Не так давно в некоторых головах гуляла идея о том, что телевидение способно полностью вытеснить кинопрокат. Слава богу, он выжил и получил новое развитие. Разница между кино и телевидением сегодня уже не в технологиях. Кино стало «безпленочным», а телевидение «безленточным», все перешли к цифре. Телевидение, в отличие от кино, – это продукт с доставкой на дом.
Теперь в игре производителей контента с потребителями новый участник – всемирная сеть, образующая глобальное информационное пространство. При этом сам по себе интернет вроде бы не считается средством массовой информации, хотя на этот счет идут дискуссии. Безусловно, это очень удобная среда для распространения чего угодно.
Противопоставлять интернет телевидению бессмысленно – все равно, что сравнивать сосуд и его содержимое.
Телевидение – область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений подвижных объектов при помощи радиоэлектронных устройств. (Большой Энциклопедический словарь)
Телевидение – вид электросвязи, предназначенный для передачи сменяющихся изображений неподвижных или движущихся объектов. (Регламент Радиосвязи)
Средство массовой информации – периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (Закон о СМИ, ст.2)
Сетевое издание – сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом. (Закон о СМИ, ст.2)
Телеканал, радиоканал – сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. (Закон о СМИ, ст.2)
Каждая телевизионная передача, за некоторым исключением, защищена авторским правом. Более того, программа передач телевизионного канала тоже является объектом авторского права вещателя.
В январе на выставке-форуме CSTB-2016 обсуждались проблемы развития интерактивного телевидения в России. Телеаудитория постепенно уходит от традиционного линейного просмотра и получает контент в интернете. На любом устройстве – будь то компьютер, телевизор, смартфон или планшет, игровая консоль – и в любом месте, лишь бы была хорошая связь.
В России уровень распространения широкополосного доступа опережает проникновение цифрового кабельного ТВ и IPTV.
Такое положение вещей дает существенное стартовое преимущество и больший потенциал для развития ОТТ-ТВ по сравнению с возможностями сервиса IP Unicast (то есть VoD – Video on Demand – видео по запросу, система индивидуальной доставки абоненту телевизионных программ и фильмов по цифровой кабельной, спутниковой или эфирной телевизионной сети операторов платного ТВ). Рост количества пользователей ОТТ-ТВ и VoD услуг определяется доступностью для различных экранов легального, качественного и востребованного контента, в первую очередь, фильмов и телепрограмм.
Различаются следующие типы видео по запросу:
- FVoD (Free Video on Demand) — тип VoD, при котором предоставляется практически безграничный доступ к видео (бесплатно и без демонстрации рекламы);
- AVoD (Advertising Video on Demand) — тип VoD, при котором доступ к видео предоставляется вместе с рекламой, которая демонстрируется в видео с определенной периодичностью;
- SVoD (Subscription Video on Demand) — тип VoD, при котором доступ к видео предоставляется за счет покупки периодической подписки;
- TVoD (Transactional Video on Demand) — тип VoD, при котором доступ к видео предоставляется в счет уплаты определенной суммы, при этом есть ограничения либо по количеству просмотров, либо по времени, в течение которого контент нужно просмотреть, после чего доступ прекращается;
- EST (Electronic Sell-Through) — тип VoD, при котором доступ предоставляется в счет уплаты определенной суммы, при этом практически нет ограничений (только если их не вводят правообладатели видео).
Нормативно-правовая база в этой области пока не проработана.
В своем выступлении на CES 2016 (International Consumer Electronics Show (CES) — международная выставка потребительской электроники, прошедшая с 6 по 9 января в Лас-Вегасе, США) представитель американской компании Netflix, занимающейся распространением видеоконтента, заявил о начале вещания в 130 новых странах. В списке, кроме прочих, присутствуют Россия и Украина, а также Индия и Южная Корея. На форуме CSTB-2016 эта новость вызвала целый переполох, хотя дороговизна подписки и отсутствие русскоязычной версии этого сервиса ОТТ пока серьезно повлиять на наш рынок телесмотрения не могут. Тем не менее, это вызов, побудивший наших законодателей озаботиться взиманием НДС с иностранных компаний, получающих оплату услуг в нашем сегменте интернета.
Мы помним, как законодательно запретили продажу рекламы на кабельные каналы. И это было явно непродуманное решение. Идея была в том, чтобы в условиях падения доходов от рекламы помочь эфирным каналам, а с другой стороны содержать нишевые каналы только за счет абонентской платы. На деле же рекламные бюджеты ушли в интернет, часть кабельных каналов прекратила существование, абоненты не понимают, за что надо платить, операторы связи понесли существенные убытки, так как федеральные каналы они должны распространять бесплатно, а доходы от распространения кабельных каналов резко упали. Теперь, вдруг, обвинили рекламодателей в «спонсировании пиратских сайтов».
Изменение правил во время игры не идёт на пользу рынку.
Практически все игроки телевизионного рынка стремятся предложить свои услуги и монетизировать аудиторию телевизионного контента в интернете. Помимо линейного вещания, предлагается просмотр передач, недавно прошедших в эфире (catch up, «вслед за эфиром»), запись с эфира, а также библиотеки фильмов, сериалов, передач. За некоторую плату предлагается предэфирный просмотр того, что будет на следующей неделе.
Сегодня пользователи сервисов ОТТ составляют менее 10% зрительской аудитории. Мало того, если даже 10% зрителей вдруг перейдут с эфирного и кабельного вещания в интернет-ТВ, наши магистральные сети просто рухнут. Вообще говоря, деление зрительской аудитории весьма условно, поскольку один и тот же человек смотрит ТВ, как ему удобно – в дороге по мобильному устройству, дома по кабелю на большом экране и так далее. Он вправе одновременно включить и два, и три экрана, допустим, во время спортивных соревнований. Главное – чтобы смотрел. А для этого, как и во все времена, всего лишь нужен интересный контент.