О номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучший режиссер», «Лучшая работа художника» и актерских категориях читайте во второй части статьи.
Лучшая операторская работа
Номинанты:
|
Илья Демин, оператор («Пепел», «Новая Земля», «72 метра»), куратор операторского факультета Московской школы кино, Президент Гильдии кинооператоров Союза кинематографистов России
Думаю, «Оскар» в этой номинации получит Мэттью Либатик за «Звезда родилась». Этот оператор в чем-то мой любимый. Я его заметил давно, по странной и сложной операторской работе в фильме «Телефонная будка». Другая картина Либатика, «Черный лебедь», номинировалась на «Оскар». Мне она очень нравилась и стилем, и движением, и зеркалами.
В «Звезде» он работал по идеальной схеме. В картине применен американский принцип жанрового кино. Это шоу, это музыка, это артисты и, конечно, очень хорошая операторская работа. Если «Оскар» получит он, это вполне совпадет с моими предпочтениями. Хотя сама по себе картина «Звезда родилась» мне не очень интересна.
Сцена из фильма «Звезда родилась» (2018)
В целом, можно сказать, что востребовано кино, близкое к бытовому взгляду человека. Уровень зрения, уровень глаза, манера диалогов. В кадре много говорят, но все-таки говорят драматически и очень точно. События часто происходят за кадром, а в кадре — то, что на это событие влияет. Поэтому я бы назвал тенденцией обытовление кадра, обытовление мысли, обытовление света. Из этого, кстати, понятно, почему в кино приходят смартфоны и режиссеры, как Куарон, отказываются от операторов.
Картины «Холодная война» Павла Павликовского и «Рома» Альфонсо Куарона операторски немного половинчатые. В первой оператор Лукаш Зал полностью повторил «Иду» — и по изображению и по мысли. Она тоже номинировалась на операторский «Оскар». Награду фильм не получил, но весь мир немножечко вздрогнул. Если черно-белое изображение уже было модным, то странная композиция, необычные решения казались неожиданными, завораживающими.
Сцена из фильма «Холодная война» (2018)
«Холодная война» абсолютно другая, более политизированная, более историческая, более жесткая. Но при этом здесь тот же черно-белый кадр, та же отточенная композиция, тот же странный воздух. По второму кругу это не очень работает.
«Рома», работа Альфонсо Куарона как режиссера и как оператора в одном лице, — это, конечно, отдельная большая тема. Оператор — это правая рука режиссера. Хорошие тандемы дают правильное воплощение режиссерской мысли на экране. Вспомним Калатозова и Урусевского, Тарковского и Юсова, Бертолуччи и Стораро. Но, видимо, время меняется. Если раньше у оператора было таинство искусства проявки, огромное количество технических средств и знаний, то сегодня та же айфонография достигла каких-то болезненных пределов.
«Рома» снята очень профессионально. Работа оператора там серьезная, но местами странная, местами нелогичная, местами нецельная, со среднеплановыми композициями, с потерей желтизны и магии свечей, что для меня животрепещущая тема. Уверен, что Куарон операторский приз не получит, иначе это будет плевок в душу всем операторам американского кинематографа.
Сцена из фильма «Рома» (2018)
Третья картина — «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса. Это режиссер, которому не нужен оператор. Если только как друг, товарищ, человек, который помогает, но не мешает. Робби Райан из известных вещей снял «Грозовой перевал»: звезд с неба он не хватает, хотя он и один из самых сильных операторов у Лантимоса.
В картине странная стилистика, которую очень трудно оправдать. Столь широкую оптику использовать можно, но стиль обрывается — на середине эпизода кино переходит в среднеформатный сериал с разговорами. Актрисы играют замечательно, из-за чего ты как зритель забываешь, что у тебя восемь склеек одного кадра. Но зачем тогда использовать такие страшные приемы, как широкоугольная оптика, завалы, растушеванные окна?
Сцена из фильма «Фаворитка» (2018)
Есть в картине необычное движение с резким разворотом — ты встречаешь персонажа, он идет на тебя, а потом ты, не монтируя, резко разворачиваешь камеру и продолжаешь движение уже POV. Хороший операторский прием, но он единственный.
Лучший монтаж
Номинанты:
|
Артем Барышников, монтажер («Коллектор»)
Если в последние несколько лет победителя в номинации «Лучший монтаж» можно было без труда определить еще до церемонии награждения (сами посудите: «Одержимость», «Безумный Макс: Дорога ярости», «Дюнкерк»), то в этом году все не так очевидно, но мне основными претендентами на статуэтку видятся Йоргос Мавропсаридис и Хэнк Коруин.
На съемках фильма «Фаворитка» (2018) / Фото: Fox Searchlight Pictures
В «Фаворитке» реально достойные и интересные монтажные решения, продиктованные желанием режиссёра и монтажёра не следовать сюжету и букве сценария, где повествование было линейным, а ломать хронологию событий, создавая на сопоставлении сцен или отдельных кадров образы и смыслы. Иными словами Мавропсаридис прибегнул к эйзенштейновскому «монтажу аттракционов», в чем сам и признается. Работа очень тонкая.
«Власть» идет по тому же пути, с тем только отличием, что у Коруина в большей степени развязаны руки. Для достижения нужного эффекта в ход идет все: от фотографий и хроники, до видео с YouTube. Такой разношерстный материал располагает к дерзким решениям и Коруин на них не скупится. Он также создает нелинейную и действительно сложную структуру повествования, монтирует подтекст.
На съемках фильма «Власть» (2018) / Фото: Annapurna Pictures
Оба фильма подкупают смелостью монтажных решений, которые и выделяют их на фоне остальных номинантов. При этом это не приемы ради приемов, они оправданы и органично вписываются в общую подачу. Всегда интересно наблюдать за такого рода творческим поиском.
Лучшие визуальные эффекты
Номинанты:
|
Арман Яхин, основатель и генеральный директор студии Main Road|Post («Притяжение», «Дуэлянт», «Сталинград»)
Мне нравятся все проекты. Я не считаю себя человеком того уровня, чтобы комментировать и как-то такие картины оценивать. Там есть вещи неподъемные, и те ребята, которые занимаются графикой, проделали великолепную работу.
Лично мне ужасно нравится фильм «Хан Соло». Из всех «Звездных войн» последних лет он, на мой взгляд, самый лучший. С точки зрения графики там все шикарно. Сцена на поезде сделана невероятно чисто. Я понимаю, что в «Мстителях» и «Первому игроку приготовиться» работа местами была сложнее, но все-таки «Хан Соло» — мой фаворит. Потому что здесь сам фильм влияет на графику. Мне нравится само это кино в целом, при этом визуальные эффекты здесь сделаны классно, и их я не могу оценивать отдельно от остального фильма.
Визуальные эффекты в фильме «Хан Соло. Звездные войны: Истории» (2018)
«Мстители» как всегда держат высокую планку. Там огромное количество шотов. Немаловажный момент — Танос. Он сделан классно, очень убедительно, по сути это — серьезная драматическая роль.
Визуальные эффекты в фильме «Мстители: Война бесконечности» (2018)
«Первому игроку приготовиться» очень красиво и точно сделан, в нем классный арт. В плане визуальных эффектов работа там проделана гигантская и мощная. Но лично для меня сам Стивен Спилберг перестал быть «вау-режиссером». Он стал немного просчитанным, холодным. У него все классно, но больших эмоциональных всплесков не получаешь.
Визуальные эффекты в фильме «Первому игроку приготовиться» (2018)
«Человек на Луне» — очень необычный проект. Авторское кино, сделанное здорово, убедительно, с нестандартным взглядом, практически постоянным POV. С точки зрения визуальных эффектов — это чистая работа. В рейтинге, вероятно, этот проект будет пониже остальных, потому что по трудозатратам и сложности задач остальные картины потяжелее. Возможно, то же можно сказать о «Кристофере Робине», но точно утверждать не могу, потому что этот фильм я не видел.
Визуальные эффекты в фильме «Человек на Луне» (2018)
Лучшая музыка к фильму
Номинанты
|
Лучшая песня к фильму
Номинанты
|
Иван Бурляев, композитор («Салют-7», «Притяжение», «Призрак»)
В музыкальных номинациях 2019 года ярчайший парад серости и вторичности. Это, с одной стороны, указывает на смену поколений композиторов, с другой — усиливающийся разброд и шатание в киноакадемии. Про четверых из пяти номинантов хочется спросить: а это вообще кто? При ближайшем рассмотрении понимаешь: да неважно. Ни одна из работ не заслуживает «Оскара».
Итак, номинация «Лучшая музыка к фильму». Александр Деспла («Остров собак») ощутил себя Рюити Сакамото (японский композитор, лауреат премии «Оскар», известен по музыке к фильмам Бернардо Бертолуччи «Последний император», «Под покровом небес» и «Маленький Будда», — прим. tvkinoradio.ru) и написал самую квадратную, скупую и аскетичную, как башмак самурая, музыку. Но уж больно наглая и броская она в своем минимализме, так что, если бы не две ранее полученных «Оскара», награду могли бы и дать.
Саундтрек к фильму «Остров собак» (2018)
Марку Шэймену («Мэри Поппинс возвращается») если и светит премия, то только в знак ностальгии по ушедшему золотому веку американского мюзикла, так как (при полном отсутствии мысли) богатство оркестровок в фильме на стандартно-высочайшем голливудском уровне.
Саундтрек к фильму «Мэри Поппинс возвращается» (2018)
Людвиг Йоранссон («Черная пантера») еще в университете провидчески подружился с режиссером «Черной пантеры». Он старательно ездил в Африку: исследовал фактуру и вдохновлялся для фильма. Однако у другого шведа, Junkie XL, вдохновения больше, фильмография богаче, но при этом ноль номинаций. Если наградят Йоранссона — будет «позор джунглям».
Саундтрек к фильму «Черная пантера» (2018)
«Если Бил-стрит могла бы заговорить» — до того тоскливо-старательно вымученная спекуляция на тему расизма, что фильм даже не попал в основную номинацию. Музыка здесь минималистична, скучна и однообразна, но, безусловно, с претензией на «я так вижу».
Музыка к фильму «Если Бил-стрит могла бы заговорить» (2018)
«Черный клановец» — это конъюнктурное кино, «шитое белыми нитками» Спайком Ли под заказ «дайте „Оскар“». Музыка здесь самая обыкновенная, монотематическая, но написана она при этом чернокожим. Лишь единожды черный композитор получал «Оскара» в этой номинации, поэтому шанс, что премию дадут именно «Черному клановцу», достаточно велик.
Саундтрек к фильму «Черный клановец» (2018)
Перейдем к номинации «Лучшая песня к фильму».
«Shallow» из «Звезда родилась» — это очевидный фаворит! Песня железно интегрирована в драматургию фильма и хороша сама по себе. Хотя в 1993 году «Телохранитель» статуэтку не получил, несмотря на то, что песни оттуда знает каждый и по сей день.
Песня «Shallow» в фильме «Звезда родилась» (2018)
«The Place Where Lost Things Go» из «Мэри Поппинс возвращается» — скучная подделка под «A Whole New World» Алана Менкена («Аладдин»), приправленная нотками «Вестсайдской истории».
Песня «The Place Where Lost Things Go» в фильме «Мэри Поппинс возвращается» (2018)
«When A Cowboy Trades His Spurs For Wings» из «Баллады Бастера Скраггса» — это кантри, поэтому мне достаточно сложно комментировать. Видимо, ее взяли в номинацию, чтобы песни на церемонии «Оскара» стали более разнообразными.
Песня «When A Cowboy Trades His Spurs For Wings» в фильме «Баллады Бастера Скраггса» (2018)
«All the Stars» — кусок «попсятины», приклеенный к финальным титрам «Черной пантеры». «Оскар», вы издеваетесь?
Клип на песню Kendrick Lamar, SZA «All The Stars»
«I`ll Fight» («RBG») — симпатичная песня, но в массы она «не зашла». Шансов поэтому немного.
Клип на песню Jennifer Hudson «I’ll Fight»
Лучший грим и прически
Номинанты:
|
Елена Саванина-Ермакова, художник по гриму («Красные браслеты», «Два дня», «Гарпастум»)
Думаю, что судьи высоко оценят сложные пластические гримы в фильме «Власть». Как мне показалось, перед художниками не было задачи сделать точный портретный грим американских политиков, но прекрасно подобранные актеры, точно проработанные пластические детали и формы, мастерски изготовленные парики сделали свое дело. Правда, эта история немного напоминает прошлогоднего победителя Казухиро Цудзи и его грим Уинстона Черчилля для фильма «Тяжелые времена». Возможно, Академия в своем выборе не захочет повторяться. Тогда кто же может побороться за награду?
Кадр из фильма «Власть» (2018) / Фото: Annapurna Pictures
В фильме «На границе миров» художники воплотили грим тролля, хотя по форме он больше похож на грим первобытного человека-неандертальца: гигантские выпуклые надбровные дуги, грязные кривые зубы, грязные ногти. Возникает вопрос: зачем девушке, живущей в современном доме со всеми удобствами, делать грязные ногти? Но я не специалист в области троллей, поэтому спорить с художниками не буду.
Здесь хороший, легкий парик, бесспорно была произведена огромная работа с пластикой, ведь, несмотря на уродство, маска вписалась гармонично и само качество исполнения превосходное, с учетом того, что главные персонажи постоянно в кадре. Поскольку на лице достаточно толстый слой силикона, немного скудна оказалась, на мой взгляд, мимика, хотя, как я уже сказала, в рамках того образа больше и не нужно.
Кадр из фильма «На границе миров» (2018) / Фото: META Film
Все-таки в гриме я выступаю за эстетику и красоту, поэтому не буду голосовать за «На границе миров» и рассмотрю фильм «Две королевы». Что здесь мне понравилось? Это великолепные прически XIV века. Они красивы, достоверны, также понравилось стилевое решение — интерпретация одной и той же формы на разных девушках-фрейлинах двора. При всей сложности и солидности выглядят они очень естественно, благодаря «незализанности»: где-то локон свисает, где-то распущенная коса, где-то пушок от ветра появился.
В каждом кадре чувствуется кропотливая работа художников по прическе и постоянный непрерывный анализ, а это очень непросто в рамках такой масштабной картины. Для одной только Елизаветы было сшито девять париков. Очень эффектным получился кадр в конце фильма, где Елизавета снимает свой прекрасный, идеально вычесанный парик и зритель видит истинную плешивую голову королевы.
Сцена из фильма «Две королевы» (2018)
Образ же Марии Стюарт будто сошел с полотен Франсуа Клуэ. Грим Марии Стюарт и ее фрейлин сделан очень мягко, нежно, прозрачно, практически невидимо в контрасте с гримом Елизаветы. Кстати, художники по пластическому гриму здесь тоже приложили руку, сделав лицо Елизаветы изуродованным оспой. Было создано несколько силиконовых накладок, которые изменяли рельеф лица, бровей и губ актрисы Марго Робби.
Получается такая игра противоположностей: света и тени, страха и отваги, естества и искусственности. Этот мотив звучит в кинокартине на всех уровнях, и художники по гриму и прическам эту игру бесподобно поддержали. И вот эта игра прекрасного и нежного, воздушного и легкого, с уродством, монолитностью, искусственной красотой вызывает большой интерес. Так что я отдаю этой картине мой голос.
Лучший дизайн костюмов
Номинанты:
|
Ирина Жигмунд, художник по костюмам («Дом Солнца»)
Не скажу, что меня всегда устраивает выбор претендентов на эту номинацию. Но в этот раз представлены действительно достойные работы. Каждый из номинированных художников нашел свой интересный подход к раскрытию темы, заявленной в фильме.
Так, Сэнди Пауэлл сделала «Фаворитку» (действие которой происходит в конце XVII — начале XVIII веков) в графичных черно-белых тонах (цвет там присутствует только в мужских костюмах). Для сказки-мюзикла «Мэри Поппинс возвращается» (за которую она также номинирована) Сэнди придумала для анимационных сцен эффектные костюмы из разрисованной белой бязи.
Художника по костюмам Александру Бирн уже можно назвать специалистом по Елизавете I («Оскар» за фильм «Золотой век» и номинация за фильм «Елизавета»). В «Двух королевах» она решила придумать что-то новое и сшила все костюмы по старинным лекалам, но из денима, чем приблизила историю к современному зрителю.
Кадр из фильма «Две королевы» (2018) / Фото: Parisa Tag / Focus Features
Замечательные костюмы для фильма «Черная пантера» сделала Рут Картер. Для их создания она использовала самые передовые дизайнерские технологии (включая 3D-печать), но опиралась при этом на традиционную африканскую культуру.
Кадр из фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Marvel
Костюмы к фильму «Баллада Бастера Скраггса» Мэри Зофрес не режут глаз яркими находками, зато тонко раскрывают характер каждого персонажа: от самовлюбленного певца до старика-кладоискателя.
Кадр из фильма «Баллада Бастера Скраггса» (2018) / Фото: Netflix
Впервые мне трудно объективно выбрать лучшую из этих работ, поскольку каждая хороша по-своему. Мои симпатии колеблются между Бирн и Картер, поскольку у первой мне нравится ход с джинсой, а у второй — талантливое, современное переосмысление народных традиций. Но думаю, что «Оскар» получит Пауэлл за «Фаворитку». На мой взгляд, в этом фильме эффектные костюмы слишком отвлекают зрителя, хотя их задача помогать актеру, а не быть красивым украшением сцены.