Александр Железняков (инженер компании Panasonic): Давайте уточним – мы говорим о DVX200 или PX380, так как они занимают разные ниши и разрабатывались под совершенно разные задачи. DVX200 – репортажный камкордер с максимальным разрешением 4К со встроенным 13х объективом 4/3, а PX380 – многоцелевой Full HD камкордер со сменной оптикой 1/3 дюйма.
— Хорошо, давайте начнем с DVX200. По материалам, представленным на NAB-2015, это гибридная фото-видео камера стандарта Микро 4/3 с большим 4К сенсором размером 4/3 дюйма (34 мм), с функциями фотосъемки 9 мегапикселей и видеозаписи разрешением от 1 до 4К, то есть от SD до UHD. Как она создавалась?
Александр Железняков: AG-DVX200 одна из самых ожидаемых новинок. У неё долгая предыстория: примерно три года тому назад была снята с производства камера DVX100, которая была очень популярна. Это было обусловлено тем, что камера обладала высокой чувствительностью и хорошим динамическим диапазоном, кроме того, она обеспечивала формат 24р, который давал некое подобие кинокартинки. Для того времени это был прорыв в данном сегменте. Так что было решено взять за основу историю успеха данного продукта и предложить на его базе камеру AG-DVX200, которая стилистически подхватывает это знамя.
Презентация камеры AG-DVX200 на NAB-2015
Параллельно в нишу входила достаточно интересная камера AG-AF104. У неё был неплохой коммерческий успех, особенно на западных рынках – за счет эргономики, сенсоров, – и все ждали, что же выйдет следующим. И вот наступило время камеры DVX200. Основное предназначение – репортажная камера в формате 4K со встроенным 13х объективом Leica Dicomar 4К. Те пользователи, которых не устраивает эргономика фотоаппарата, его функционал, могут обратить внимание на наш новый продукт. С постановочной съемкой сложнее. Если говорить о кино, то, скорее всего, нет – камера 8 бит, внутренняя запись 4:2:0, с внешним рекордером интереснее – 10 бит 4:2:2.
Репортажный камкордер DVX200
Натаван Китаина (руководитель отдела вещательного оборудования компании Panasonic): Тем не менее, наши европейские коллеги позиционируют DVX200 почти как подсъемочную камеру для VariCam. То есть она оптимизирована для 4K/HD производства и несет в себе такие характеристики семейства VariCam, как кинематографическая тональность и колориметрия с естественной передачей тонких оттенков кожи лица.
— А картинки будут сочетаться?
Александр Железняков: Я думаю, нет. Будет очень большая разница, как по пластике кадра, так и по качеству сенсоров, записи. Я не вижу их в одном рабочем процессе.
— Раз уж мы заговорили об этом, представьте VariCam.
Александр Железняков: Это сверхскоростные камеры VariCam 35 с PL байонетом для кинооптики и VariCam HS с байонетом 2/3’’. В дополнение к камерной части предлагается специальный рекордер Panasonic AU-VREC1 c поддержкой новых форматов AVC-Ultra и записью на специально разработанный носитель Express P2. Также в новых устройствах реализована возможность осуществлять запись напрямую в кодек Apple ProRes. Возможна одновременная запись в двух кодеках – основном и дополнительном. Дополнительно пишется на microP2 карту для HD и Proxy записи.
Камера Panasonic Varicam 35 (AU-V35C1) построена на базе нового сенсора Super35mm MOS. Устройство способно записывать видео в формате 4К с частотой до 120 кадров в секунду. С родным модулем записи AU-VREC1, может использоваться RAW рекордер CODEX с носителями 1 Тб или 2Тб. Поддерживаются также форматы UHD, 2K и HD.
Камера Panasonic Varicam HS (AU-V23HS1) и камера Panasonic Varicam35 (AU-V35C1)
Камера Panasonic Varicam HS (AU-V23HS1) располагает тремя новыми сенсорами 2/3’’ 2,2Мп 3MOS и возможностью записи до 240 кадров в секунду при 1080р, что позволяет создавать уникальный по качеству и цветопередаче контент.
Натаван Китаина: На данный момент в классе 4K VariCam вещь достойная. Однако в нашей стране они не присутствуют. В России нет ни одной камеры. Кинематографисты смотрят на ARRI, а телевизионщиков не устраивает отсутствие студийной обвязки.
