Но главный вопрос здесь в другом: как долго просуществует этот формат цифрового радиовещания? В современном мире технологии развиваются стремительно, так же стремительно хороня те, которые чуть ранее казались почти совершенством.
Не все страны горячо приветствуют столь быстрый переход к вещанию в DAB+. К примеру, по данным 2016 года в благополучной Великобритании цифровые приемники оказались в конце списка среди цифровых технологий, позволяющих слушать радио, — после интернета, смартфонов и планшетов.
Как сообщает Bloomberg, канадский регулятор приостановил выдачу лицензий на цифровое радиовещание, потому что спрос на него слишком мал. В похожей ситуации находится и Финляндия. Швеция после 20 лет обсуждений отказалась от перехода на «цифру», посчитав, что будущее — за интернет-технологиями. И даже Швейцария, которую принято считать «продвинутой» в новом формате, готова полностью на него перейти не ранее 2024 года.
А вот в США пошли по другому пути: там был разработан и принят формат «Radio HD», согласно которому радиоприемники могут одновременно принимать и аналоговый, и цифровой сигнал. Для тех, кто не любит слишком резких перемен — самое подходящее решение.
Истоки этого формата находятся в знаменитом Институте Фраунгофера (Германия), занимающемся современными технологиями медиаформатов. В США продвижением этих разработок занялась компания iBiquity Digital Corporation, образованная в результате слияния Digital Radio и Lucent digital Radio. Результатом их работы и явился формат HD Radio. Он выделяется тем, что с помощью данной технологии можно транслировать высококачественный сигнал на средних волнах. А это представляет интерес для стран с большой территорией.
А теперь заглянем в будущее: за время разработки и освоения формата DAB+ (а это порядка 30 лет) появился и успешно развивается его прямой конкурент в виде интернет-технологий.
К примеру, миллионы людей в последнее время стали пользователями стриминговых музыкальных сервисов Spotify (40 миллионов пользователей по данным Bloomberg), Apple Music (20 миллионов пользователей) и других.
Кроме того, распространение и развитие смартфонов сделали популярным формат подкастов. Подкасты, как правило, имеют определенную тематику и периодичность выпусков. Именно поэтому они во многом напоминают традиционные радиопередачи. Наконец, почти все крупные радиостанции стали вещать в онлайне. Так что же дальше — «цифровое» радио в традиционном понятии «радиовещания» или тоже радио посредством интернет-технологий?
Или вот еще вопросы — что даст технология цифрового радиовещания государству? Возможность трансляции большего количества радиостанций с высококачественными программами в том же самом участке диапазона. Потребителю это выгодно? Не всегда, ибо влечет за собой траты на приобретение новой аппаратуры.
И менее всего это выгодно вещателю, ибо особых преференций каждая из радиостанций не получает, а траты предстоят существенные. Между тем, рынок рекламы ограничен и появление на нем новых «игроков» будет означать меньшую долю рекламного «пирога» каждому. Наверное, поэтому вещатели более всех сопротивляются процессу перехода на DAB+.
Завершим этот материал словами заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ А. Волина:
«…наблюдая за процессами, которые идут, и с точки зрения развития спутникового радиовещания в мире, и с точки зрения все большего распространения радиовещания через интернет и ОТТ, мы исходим из того, что вполне возможно, что Россия просто перескочит через этап цифрового эфирного вещания и окажется уже в следующем этапе развития радиоиндустрии. Вести серьезную подготовку к цифровому эфирному радиовещанию — по сути дела уже готовиться к вчерашней войне, а думать надо не о вчерашнем дне, а о будущем».