«Люди не перестают смотреть телевидение. Люди перестают смотреть телевизор»

Алексей Волин
Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ 

– У нас не осталось больше регионов в Российской Федерации, где бы не работал первый мультиплекс. Более того, к концу этого года доля населения нашей страны, которая сможет принимать эфирное цифровое телевидение, составит 90%. 

В этой связи закономерен вопрос: «Что будет дальше?» На протяжении последнего времени мы вели активную работу над ответом на этот вопрос. В ней принимали участие деятели индустрии, представители научного сообщества, психологи, производители контента, руководители каналов и другие представители отрасли. 

Мы исходили при составлении стратегии из того, что телевидение перестает быть доминирующим способом доставки телесигнала или телевизионного контента, потому что на сегодняшний день исключительно на эфирном ТВ «сидит» 36% населения страны. 33% принимает кабель, 31% – спутник. Есть, конечно, пересечения, но всё равно в совокупности показатели «кабеля» и «спутника» превышают объемы эфирного телевидения. Не говоря уже о популярности IPTV, мобильных приложений, OTT и о других современных способах передачи контента. 

Тут мы переходим к вопросу о масштабных планах по строительству оптоволоконных сетей, которые приведут широкополосный доступ в небольшие населенные пункты России. 
 

К 2020 году свыше 80% населения Российской Федерации должны быть обеспечены возможностью кабельного приема или по оптоволокну. 
Многие говорят о внедрении новых форм приема телевизионного сигнала. Мы слышим, что потребители перестают смотреть телевидение. Это не так. Люди не перестают смотреть телевидение. Люди перестают смотреть телевизор. Появляются дополнительные каналы просмотра информации. Мы говорим о многоэкранном смотрении, исходя из того, что человек может использовать самые разные экраны из самых разных устройств. Он может начать смотреть программу с телевизора, на работе он продолжает через компьютер, в транспорте – с планшета или мобильного устройства. Но при всем при этом человек получает телевизионный контент, произведенный телевизионным каналом. 

Картину определяют многие факторы. Например, в стране идет политический курс на импортозамещение. В этой связи мы проводили исследование, в ходе которого выяснили, где можем обойтись собственными силами, а где это невозможно. Уже сейчас доля оборудования отечественного производства или созданного при нашем участии достаточно высока. Импортозамещение начнется с регионов, а затем выйдет на федеральный уровень. Общероссийская технологическая линейка, по нашим прогнозам, начнет меняться в 2020 году. Есть много пунктов, где мы можем справиться сами, кроме одного – это оптика. 

Мы вырабатывали стратегию развития с учетом того, что, если мы говорим о технологии, сегодня предложение определяется не спросом. Производители не дожидаются, когда к ним приходят телевизионные каналы и говорят: «Нам нужно то и то, сделайте это для нас». Сегодня картина выглядит кардинально по-другому. 
 

Сегодня предложение определяет спрос.
Технологи производят что-то новое, приходят с этим к нам, телевизионщикам, и убеждают телеканалы в необходимости приобрести новинку. 

Также мы учитывали то, что к 2025 году произойдет полное обновление парка техники. Сегодня потребитель предпочитает приобретать не приставки, а новые телевизоры. Важнейшим фактором становится рост числа телевизоров с функцией SmartTV, позволяющей подключаться к интернету напрямую. 
 

К 2018 году государство полностью прекратит финансировать распространение аналогового телевизионного сигнала. 
Это не значит, что государство будет отключать аналог насильно. Это должно быть самостоятельное решение каналов. Экономически это произойдет в 2019 году, когда в регионах большие игроки прекратят аналоговую трансляцию. Мы хорошо понимаем, что крупнейшим заказчиком аналогового вещания является государство, потому что в городах с населением меньше ста тысяч человек должны обязательно присутствовать главные федеральные каналы. Таким образом, аналог в таких населенных пунктах дотируется из госбюджета. Это решение было принято достаточно давно. Но такие каналы начнут уходить с 2019 года. 

Больной вопрос – это объективное измерение. Существует общая неудовлетворенность ситуацией с медиаизмерениями, проведение которых без учета способа получения контента в целом может искажать картину телесмотрения. Так как основная задача отрасли – это отказ от монополии эфирного вещания и внедрение дополнительных каналов смотрения, то всё больше и больше возрастает запрос на объективные измерения новых форматов. 