— Я думаю, что цена не нравится. Но есть же студийные 4K камеры AK-UB300 и AK-UC3000?
Александр Железняков: Новая многозадачная 4К боксовая камера AK-UB300 для студийного и внестудийного использования и студийная 4К камера AK-UC3000 сделаны под объективы 2/3′, но построены на одном сенсоре большего размера. Для этого используется специальная расширительная линза. Камеры оборудованы однодюймовым MOS сенсором, обеспечивают одновременный вывод сигнала UHD 3840×2160/50p и HD 1080/50p, обладают высокой чувствительностью (F10/2000lx), низким шумом (S/N60dB), а их динамический диапазон составляет 600% (-6dB~36dB).
Камера AK-UB300
Камера AK-UB300 может использоваться совместно со всей линейкой поворотных систем для внутреннего/наружного использования. UB300 станет отличным выбором для наружного применения, инженеры Panasonic добавили в камеру технологию, которая позволяет даже в туманный день добиться четкой картинки.
Студийная камера AK-UC3000 связывается с камерным каналом AK-UCU500 при помощи оптического интерфейса и может управляться с дистанционной панели AK-HRP1000 или AK-HRP1005, подключаемой по IP кабелю.
Студийная камера AK-UC3000
Еще одной приятной особенностью AK-UB300 и AK-UC3000, а также AK-HC5000, стало потоковое вещание с возможностью настройки формата вывода и скорости передачи. Для удаленного производства и сбора видеоматериалов доступно четыре одновременных потока в формате H.264 или JPEG. При передаче HD видео 1080/50p, камеры могут выдавать поток 24 Мбит/с. Ещё они умеют отдавать поток в низком качестве для полноценного IP мониторинга, когда видео с десяти камер можно одновременно просматривать в окне браузера, при необходимости полностью раскрывая отдельный источник на весь экран. Кроме того, все камеры обладают двукратным цифровым экстендером, четырехпозиционным ND фильтром (Clear, ND4, ND16, ND64), и функцией Focus Assist для точной настройки фокуса.
— Почему сенсор у этих камер 1”, а объективы 2/3”?
Натаван Китаина: Дело в том, что производители 4К объективов под студийное использование и спорт все пошли по пути применения байонета B4 2/3”. Естественно, мы идем на некий компромисс, чтобы предоставить камеру с хорошими характеристиками в доступной ценовой категории.
— А как быть с вносимыми оптическими искажениями?
Александр Железняков: Они все просчитываются и корректируются математическим путем. Более того, также могут корректироваться и искажения, вносимые объективом.
— Новая Full HD камера AK-HC5000 тоже с одним сенсором?
Александр Железняков: Нет, она выполнена по стандартной трехматричной технологии, но на новых сенсорах MOS. Нас критиковали за то, что у студийных камер не было формата HD 1080/59.94p, 50p. Теперь он есть. Камера используется с такими же интерфейсами, как и AK-UC3000.
— И можно делать многокамерную съемку при помощи видеомикшера?
Александр Железняков: Да. Модель Full HD видеомикшера AV-HS6000 была представлена год тому назад на IBC – корпус базового блока всего 3U и имеет 32 SD/HD-SDI входа, плюс два DVI входа и 16 выходов SD/HD-SDI в стандартной конфигурации.
Full HD видеомикшер AV-HS6000
Помимо широкого функционала в микшере реализована функция одновременного вывода 4-х мультиэкранов и подключение до 3-х панелей к одному базовому блоку по IP. На выбор покупателям будет доступна как стандартная версия, так и с возможностью резервирования. Сейчас за счет модернизаций видеомикшер достиг своей вершины – это поддержка 1080/59.94p, 1080/50 p, 3G SDI на борту. К сожалению, видеомикшера 4К пока нет.
— Вернёмся к ТЖК камкордеру AJ-PX380. Для чего он?
