NAB-2017: телевизионные тренды

Что ожидают зрители

4K Ultra HD TV

Во-первых, хотелось бы обозначить, что происходит на рынке бытовой электроники, а точнее — телевизоров. Все крупные производители начали массовый выпуск 4K (Ultra HD)-моделей, и зрители, приобретая данную технику, начинают искать 4K-контент. В массовый сегмент также начинают приходить технологии HDR (расширенный динамический диапазон) и Dolby Atmos (объемный звук), и это тоже повлияет на запросы массового зрителя в ближайшем будущем.

Хотелось бы отметить еще одну тенденцию на рынке бытовой электроники — появление так называемых умных телевизоров, оборудованных собственной операционной системой. Они превратились из простого монитора в многофункциональные медиацентры. Постепенно происходит изменение того, как зритель потребляет контент: он переходит от классического линейного телевидения с четко заданной сеткой вещания к интерактивному. Пользователь сам выбирает программы, которые он хочет смотреть в удобное ему время. Уже реализованы системы рекомендации того или иного контента на основе истории просмотров конкретного зрителя. Таким образом получается, что пользователь создает свой собственный плейлист и смотрит только то, что ему нужно, причем не только по телевизору, но и на смартфонах, планшетах, ноутбуках и т.д.

 

Что это значит для телевизионной индустрии

Сейчас в бизнес-среде очень популярен термин «agile», что в переводе означает «гибкий, подстраивающийся под обстоятельства». На конференции он звучал особенно часто. Телевизионный рынок переживает очередную революцию: телеканалам необходимо удерживать свою классическую аудиторию, привлекать новую, бороться с конкуренцией интернет-каналов, которые, в свою очередь, уже начинают производить контент на профессиональном уровне. К тому же появляются новые форматы, а телевизионные центры используют IP-технологии. Все это сейчас двигает вперед телевизионную индустрию. 

Наиболее гибкими на рынке, конечно, сейчас являются крупные зарубежные OTT-провайдеры: Netflix, Amazon, Hulu и т.д. Они начинали с доставки контента до зрителя по сети, а сейчас снимают свои собственные высокобюджетные шоу и сериалы. Технология OTT является развитием IPTV и заключается в передаче контента конечному потребителю через интернет на разные устройства: SmartTV, ТВ-приставки, смартфоны, планшеты, ПК и т.д.

Технология предоставляет зрителю множество услуг, таких как просмотр контента в формате UHD и/или HDR с объемным звуком, а также разные модели монетизации: плата за каждый просмотр, аренда контента на определенный срок, подписка или бесплатный просмотр с рекламными вставками.

Но это все относится больше к кино и сериальному рынку. Что же касается прямых эфиров и классического телевидения, то здесь каждая страна поступает по-своему.

Европейский рынок

Европейский рынок ТВ

Лидеры по внедрению современных телевизионных технологий — европейские телекомпании. Несколько ПТС Arena в Англии, телевизионный центр BCE в Люксембурге, новый телевизионный комплекс BBC в Лондоне, новейшая студия Canal+ в Париже и многие другие проекты сделаны и уже работают в формате 4K UHD c использованием IP-технологий. Представители данных компаний говорят примерно одно и то же: они сделали ставку на наиболее перспективные IP-технологии, которые в будущем смогут работать и в формате 8К, и в 16К, в отличие от классической технологии SDI. 

Американский телевизионный рынок

Американский телевизионный рынок

В Америке, как ни странно, с осторожностью относятся и к формату 4K UHD и IP-технологиям. Многие производители на своих стендах представили оборудование с поддержкой 12G SDI, что на наш взгляд — тупиковая ветвь развития индустрии. Да, формат 4K UHD такое оборудование еще будет поддерживать, но затем снова встанет вопрос о нехватке пропускной способности. Кроме того, стоимость IP-оборудования начинает выравниваться с SDI, так что в плане вложений первое гораздо эффективнее.

 

Современные тенденции в телевизионной индустрии

SMPTE 2110

Конечно, главным событием выставки NAB-2017, которому посвящали целые дни на конференции и обсуждали на каждом стенде, стала демонстрация SMPTE 2110. Это открытый, новейший и один из самых ожидаемых стандартов, который описывает работу передачи данных (видео, аудио, данные) по IP, приходя на смену протоколу SMPTE 2022-6.