С учетом того, что интернет-реклама растет быстрее всех, мы полагаем, что по мере проникновения телевизора в интернет всё больше будет востребован трафик. Только хороший трафик может обеспечить «тяжелый» контент. 
 

Основные производители телевизионного контента идут в интернет. 
По нашим прогнозам, в обозримом будущем, когда, по мере договоренности между интернетом и телевидением, начнется обратный процесс, телевидение будет заходить в Сеть и забирать себе часть интернет-рекламы. 

Итак, мы подошли к главному, а именно к описанию основных тенденций развития отрасли в ближайшие 10 лет.
 

Появление новых форматов и технологий будет диктоваться не спросом потребителя, а предложением производителя. 
Многоформатность приема ТВ-сигнала уже сегодня приводит к тому, что для телевидения тенденцией становится появление альтернативных телевизионной сетке способов потребления. Online-смотрение будет сочетаться со смотрением VOD, но при этом я абсолютно согласен с тем, что, когда у пользователя будет возможность создавать свою сетку, выбирать, что он хочет смотреть, в массе своей зритель будет находиться в той сетке, которую ему будут предлагать телевизионные каналы. Всё равно именно телевидение будет формировать картину дня, события, премьеры, новшества. 

Мы понимаем, что по мере того, как возрастает спрос на телевидение высокой четкости, 4K, 8K, частотного ресурса будет не хватать. Мы пока еще не достаточно активно развиваем и проводим эксперименты в отношении HD. Год тому назад Роскомнадзор подготовил пять регионов, где можно запустить пилотное вещание high definition. Надо до 2025 года реализовать несколько пилотных проектов с совместным использованием частот ТВ и связистов.
 

Главный зрительский спрос будет на качество картинки, интересность контента, интерактивность и событийность. 
Программа «сам себе режиссер» привлекает десятки тысяч пользователей. У нас появляется понятие «users generated content», но при этом мы понимаем, что создавать профессиональный контент может позволить себе очень ограниченное количество игроков. Users generated content живет очень недолго. 

Все эти тренды ярко свидетельствуют о том, что стационарное телевизионное устройство медиапотребления постепенно эволюционирует в сторону эффекта ощущения присутствия. 

С учетом того, что развиваются эфирное цифровое телевидение, кабель, спутник и другие способы доставки телевизионного сигнала, у больших федеральных каналов исчезает необходимость сетевого партнера в виде региональных каналов. До этого сетевое партнерство было следующее: частота, которая принадлежала региональному каналу, и контент, который предоставлялся федеральным каналом. 
 

Региональное вещание начинает исчезать. Это объективный процесс, его никто не будет подталкивать, но такова реальность. 
Сетевое партнерство будет сохраняться только в условиях продолжения аналогового вещания. Мы являемся сторонниками того, что при переходе на цифровой формат региональные вещатели должны объединиться в дополнительный мультиплекс, а сетевое партнерство как институт взаимодействия вещателей исчезнет. Контент будут брать не у его держателей, а у держателей библиотек.

Вопрос кадров волнует всех. Мы говорили со многими руководителями на эту тему и пришли к единому выводу: кадры нам нужно будет готовить самим для себя. Журфак может дать некоторые базовые знания, но каналы сами будут затачивать каждого конкретного человека для себя. 
 

У меня лично вообще часто возникает мысль о том, что государство не должно тратить деньги на подготовку кадров на телевидении.
Мы сейчас находимся в уникальной ситуации. Растет количество платных услуг, многие потребители платят за возможность смотреть телевизор, будучи уверенными, что телевидение является бесплатным. К 2025 году может произойти расширение платежеспособной аудитории. Уже сейчас около 18% ТВ-приемников в стране являются smart, из них половина подключена к сети интернет. К 2020 году 50% всех телевизоров в стране будут поддерживать технологию SmartTV, а уже к 2025 такими станут почти все основные ТВ-приемники в домохозяйствах.

Именно такой мы видим стратегию развития телевидения Российской Федерации до 2025 года. Или, во всяком случае, такие тенденции для нас являются важнейшими в следующие десять лет.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *