Объективы Fujinon MK 18-55mm и MK 50-135mm уже проходили испытание реальными съемками — впечатлениями от работы с оптикой на концерте певицы Манижи рассказал оператор 1147 Productions Никита Луппов.
На этот раз преподаватель кинооператорского факультета ВГИК Петр Мудренов изучил возможности объективов в лабораторных условиях, протестировав их на оптической скамье.
Петр Мудренов: У фотографов сложилось негативное отношение к качеству изображения бюджетных зумов. Чтобы получить фотографии с высокой резкостью, они чаще выбирают объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Действительно, при производстве дискретного объектива все усилия разработчиков направлены на максимальное устранение аберраций, тогда как в оптике с переменным фокусным расстоянием используются дополнительные блоки линз, обеспечивающие трансфокацию и вносящие дополнительные искажения в изображение.
При смене объектива не приходится заново балансировать камеру на штативе и перенастраивать компендиум и фоллоуфокус
В видеосъемке к объективам с переменным фокусным расстоянием возникает дополнительный ряд требований, которым фотооптика не отвечает. К ним, в первую очередь, относится сохранение дистанции фокусировки при трансфокации. Ведь фотограф настраивает резкость после того, как построил композицию кадра и выбрал нужное положение зума. На такой алгоритм работы и ориентированы фотообъективы. В результате во время видеосъемки при переводе фокуса уходит резкость.
Еще одно важное условие — ручная фокусировка с длинным пробегом фокусировочного кольца, что позволяет намного точнее контролировать резкость. Также обязательно наличие зубчатых колец для дистанционной регулировки фокуса и зума.
Объективы FUJINON MK18-55 T2.9 и FUJINON MK50-135 T2.9 / Фото: FUJIFILM
Объективы Fujinon MK18-55 T2.9 и Fujinon MK50-135 T2.9 обладают всеми этими особенностями. К достоинствам можно также отнести их одинаковый вес и геометрию: диаметр передней линзы и резьбы под светофильтр, идентичное расположение колец регулировки диафрагмы, фокуса и зума. Благодаря этому, при смене объектива не приходится заново балансировать камеру на штативе и перенастраивать компендиум и фоллоуфокус. Кольцо фокусировки можно вращать на 200 градусов, что позволяет переводить фокус вручную за один поворот кисти и обеспечивает необходимую точность при использовании фоллоуфокуса.
В сети много красивых роликов, снятых этими объективами. Поэтому в этом обзоре мы решили сосредоточится на лабораторном тестировании оптики.
По резкости изображения тестируемые объективы не должны уступать качественной дискретной кинооптике уровня Zeiss Ultra Prime и вполне могут заменить ее на съемках.
В лаборатории оптики операторского факультета ВГИК мы провели тест разрешающей способности объективов на оптической скамье.
Оптическое разрешение, измеренное по мире через микроскоп, приятно удивило. На открытой диафрагме присутствует остаточная сферическая аберрация, но уже с диафрагмы 4 разрешение очень высокое. При дальнейшем закрытии диафрагмы разрешающая способность оптики снижается за счет влияния дифракции. На «длинном» конце зума разрешение традиционно ниже, чем на широком угле. У объектива Fujinon MK18-55 T2.9 измеренная разрешающая способность при фокусном расстоянии 18 миллиметров и диафрагмах 4-5,6 даже превысила теоретически возможный дифракционный предел. Это вызвано тем, что в расчетах используется геометрическое значение диафрагмы, а шкала диафрагм указывает эффективную светосилу. Так, например, значение диафрагмы T2.9, определяющее светосилу у данного объектива, соответствует геометрическому значению диафрагмы F2.75.
Измерения на оптической скамье дифракционной картины точки показали практически идеальную соосность линз объективов и качество сборки компонентов. В целом увиденная картина характерна скорее для качественных дискретных объективов, нежели для трансфокаторов. По резкости изображения тестируемые объективы не должны уступать качественной дискретной кинооптике уровня Zeiss Ultra Prime и вполне могут заменить ее на съемках.
Миры на разных диафрагмах, снятые через микроскоп / Фото: предоставлено автором
В практической съемке на конечное разрешение изображения, кроме оптических характеристик объективов, оказывают влияние и другие факторы, связанные с камерой и обработкой изображения. Например, наличие и тип OLPF-фильтра, который в некоторых камерах может быть сменным. Нативное разрешение сенсора и тип применяемого на нем фильтра Байера. Так, в некоторых камерах Sony используется диагональная структура фильтра Байера. Также разрешение будет зависеть и от постобработки: алгоритмов дебайеринга, изменения контрастности изображения и разрешения при проекции.
