильмов на 70-мм пленке и полностью перейти на 35-мм. Только изредка привозили иностранные широкоформатные фильмы.
Американцы же отказались от магнитного полива в 90-е годы, потому что пленку стали делать на полиэфирной, лавсановой основе, прочной и способной выдерживать свыше тысячи сеансов. Магнитная фонограмма на этой пленке изнашивалась всего за триста сеансов. Вместо неё для 70-мм пленки стали использовать технологию воспроизведения звука DTS (Digital Theatre System). То есть кинопроекторы оборудовали DTS-ридерами, позволявшими синхронизировать аналоговое изображение с пленки со звуком, воспроизводившимся специальным дисковым плеером. Сейчас проблема заключается в том, что в наших кинотеатрах нет ридеров для считывания DTS-таймкода именно с 70-мм пленки. Такой ридер есть у меня, потому что когда-то мы планировали проводить фестиваль широкоформатного кино, а по техрегламенту международного фестиваля требовалось это устройство. Я его в то время приобрел, но пригодилось оно только сейчас.
Другая сложность была в анаморфотной насадке на объектив. У классического 35-мм формата коэффициент анаморфирования линзы — 2x, то есть сжатие по ширине в два раза. А у системы Ultra Panavision 70 коэффициент анаморфирования — 1,25х. По этой системе сняли всего десять фильмов и в 1966 году забыли из-за сложности и дороговизны оптики, процессов съемки и монтажа. Так что Тарантино буквально вытащил её из мертвых. У нас такой анаморфотной оптики попросту нет, и никогда не было. Эту насадку на объектив мы получили в аренду из Лос-Анджелеса на время демонстрации фильма.
— Кроме технических причин, что мешает показывать с пленки?
— Некоторые, скажем так, цифровые магнаты, чрезмерно любят «цифру» и совершенно непримиримо относятся к любому появлению чего-либо пленочного. Например, я ждал, что ещё «Интерстеллар» удастся показать на 70-мм, ведь в Америке он выходил несколькими копиями именно на 70 мм в формате Тодд АО. Но у нас не пропустили или не захотели.
— Почему для показов был выбран именно кинотеатр «Октябрь»?
— Когда мы выбирали кинотеатр, рассматривалось несколько вариантов. Я думал об «Ударнике», но выяснилось, что отстал от жизни, — не знал, что кинотеатра там уже нет. Но там до сих пор стоят два 70-мм проектора Kinoton. 70-мм итальянский платтер Cinemeccanica с двумя проекторами находятся в «Пушкинском» (бывшая «Россия»), который, правда, уже тоже не кинотеатр. Получается, что там, где есть широкоформатная аппаратура, нет экрана. Ещё два поста Phillips DP75 стоят в киноконцертном зале гостиницы «Космос», но они без необходимого бесперемоточного устройства (платтера). Было современное 70-мм оборудование в зале разрушенной гостиницы «Россия». Вроде как сейчас оно должно быть у Музея кино, но там от этого открещиваются.
Оставался только «Октябрь», где всегда штатно стояло два поста двухформатных проекторов Strong Simplex и два платтера. Но как оказалось, детали, отвечающие за переналадку проекторов с 35 мм на 70 мм, утеряны. Выходит, аппараты есть, а использовать их не получается. В итоге мы с Димой Кузиным, киноинженером объединения детских кинотеатров Москвы, перевезли и за два дня смонтировали мой рабочий комплект аппаратуры Kinoton. Я с него в музее кинотехники школы №544 показываю фильмы по системе «Стерео 70» во время лекций по истории кино. Он тоже двухформатный — переналаживается с 35 мм на 70 мм за пять минут. К тому же это достаточно продвинутая техника в том плане, что вся механика работает не на шестеренках и ремнях, как у классического проектора, а за счет шаговых двигателей. Это дает очень точное позиционирование пленки в кадровом окне, благодаря чему почти нет эффекта покачивания изображения.
— А в чем особенность использования одного проектора вместо двух?
