Что ожидают зрители
Во-первых, хотелось бы обозначить, что происходит на рынке бытовой электроники, а точнее — телевизоров. Все крупные производители начали массовый выпуск 4K (Ultra HD)-моделей, и зрители, приобретая данную технику, начинают искать 4K-контент. В массовый сегмент также начинают приходить технологии HDR (расширенный динамический диапазон) и Dolby Atmos (объемный звук), и это тоже повлияет на запросы массового зрителя в ближайшем будущем.
Хотелось бы отметить еще одну тенденцию на рынке бытовой электроники — появление так называемых умных телевизоров, оборудованных собственной операционной системой. Они превратились из простого монитора в многофункциональные медиацентры. Постепенно происходит изменение того, как зритель потребляет контент: он переходит от классического линейного телевидения с четко заданной сеткой вещания к интерактивному. Пользователь сам выбирает программы, которые он хочет смотреть в удобное ему время. Уже реализованы системы рекомендации того или иного контента на основе истории просмотров конкретного зрителя. Таким образом получается, что пользователь создает свой собственный плейлист и смотрит только то, что ему нужно, причем не только по телевизору, но и на смартфонах, планшетах, ноутбуках и т.д.
Что это значит для телевизионной индустрии
Сейчас в бизнес-среде очень популярен термин «agile», что в переводе означает «гибкий, подстраивающийся под обстоятельства». На конференции он звучал особенно часто. Телевизионный рынок переживает очередную революцию: телеканалам необходимо удерживать свою классическую аудиторию, привлекать новую, бороться с конкуренцией интернет-каналов, которые, в свою очередь, уже начинают производить контент на профессиональном уровне. К тому же появляются новые форматы, а телевизионные центры используют IP-технологии. Все это сейчас двигает вперед телевизионную индустрию.
Наиболее гибкими на рынке, конечно, сейчас являются крупные зарубежные OTT-провайдеры: Netflix, Amazon, Hulu и т.д. Они начинали с доставки контента до зрителя по сети, а сейчас снимают свои собственные высокобюджетные шоу и сериалы. Технология OTT является развитием IPTV и заключается в передаче контента конечному потребителю через интернет на разные устройства: SmartTV, ТВ-приставки, смартфоны, планшеты, ПК и т.д.
Технология предоставляет зрителю множество услуг, таких как просмотр контента в формате UHD и/или HDR с объемным звуком, а также разные модели монетизации: плата за каждый просмотр, аренда контента на определенный срок, подписка или бесплатный просмотр с рекламными вставками.
Но это все относится больше к кино и сериальному рынку. Что же касается прямых эфиров и классического телевидения, то здесь каждая страна поступает по-своему.
Европейский рынок
Лидеры по внедрению современных телевизионных технологий — европейские телекомпании. Несколько ПТС Arena в Англии, телевизионный центр BCE в Люксембурге, новый телевизионный комплекс BBC в Лондоне, новейшая студия Canal+ в Париже и многие другие проекты сделаны и уже работают в формате 4K UHD c использованием IP-технологий. Представители данных компаний говорят примерно одно и то же: они сделали ставку на наиболее перспективные IP-технологии, которые в будущем смогут работать и в формате 8К, и в 16К, в отличие от классической технологии SDI.
Американский телевизионный рынок
В Америке, как ни странно, с осторожностью относятся и к формату 4K UHD и IP-технологиям. Многие производители на своих стендах представили оборудование с поддержкой 12G SDI, что на наш взгляд — тупиковая ветвь развития индустрии. Да, формат 4K UHD такое оборудование еще будет поддерживать, но затем снова встанет вопрос о нехватке пропускной способности. Кроме того, стоимость IP-оборудования начинает выравниваться с SDI, так что в плане вложений первое гораздо эффективнее.
Современные тенденции в телевизионной индустрии
SMPTE 2110
Конечно, главным событием выставки NAB-2017, которому посвящали целые дни на конференции и обсуждали на каждом стенде, стала демонстрация SMPTE 2110. Это открытый, новейший и один из самых ожидаемых стандартов, который описывает работу передачи данных (видео, аудио, данные) по IP, приходя на смену протоколу SMPTE 2022-6.
SMPTE 2110 представляет собой семейство нескольких протоколов:
- -10 системная синхронизация;
- -20 видео данные: передача только активной части видеоизображения; поддержка размера изображения вплоть до 32K x 32K, а также различных цветовых охватов и структур пикселя;
- -21 синхронизации для некомпрессированного видео;
- -30 аудио данные (PCM): поддержка AES67;
- -31 аудио данные (Non-PCM);
- -40 служебные данные.
В настоящее время готов черновой вариант стандарта SMPTE 2110, и производители телевизионного оборудования, которые состоят в ассоциации AIMS, активно проводят тесты на совместимость с разными продуктами. Финальный релиз стандарта намечен на конец этого года.
Преимущества 2110 по сравнению с предшественником:
- эффективное использование пропускной способности канала;
- три раздельных потока: видео, аудио и данные;
- поддержка открытого аудиостандарта AES67;
- автоопределение устройств при подключении их в сеть (технология NMOS);
- гибкость при работе с различными форматами сигнала;
- организация телевизионного вещания с удаленных съемочных мест (технология remote production).
HDR
Расширенный динамический диапазон постепенно становится новым стандартом видеопроизводства, позволяющим на современных дисплеях увидеть высококонтрастное изображение. При стандартном динамическом диапазоне (SDR) отношение между самой темной точкой экрана и самой светлой составляет 32:1, в то время как при HDR оно достигает значений 10000:1. Существует стандарт ITU-R BT.2100, который описывает форматы HDR видео: PQ и HLG.
Множество компаний на выставке представили новое поколение инструментов и решений, которые позволят удовлетворять растущий спрос на HDR-контент в самых разных сферах видеопроизводства. Причем демонстрировалось оборудование, работающее как в HD HDR, так и 4K HDR.
Dolby Atmos
Dolby Atmos — новый аудиоформат, который позволяет работать со звуком как с объектами. В акустическую систему добавляются потолочные динамики, что позволяет слушать объемный звук. Для кино возможно создание сцен с перемещением звукового объекта в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Для телевидения технология Dolby Atmos предлагает установку дополнительных микрофонов под крышу для максимального эффекта присутствия на месте съемки. Например, для трансляции Олимпиады из Бразилии в 2016 году использовали следующую схему.
- Установка микрофонов под крышей объекта, с которого идет трансляция.
- Вывод верхних микрофонов на звуковой пульт и работа с ними как с обычными каналами.
- Установка декодера Dolby DP591 для кодирования в поток Dolby E и передачи его потребителю.
Итог посещения выставки
Рынок телевизионного оборудования переживает времена трансформации в сторону IP и IT-технологий. Хочется нам этого или нет, но процесс идет, и крупные сетевые производители, вроде Cisco, HP и Arista предлагают свои решения для коммутации видеопотоков. Производители телевизионного оборудования выпускают все больше и больше продуктов на базе компьютерных блейдов (например, вещательная система Imagine Zenium на серверах HP).
Причин для подобных изменений несколько. Это возросшая мощность компьютерных систем, способных обрабатывать некомпрессированные видеопотоки в режиме реального времени; гибкость современных технологий для организации различных схем вещания; снижение стоимости IT-оборудования и многое другое. Все это в перспективе ведет к превращению телевизионной аппаратной в дата-центр, в котором на серверах будут программно определены те или иные процессы обработки сигналов.
С развитием сетевых технологий постепенно станут ненужными ПТС, так как доставка видео-, аудиосигналов и данных будет осуществляться по сети с удаленного объекта прямо в стационарную аппаратную телеканала. По разным подсчетам это позволит значительно экономить средства за счет отказа от обслуживания ПТС, содержания мобильного штата сотрудников и других расходов.