Московская школа нового кино постоянно находится в развитии. Расскажите о процессе обучения и новшествах, которые ждут студентов-режиссеров следующего набора?
Дмитрий Мамулия (художественный руководитель МШНК, режиссер и сценарист фильма «Другое небо»): В этом году открывается лаборатория Фреда Келемена. Это уникальная лаборатория. Фред одновременно кинорежиссер, сценарист и оператор. Все эти три стихии в нем равнозначны. Это огромное счастье учиться у него. Еще открываются лаборатории Андрея Добровольского, Анатолия Васильева и Михаила Угарова. Много новых курсов, мастер-классов, семинаров. Много специальных курсов по драматургии, притом с акцентом как на классическое, так и на неклассическое построение, которое очень существенно для современного кино.
Бакур Бакурадзе (руководитель лаборатории полного метра, режиссер и сценарист фильмов «Шультес», «Охотник», «Брат Дэян»): Школа расширяется. Если сначала был только режиссерский факультет, то сегодня в школе собраны все основные профессии кино. Соответственно и возможностей у студентов больше. Они помогают друг другу, дают пример.
Артур Аристакисян (руководитель режиссерской лаборатории, режиссер и сценарист фильмов «Ладони» и «Место на земле»): Какие новшества ждут студентов режиссеров? Могу сказать за свою группу, она еще не набрана. Будем заниматься тем же самым, что с прошлой группой. Изучать язык кино и работать над замыслами студентов.
На ваш взгляд, режиссером может стать каждый или для этого необходимо обладать определенными качествами?
Дмитрий Мамулия: По-моему, Рене Клер говорил, что любого первого встречного на улице можно научить снимать кино. Какими качествами должен обладать режиссер, я не знаю. Это такой же вопрос, как если спросить: какими качествами должен обладать хороший осел? Наверное, он должен иметь способность таскать тяжести. Вот этими же способностями должен обладать режиссер. Еще он должен видеть против очевидности, но это долгий разговор. Если в двух словах, у него должна быть аллергия на очевидные вещи. Если она есть, можно смело садиться за сценарий или брать в руки камеру.
Артур Аристакисян: Каждый может научиться снимать индустриальное кино. Режиссер как профессионал — профессия, которую может освоить даже идиот. Режиссер как художник — это умение, которое дается немногим сумасшедшим. Нельзя научить, как делать кино. Но можно научить смотреть кино. Стать профессиональным зрителем.
Бакур Бакурадзе: Никто не знает, каким должен быть режиссер. Соответственно, пока не попробуешь, не поймешь свои возможности. В таком случае, главное — это желание снимать кино.
Имеет ли значение, на что будет снята конкурсная работа?
Артур Аристакисян: Имеет ли значение на что будет снята работа? Имеет, конечно. К сожалению, на пленке в России почти никто не снимает, в Париже снимают. Буду агитировать студентов снимать на пленку, хотя бы 16-мм.
Дмитрий Мамулия: На мой взгляд, работа может быть снята на что угодно.
Бакур Бакурадзе: Для меня — не имеет.
По каким критериям вы будете оценивать фильмы?
Геннадий Костров:
Я буду оценивать по проявлениям индивидуальности. Главное — наличие чувства киноязыка у автора.
Артур Аристакисян: Буду оценивать по художественным критериям. И по наличию поиска своего стиля.
Дмитрий Мамулия: Критерий для меня один: кинематографическая материя. Она или есть или ее нет, как хвост у ослика.
Бакур Бакурадзе: Для меня главное мысль и эмоция.
Каковы ваши ожидания от конкурсных работ? Что вы хотели бы увидеть и что бы вы рекомендовали участникам конкурса в своих фильмах не делать?
Артур Аристакисян: Я бы рекомендовал не заниматься подражанием.
Дмитрий Мамулия: У меня ожиданий никаких. Молодой Филипп Гаррель снимал на маленькую камеру свою возлюбленную Нико, и получалось потрясающее кино. Он не следовал никаким законам, только тем, которые были у него внутри. И ожидаем мы, наверное, подобное «беззаконие». В фильмах можно делать все. Единственное не нужно делать их «забавными».
Бакур Бакурадзе: Я жду неожиданных вещей. Советую не спекулировать. Нет других ограничений.
Могли бы вы посоветовать, исходя из вашего опыта, к чему обратиться в поисках вдохновения?
Дмитрий Мамулия: Вдохновение не нужно искать, боже упаси. К чему обратится? На эту тему смотрите стихотворение Ахматовой «Муза». Там есть строки: «Когда я ночью жду ее прихода, вся жизнь моя висит на волоске». Как подвесить жизнь на волосок, я не знаю… Влюбиться… Притом безнадежно… Если влюбиться не получится, можно просто посмотреться в зеркало и понять, что ты никто. Тогда возможно она придет, муза, та самая, диктовавшая Данте «страницы ада».
Артур Аристакисян: Вдохновение может дать боль.
Бакур Бакурадзе: Если кому-то нужно куда-то обращаться, то пока рано идти в кино.