SMPTE 2110 представляет собой семейство нескольких протоколов:
 

  • -10 системная синхронизация;
  • -20 видео данные: передача только активной части видеоизображения; поддержка размера изображения вплоть до 32K x 32K, а также различных цветовых охватов и структур пикселя;
  • -21 синхронизации для некомпрессированного видео;
  • -30 аудио данные (PCM): поддержка AES67;
  • -31 аудио данные (Non-PCM);
  • -40 служебные данные.
Система передачи данных использует протокол сетевой синхронизации ST2059 и протокол резервирования сигнала ST2022-7.

В настоящее время готов черновой вариант стандарта SMPTE 2110, и производители телевизионного оборудования, которые состоят в ассоциации AIMS, активно проводят тесты на совместимость с разными продуктами. Финальный релиз стандарта намечен на конец этого года. 

Преимущества 2110 по сравнению с предшественником:
 

  • эффективное использование пропускной способности канала;
  • три раздельных потока: видео, аудио и данные;
  • поддержка открытого аудиостандарта AES67;
  • автоопределение устройств при подключении их в сеть (технология NMOS);
  • гибкость при работе с различными форматами сигнала;
  • организация телевизионного вещания с удаленных съемочных мест (технология remote production).
На выставке NAB работал целый стенд (IP SHOWCASE), на котором оборудование всех ведущих производителей работало друг с другом по новому протоколу SMPTE 2110.
 

HDR 

HDR монитор-рекордер Atomos Sumo 19″ HDR монитор-рекордер Atomos Sumo 19″ 

Расширенный динамический диапазон постепенно становится новым стандартом видеопроизводства, позволяющим на современных дисплеях увидеть высококонтрастное изображение. При стандартном динамическом диапазоне (SDR) отношение между самой темной точкой экрана и самой светлой составляет 32:1, в то время как при HDR оно достигает значений 10000:1. Существует стандарт ITU-R BT.2100, который описывает форматы HDR видео: PQ и HLG. 

Множество компаний на выставке представили новое поколение инструментов и решений, которые позволят удовлетворять растущий спрос на HDR-контент в самых разных сферах видеопроизводства. Причем демонстрировалось оборудование, работающее как в HD HDR, так и 4K HDR.

Dolby Atmos

NAB-2017. Демонстрация продуктов AVIDNAB-2017. Демонстрация продуктов AVID

Dolby Atmos — новый аудиоформат, который позволяет работать со звуком как с объектами. В акустическую систему добавляются потолочные динамики, что позволяет слушать объемный звук. Для кино возможно создание сцен с перемещением звукового объекта в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Для телевидения технология Dolby Atmos предлагает установку дополнительных микрофонов под крышу для максимального эффекта присутствия на месте съемки. Например, для трансляции Олимпиады из Бразилии в 2016 году использовали следующую схему.
 

  1. Установка микрофонов под крышей объекта, с которого идет трансляция.
  2. Вывод верхних микрофонов на звуковой пульт и работа с ними как с обычными каналами.
  3. Установка декодера Dolby DP591 для кодирования в поток Dolby E и передачи его потребителю.

 

Итог посещения выставки

Рынок телевизионного оборудования переживает времена трансформации в сторону IP и IT-технологий. Хочется нам этого или нет, но процесс идет, и крупные сетевые производители, вроде Cisco, HP и Arista предлагают свои решения для коммутации видеопотоков. Производители телевизионного оборудования выпускают все больше и больше продуктов на базе компьютерных блейдов (например, вещательная система Imagine Zenium на серверах HP).

Причин для подобных изменений несколько. Это возросшая мощность компьютерных систем, способных обрабатывать некомпрессированные видеопотоки в режиме реального времени; гибкость современных технологий для организации различных схем вещания; снижение стоимости IT-оборудования и многое другое. Все это в перспективе ведет к превращению телевизионной аппаратной в дата-центр, в котором на серверах будут программно определены те или иные процессы обработки сигналов.

С развитием сетевых технологий постепенно станут ненужными ПТС, так как доставка видео-, аудиосигналов и данных будет осуществляться по сети с удаленного объекта прямо в стационарную аппаратную телеканала. По разным подсчетам это позволит значительно экономить средства за счет отказа от обслуживания ПТС, содержания мобильного штата сотрудников и других расходов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *