Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ
– У нас не осталось больше регионов в Российской Федерации, где бы не работал первый мультиплекс. Более того, к концу этого года доля населения нашей страны, которая сможет принимать эфирное цифровое телевидение, составит 90%.
В этой связи закономерен вопрос: «Что будет дальше?» На протяжении последнего времени мы вели активную работу над ответом на этот вопрос. В ней принимали участие деятели индустрии, представители научного сообщества, психологи, производители контента, руководители каналов и другие представители отрасли.
Мы исходили при составлении стратегии из того, что телевидение перестает быть доминирующим способом доставки телесигнала или телевизионного контента, потому что на сегодняшний день исключительно на эфирном ТВ «сидит» 36% населения страны. 33% принимает кабель, 31% – спутник. Есть, конечно, пересечения, но всё равно в совокупности показатели «кабеля» и «спутника» превышают объемы эфирного телевидения. Не говоря уже о популярности IPTV, мобильных приложений, OTT и о других современных способах передачи контента.
Тут мы переходим к вопросу о масштабных планах по строительству оптоволоконных сетей, которые приведут широкополосный доступ в небольшие населенные пункты России.
К 2020 году свыше 80% населения Российской Федерации должны быть обеспечены возможностью кабельного приема или по оптоволокну.
Картину определяют многие факторы. Например, в стране идет политический курс на импортозамещение. В этой связи мы проводили исследование, в ходе которого выяснили, где можем обойтись собственными силами, а где это невозможно. Уже сейчас доля оборудования отечественного производства или созданного при нашем участии достаточно высока. Импортозамещение начнется с регионов, а затем выйдет на федеральный уровень. Общероссийская технологическая линейка, по нашим прогнозам, начнет меняться в 2020 году. Есть много пунктов, где мы можем справиться сами, кроме одного – это оптика.
Мы вырабатывали стратегию развития с учетом того, что, если мы говорим о технологии, сегодня предложение определяется не спросом. Производители не дожидаются, когда к ним приходят телевизионные каналы и говорят: «Нам нужно то и то, сделайте это для нас». Сегодня картина выглядит кардинально по-другому.
Сегодня предложение определяет спрос.
Также мы учитывали то, что к 2025 году произойдет полное обновление парка техники. Сегодня потребитель предпочитает приобретать не приставки, а новые телевизоры. Важнейшим фактором становится рост числа телевизоров с функцией SmartTV, позволяющей подключаться к интернету напрямую.
К 2018 году государство полностью прекратит финансировать распространение аналогового телевизионного сигнала.
Больной вопрос – это объективное измерение. Существует общая неудовлетворенность ситуацией с медиаизмерениями, проведение которых без учета способа получения контента в целом может искажать картину телесмотрения. Так как основная задача отрасли – это отказ от монополии эфирного вещания и внедрение дополнительных каналов смотрения, то всё больше и больше возрастает запрос на объективные измерения новых форматов.
С учетом того, что интернет-реклама растет быстрее всех, мы полагаем, что по мере проникновения телевизора в интернет всё больше будет востребован трафик. Только хороший трафик может обеспечить «тяжелый» контент.
Основные производители телевизионного контента идут в интернет.
Итак, мы подошли к главному, а именно к описанию основных тенденций развития отрасли в ближайшие 10 лет.
Появление новых форматов и технологий будет диктоваться не спросом потребителя, а предложением производителя.
Мы понимаем, что по мере того, как возрастает спрос на телевидение высокой четкости, 4K, 8K, частотного ресурса будет не хватать. Мы пока еще не достаточно активно развиваем и проводим эксперименты в отношении HD. Год тому назад Роскомнадзор подготовил пять регионов, где можно запустить пилотное вещание high definition. Надо до 2025 года реализовать несколько пилотных проектов с совместным использованием частот ТВ и связистов.
Главный зрительский спрос будет на качество картинки, интересность контента, интерактивность и событийность.
Все эти тренды ярко свидетельствуют о том, что стационарное телевизионное устройство медиапотребления постепенно эволюционирует в сторону эффекта ощущения присутствия.
С учетом того, что развиваются эфирное цифровое телевидение, кабель, спутник и другие способы доставки телевизионного сигнала, у больших федеральных каналов исчезает необходимость сетевого партнера в виде региональных каналов. До этого сетевое партнерство было следующее: частота, которая принадлежала региональному каналу, и контент, который предоставлялся федеральным каналом.
Региональное вещание начинает исчезать. Это объективный процесс, его никто не будет подталкивать, но такова реальность.
Вопрос кадров волнует всех. Мы говорили со многими руководителями на эту тему и пришли к единому выводу: кадры нам нужно будет готовить самим для себя. Журфак может дать некоторые базовые знания, но каналы сами будут затачивать каждого конкретного человека для себя.
У меня лично вообще часто возникает мысль о том, что государство не должно тратить деньги на подготовку кадров на телевидении.
Именно такой мы видим стратегию развития телевидения Российской Федерации до 2025 года. Или, во всяком случае, такие тенденции для нас являются важнейшими в следующие десять лет.