- Защитные или UV-фильтры, предохраняющие переднюю линзу объектива от царапин, сколов и других различных повреждений напыления. Фильтр в любом случае можно поменять гораздо быстрее и значительно дешевле.
- Поляризационные фильтры, убирающие блики с неметаллических поверхностей (особенно вода и стекло) также экономят массу времени на пост-обработке.
- Градиентные фильтры, как листовые квадратные, так и резьбовые круглые, компенсируют разницу в освещенности между небом и ландшафтом, которая зачастую в солнечные дни не укладывается в динамический диапазон камеры.
Фото: FST / ТКТ
Но есть и отдельные категории фильтров, которые только набирают популярность в последнее время. Это фильтры c переменной нейтральной плотностью, так называемые Vari-ND. Они широко используются в фотографии для:
- создания эффекта сглаживания на воде или колышущейся траве;
- съемки в яркий солнечный день на максимально открытых значениях диафрагм объективов;
- архитектурной городской съемки, чтобы избавиться от постоянно снующих вокруг туристов.
Данный тип фильтров также широко используется в кино-и видеосъемке. LOG-gamma ряда производителей камер обеспечивает необходимое качество изображения на достаточно высоких значениях ISO, и в данном случае Vari-ND фильтры оказывают неоценимую помощь оператору, позволяя снимать на оптимальных значениях диафрагм,не приближаясь к дифракционному пределу. Не зря большинство топовых актуальных моделей кинокамер уже оснащены встроенными ND-фильтрами различной плотности. Но не всегда бюджет позволяет использовать такие модели, особенно в авторских, документальных или репортажных проектах.
Фото: FST / ТКТ
На что же стоит обратить особое внимание при выборе такого фильтра? В первую очередь — на стекло! Использование качественного стекла играет колоссальную роль и избавит вас от нежелательных артефактов и аберраций при съемке. В настоящее время подавляющая часть топовых линеек фильтров ведущих брендов производится из немецкого стекла SCHOTT B270, обладающего превосходными светопропускающими характеристиками, многослойным просветлением, а также пыле— и влагозащитой (multi layer coated) и устойчивостью к царапинам (scratch resistant). Кроме того, следует обратить внимание и на оправу Vari-ND фильтра. Поскольку в данном типе фильтров оправа достаточно широкая, то, как правило, она делается на размер шире диаметра объектива, что позволяет использовать широкоугольные объективы, избегая виньетирования по краям кадра. И если уж речь зашла об этом нежелательном эффекте, то стоит обратить внимание на то, что большинство бюджетных версий Vari-ND с невероятным ND диапазоном также дают и крестообразное виньетирование, что делает съемку невозможной.
И в заключение немного цифр, которые помогут лучше разобраться во взаимоотношениях чисел ND, оптической плотности, F-стопов и коэффициентов пропускания.
Полную версию статьи читайте в журнале ТКТ.
Обложка: David Billings