Александр Железняков: Плечевой камкордер AJ-PX380 является бюджетной моделью с 3 MOS сенсорами размером 1/3 дюйма, AVC Ultra (поддержка AVC LongG) с двойным режимом записи AVC-Proxy, с возможностью управления с iPad и позиционируется как оперативно-новостная камера. Кодек AVC-ULTRA позволяет добиться оптимального сочетания качества изображения и скорости потока видео. Камкордер работает в формате 4:2:2 с 10-битной обработкой сигнала и позволяет одновременно записывать материалы в высоком качестве для вывода в эфир и архивирования, а также прокси-видео для быстрой передачи на сервер телеканала для предварительного монтажа. Скорость потока может меняться от 0,8 до 6 Мбит. Для передачи видео по сети интернет камкордер использует кодек AVC-LongG.
Плечевой камкордер AJ-PX380
Расширенные сетевые возможности — это важная составляющая AJ-PX380. Его можно подключить к проводной, Wi-Fi или 4G/LTE сети. Камкордер позволяет просматривать отснятые материалы прямо на месте с помощью смартфона или планшета, быстро передавать видео на корпоративный сервер, проводить трансляцию события в Интернет. Пользователь может оперативно менять метаданные для каждого клипа непосредственно во время съемки, чтобы потом в сжатые сроки подготовить материал для выпуска новостей. Для обеспечения качественных трансляций в сети Интернет инженеры Panasonic предусмотрели протокол качества сервиса (QoS) , который на лету адаптирует скорость потока для оптимизации передачи видео, что особенно важно при работе с сетями операторов мобильной связи.
В камкордере предусмотрена опция «Rec during Uploading», которая позволяет автоматически передавать отснятый материал на FTP сервер компании и, в то же время, продолжать съемку события. Эта функция особенно полезна при работе на спортивных событиях, когда материалы попадают на вещательный сервер телеканала практически в реальном времени. Кроме того, AJ-PX380 поддерживает приложение P2 Remote Operation Panel (ROP), которое обеспечивает управления всеми настройками камеры, включая предварительный просмотр, управление фокусом/диафрагмой/трансфокатором, включением и выключением записи при помощи планшета или смартфона. Для работы в студии предусмотрены опциональные панели управления AG-EC4 и AJ-RC10 (с последовательным интерфейсом подключения), а также AK-HRP200 ROP (локальная сеть) или прямое подключение по IP.
Камкордер оборудован съемным объективом и позволяет использовать оптику как 1/3″, так и 2/3″ с дополнительным адаптером-переходником. Камера обладает полным набором форматов записи AVC-Ultra вплоть до 1080/50p, в ней предусмотрены три слота карт памяти: один для P2 и два слота для micro P2, совместимых с SD. У AJ-PX380 богатый выбор интерфейсов, включая выход HDMI, входы и выходы HD/SD-SDI, 3G-SDI для полноценного вывода 1080/50p. Кроме того, предусмотрены вход/выход синхронизации для многокамерного производства, вход/выход адресно-временного кода, порты USB.
— Каковы его перспективы в России?
Натаван Китаина: Камкордер может быть интересен для регионов. Его камера легко может быть подключена к камерному каналу без дополнительного адаптера. То есть он универсален в применении – в малобюджетных организациях он может работать, к примеру, вечером в студии, а утром на выезде.
— Все рассмотренные камеры могут одновременно записывать два потока – основной и прокси. Для чего нужна прокси-запись? Ведь современные системы электронного монтажа сразу при загоне делают прокси-копию.
Александр Железняков: Помимо прокси-записи еще идет прокси-стриминг прямо с борта. Прокси-запись, например, можно использовать для быстрого монтажа прямо на площадке, создать монтажный лист, по которому будет собран материал в полном разрешении.
Натаван Китаина: Здесь надо менять идеологию. Россия очень консервативная страна, но рано или поздно мы к этому придем. Глобально имеется в виду уход в облако. Оператору не надо, сломя голову, бежать отдавать материал. Студия получает материал непосредственно с камеры почти что в реальном времени и сразу начинает с ним работать. Я помню, как продавала тысячи кассет Betacam ежедневно. Теперь они мало кому нужны – все работают с карточками. А в дальнейшем с карточек перейдут в облако.
— Сейчас все рассмотренные камеры могут писать одновременно на две карточки?
Александр Железняков: Да. Специально для VariCam разработаны карты Express P2 со скоростью записи до 800 Мбит/с. На второй слот micro P2 можно писать поток до 200 Мбит/с как на карточку micro P2, так и на SD (до 50 Мбит/с) карту соответствующего класса.