В нашем тесте объективов Fujinon использовалась камера Sony PXW-FS7M2 с разрешением сенсора 4К. Съемка проводилась в гамме SLog3 в кодеке XAVC-I при максимальном разрешении. При обработке в DaVinci Resolve использовался 3DLut — Rec709. Оценка съемки тестового стенда с радиальными мирами выявила незначительную разницу разрешающей способности на разных диафрагмах.
Фотографическое разрешение в центре кадра составило около 88% на диафрагмах 2.8 и 16, и 90% на средних значениях. Это значит, что на изображении можно различить 1940 линий по вертикали кадра. Хоть оптическое разрешение объектива заметно меняется на разных значениях диафрагмы, итоговое разрешение изображения при съемке в 4К будет одинаково высоким. Разрешающая способность по краю кадра составила 75%. Это говорит о том, что объективы обладают равномерной резкостью по всему полю кадра. Чаще всего таким оптическим рисунком обладают фотографические или телевизионные объективы, в отличие от некоторых кинообъективов, у которых бывает заметное снижение резкости к краям кадра. Оценивая изображение по краям кадра, мы не заметили присутствия хроматической аберрации даже на широком угле у объектива Fujinon MK18-55 T2.9.
Отсутствие дыхания при переводе фокуса — наиболее важная характеристика объектива, предназначенного для видеосъемки.
Объективы Fujinon MK18-55 T2.9 и Fujinon MK50-135 T2.9 в варианте байонета «Е» имеют кольцо настройки рабочего отрезка. Это позволяет на любой камере при трансфокации сохранять точность фокусировки (у объективов, сделанных под байонет камеры Fujinon, такого кольца нет и рабочий отрезок отъюстирован при производстве). Несложная юстировка рабочего отрезка занимает пару минут. После этого кольцо регулировки фиксируется зажимным винтом, и, как показали наши тесты, точность фокусировки при зуммировании объективов остается идеальная.
Тест на сохранение дистанции фокусировки
При сравнении кадров, снятых на крайних значениях фокусных расстояний, можно заметить незначительную дисторсию. Объектив Fujinon MK18-55 T2.9 на фокусном расстоянии 18 мм имеет небольшую «бочку», а на 55 мм — «подушку». В сюжетных кадрах дисторсия практически незаметна и при желании легко корректируется в программе DaVinci Resolve. У длиннофокусного объектива Fujinon MK50-135 T2.9 дисторсия проявляется значительно слабее.
Устранение дисторсии в программе DaVinci Resolve / Фото: предоставлено автором
Отсутствие дыхания при переводе фокуса — наиболее важная характеристика объектива, предназначенного для видеосъемки. У объективов Fujinon MK18-55 T2.9 и Fujinon MK50-135 T2.9 дыхание настолько незначительно, что можно считать, что оно полностью отсутствует.
Тест на «дыхание» при переводе фокуса
Перед тестом мне попал в руки рекламный проспект оптики Fujinon MK: «высочайшие оптические характеристики», «легендарное качество», «премиум-класс» — все эти эпитеты воспринимались как рекламный текст и вызывали естественное чувство недоверия. Хотя оптика Fujinon часто используется в кинематографе (на объективы старшей серии HK, ZK и XK снимались такие фильмы, как «Обливион» и «Марсианин»), захотелось проверить, на что способна бюджетная линейка оптики MK, именно в лаборатории. В результате теста объективы оставили приятное впечатление — по обозначенным параметрам они дают безупречное изображение, сравнимое не только с более дорогими зумами, но и с дискретной кинооптикой.
По обозначенным параметрам бюджетная оптика серии MK дает безупречное изображение, сравнимое с более дорогими зумами и с дискретной кинооптикой.
Максимальная резкость обеспечивается на всем диапазоне диафрагм в разрешении 4К. Качественная сборка и соосность линз не создает смещения центра изображения при зуммировании и фокусировке. Отсутствие «дыхания» позволяет сохранять композицию кадра во время перевода фокуса. Девятилепестковая диафрагма создает приятный рисунок расфокуса. Длинный ход кольца фокусировки и общая продуманность конструкции делает эти объективы очень удобными для видеосъемки. Высокие оптические характеристики создают несколько «стерильное», лишенное индивидуальности изображение. Но при съемке на диафрагмах больше 4 все объективы рисуют практически одинаково и на экране довольно сложно бывает отличить один объектив от другого. В этом случае всего два объектива Fujinon могут заметить целую линейку дискретной оптики и существенно упростить работу оператора. Если оператору хочется придать изображению задуманную оптическую стилистику, то придется использовать светосильные дискретные объективы.
Главным недостатком объективов Fujinon MK18-55 T2.9 и Fujinon MK50-135 T2.9 я считаю отсутствие варианта с популярным байонетом «EF», что сильно снижает возможности использования этой оптики.
Обложка: объектив Fujinon MK50-135 T2.9 установлен на оптической скамье / Фото: предоставлено автором