— Если говорить о классической 70-мм проекции, то всегда используются два проектора. Но показывать DTS с одним ридером на двухпостовой установке невозможно — проектор должен быть один. Наш проектор работает с бесперемоточным устройством, которое со старыми фильмами с магнитной фонограммой использовать не очень уместно — фонограмма быстро осыпается из-за большого количества роликов, поворотов и изгибов. Обычно так показывают 35-мм пленку, а 70-мм я на платтер зарядил впервые.
— На сколько сеансов рассчитана эта пленка?
— Если оборудование правильно эксплуатируется и в аппаратной чисто, то наработка этой пленки – 1200 сеансов до третьей категории, то есть до заполосованности. С учетом прогонов, которые мы делали для синхронизации с субтитрами, сейчас уже прошло сеансов сорок. Изображение хорошее, единственное, чуть-чуть в начале и на титрах появилась грязь, просто из-за того, что в аппаратной почти не производят влажную уборку. Но в обоих случаях это не видно, потому что финальные титры на черном фоне, а увертюра на темно-красном.
— Требуются ли для хранения этой пленки какие-то особые условия?
— Нет, кроме чистоты, особых условий не требуется. Поэтому сейчас даже Госфильмофонд весь переходит на лавсановую пленку. Ни влажность, ни температура особого влияния на неё не оказывают. Гарантия хранения у неё — сто лет. Но по сути, это вечная штука, если только не царапать.
— А есть ли при демонстрации 70-мм копии «Омерзительной восьмерки» какие-то требования к экрану?
— Особых требований к экрану нет. Если только для людей с каким-то исключительным восприятием. В идеале эту картину надо смотреть на бело-матовом экране, а в «Октябре» экран серебряный с коэффициентом 2 для демонстрации фильмов в формате 3D по поляризационной технологии RealD. Из-за этого мы видим изображение чуть более контрастным, чем оно должно быть. Но на самом деле для этого фильма так даже хорошо, поскольку он довольно темный.
— Как думаете, этот эксперимент Тарантино с Ultra Panavision 70 и 70-мм показы «Восьмерки» как-то отразятся на дальнейшей судьбе пленки и пленочной проекции?
— Наверное, да, но как в России, не знаю. В Америке 11% кинотеатров отказались от «цифры». И я считаю, что действительно какое-то количество кинотеатров должно показывать в аналоге. Причин много. Хотя бы потому, что есть люди, которые не могут воспринимать цифровое изображение. Например, у меня повышенная инерционность зрения — я цифровую картинку вижу как отдельные цветные квадратики. А цифровое стерео для меня представляет сплошной стробоскопический эффект. Я вижу, что левое и правое изображения идут на экран не одновременно, а по очереди, значит, и стереоэффект не формируется. По статистике нашего Института проблем зрения около 30% людей плохо воспринимают или вообще не видят стереокино. Но у нас это никто не учитывает, и бывает, что фильм не в 3D даже нигде не идет.
— А как бы вы объяснили, в чем отличие пленочной проекции от цифровой для обычного зрителя? И в чем привлекательность 70-мм?
— Если говорить простыми словами, то пленочное изображение более живое и четкое. За счет чего? «Омерзительная восьмерка» — фильм достаточно темный, действие происходит в таких погодных условиях или в помещении со свечным освещением, а у пленки есть реальный черный цвет. Ведь черный цвет пленки — это непроекция ничего на экран. А у «цифры» чёрный цвет — это свечение межпиксельного пространства, отдающее бордовым цветом или даже зеленым.
Ещё надо добавить, что у «Омерзительной восьмерки» есть и своя принципиальная особенность. Дело в том, что на 35-мм пленку в последнее время выводили с «цифры». Сняли, перевели в «цифру», откорректировали, потом на пленку (digital intermediate — контратип с цифры). А Тарантино снял на 65-мм негатив, смонтировал по классической технологии и с этого негатива напечатал копию. То есть тут нет ничего цифрового. Если вы посмотрите на титры в начале, то даже они сделаны не цифровым, а классическим способом — напечатаны на стекле и на пленочной трюк-машине совмещены с оригинальным изображением. В общем, Тарантино заморочился по поводу аналога от и до.
Александр Зенин Инженер, руководитель музея кинотехники школы №544. Член Союза кинематографистов РФ. |