FM и онлайн: принципиальные различия

Главные различия: аудитория и форматы

Как и раньше, чтобы выделить ядро своей аудитории, нужны тесты треков. После определения ядра хороший редактор должен сам понять, как развиваться дальше, поэтому на тестировании не стоит заострять внимание слишком долго.

Валентин Малюгов  / Фото: Виктор ВытольскийВалентин Малюгов  / Фото: Виктор Вытольский

Сделать федеральную радиостанцию, ориентируясь и на столицу, и на регионы вряд ли получится — потребности аудитории сильно разнятся, даже если речь идет о Москве и Московской области. Если вы хотите из региональной станции вырасти в федеральную, то, вероятно, без изменений в формате и адаптации не обойтись. Скорее всего, выходя в крупные мегаполисы, вам придется сжимать базу только до самых ярких и тестируемых треков.

Валентин Малюгов  / Фото: Виктор ВытольскийВалентин Малюгов  / Фото: Виктор Вытольский

Совсем другое — поиск зрителя в Интернете, там он самый капризный. Уже давно стало ясно, что федеральные FM-радиостанции не находят в Интернете такого успеха, как те проекты, которые изначально зарождались в сети. Почему так происходит?

 

Интернет-вещание: поиск темы и особенности программирования

Во всемирной паутине все меняется почти молниеносно и основной фактор успеха здесь — «нишевость» проектов. Нет никакого смысла создавать вторую «Европу Плюс», «Дорожное радио» или очередную информационную радиостанцию — нужно придумать что-то уникальное. Здесь есть и свои сложности — стремительное прослушивание, достаточно сложное таргетиретирование, большая конкуренция и специфическая доступность. Конкуренция тут в разы больше, но еще можно занять свое место под солнцем благодаря грамотному продвижению. «Выстрелить» может только уникальная идея при условии профессионального программирования.

Валентин Малюгов  / Фото: Виктор ВытольскийВалентин Малюгов  / Фото: Виктор Вытольский

В регионах России до сих пор успешны станции, рассказывающие про свой край. Только рассказывать это они должны умно, интересно, грамотно и красиво. Региональному слушателю важнее то, что происходит вокруг, здесь радиостанция все еще играет роль информатора. Федеральные вещатели стремятся к фоновому звучанию (музыкальные) или к анализу той или иной проблемы (разговорные), но «быть первым» и «дать новость» для столичных проектов — уже не самое главное. Интернет-радиостанции чаще слушают фоном, в онлайн-радиопоток не добавишь много текста о регионе, но его можно сделать родным и близким за счет микроконтента (до 30 сек). Пропагандировать определенные регионы здесь можно только ненавязчиво, даже стремительно, чтобы слушатели из других частей России не успели переключить канал.
 

А что же дальше?

Тезисно о будущем радио в FM и Интернете, о конкуренции с музыкальными сервисами я бы высказался так:
 

  • FM и Интернет существуют вместе и будут существовать далее;
  • федеральный FM будут атаковать вкусы регионов;
  • приверженность к радиостанциям постепенно смещается от FM к Интернету;
  • главный тренд — повышение скорости подачи материала и мини-формат;
  • радио сохранит свои позиции именно за счет функции ротации контента, благодаря которой будет отличаться от музыкальных сервисов;
  • будущее за агрегаторами радио: много каналов в одном приложении, на одном сайте;
  • автоматизация процессов программирования;
  • визуализация радио с дальнейшей интеграцией в видеоподкаст (Digispot, Avra).
Поскольку все основные классические форматы существуют уже давным-давно, будущее и FM и Интернета — за уникальной и интересной компиляцией порой несовместимых элементов. Ведь главная задача радиопроекта сегодня — привлечь, заинтересовать и «не раздражать». Именно поэтому в одном потоке в Интернет-среде может быть, например, мелодичный дабстеп, старые мегахиты 80-х годов и современные мелодии (CHR).

Валентин Малюгов  / Фото: Виктор ВытольскийВалентин Малюгов  / Фото: Виктор Вытольский

Когда вы едете в машине, ваш выбор ограничен примерно 50-60 радиостанциями FM-диапазона. В Интернете вы можете бродить в поисках нужного потока бесконечно и, я уверен, найдете то, что вам понравится, гораздо быстрее. Почему я верю в интернет-вещание? Потому что оно становится все доступнее и не ограничивает выбор. К сожалению или к счастью, это процесс не остановить.
 

  Валентин Малюгов

Музыкальный редактор и программный директор, занимался синергией отделов радио и телевидения в Издательском доме «Комсомольская правда», музыкальный редактор Best FM, идеолог стартапа «Хорошее FM», многопотоковой станции Shtorm.FM, арт-директор «Радио 1», преподаватель.
 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *