Владислав Годунов и Павел Баскаков
— Зачем вообще нужны видеорекордеры? По сути, это те же видеомагнитофоны, только информация попадает на другие носители — двухдюймовые жесткие диски. Ведь камкордеры сами переносят сигнал в твердотельную память, хоть это и не магнитная запись.
Павел Баскаков: В камкордерах память небольшого объема, 512 Гб максимально, и для записи, как правило, используется кодек H-264 или совместимый. Это означает, что есть ключевые кадры и предсказанные — информация сжимается так, что потом с ней трудно работать в постпроизводстве. Кроме того, большинство камер записывает цвет 4:2:0 глубиной 8 бит. А это значит, что, если вы ошиблись при съемке, например, неправильно выставили свет, поправить это цветокоррекцией будет крайне сложно. Ну, и у такой записи низкий битрейт (хотя скоростные карточки сейчас быстро развиваются, и сегодня доступна скорость до 100 Мб/с).
Видеорекордеры же снимают сигнал с матрицы камеры до обработки и компрессии сигнала – большинство камер выдают 10 бит и 4:2:2. Таким образом, подключая рекордер по SDI или HDMI, вы получаете на него чистый некомпрессированный сигнал. Для записи видеорекордеры используют профессиональные кодеки Apple ProRes и Avid DNxHD.
— Про какой рекордер мы сейчас говорим?
Баскаков: Я говорю про кодеки, почти все рекордеры записывают в этих кодеках. Кодеки Apple ProRes и Avid DNxHD во всем мире считаются стандартом для постпроизводства и нелинейного монтажа кинофильмов, телепередач, профессиональных видеопроектов, независимого кино и съемки различных событий. И не имеет значения, какую платформу использует студия — Mac или PC.
— Да, но рекордеры используют и другие кодеки – у ARRI, например, свой кодек.
Владислав Годунов: У ARRI проприетарный кодек, требующий очень мощных машин для обработки и специальных программных модулей – плагинов.
Баскаков: Качество у них повыше, но и объём значительно больше. Потребуется соответствующее программное обеспечение или перекодировка.
— Меня беспокоит, что здесь опять намечается война форматов — у ARRI свой, у SONY свой, у Panasonic, Blackmagic и так далее – свои.
Баскаков: Вот видеорекордеры как раз всех объединяют – вы можете использовать целый парк разных камер с одним и тем же рекордером. Многие каналы уже требуют, чтобы материалы им приносили в Apple ProRes, например, а уж как вы этого добьетесь, непосредственно или перекодированием, ваше дело.
Рекордер Atomos Ninja 2 в работе
Эти кодеки поддерживаются всеми популярными системами видеомонтажа. В этих кодеках, на мой взгляд, оптимальное соотношение внутрикадрового сжатия (здесь нет предсказанных кадров) к размеру файла. В качестве высокой четкости (HD) час записи весит 100 Гбайт, а требуемый поток составляет 220 Мб/с.
— А в качестве сверхвысокой четкости 4К?
Баскаков: Соответственно поток будет 880 Мб/с, а час записи – 400 Гбайт.
Годунов: Это значит, что на стандартный диск 512 Гбайт влезает примерно 1 час 20 мин. материала.
Баскаков: Самое главное удобство видеорекордеров – запись на стандартные двухдюймовые диски, которые вы можете приобрести в любом компьютерном магазине. Ко многим рекордерам в комплекте идут док-станции, при помощи которых эти диски подключаются к компьютеру по USB 3.0, и на них сразу можно монтировать без каких-либо перегонов.
— Можно ли навесить рекордер на саму камеру?
Годунов: Конечно. В комплекте есть масса приспособлений. Рекордер можно установить в горячий башмак или разместить так, как вам будет удобно. Помимо всего прочего, рекордер показывает натуральное 10-битное изображение 4:2:2 с камеры на встроенном дисплее.
Рекордер Atomos Samurai на камере RED
— Значит, можно будет посмотреть то, что записали?
Баскаков: Все видеорекордеры могут не только записывать, а ещё и проигрывать.
Годунов: Можно оперативно отсмотреть материал, сразу поставить теги и метки. Встроенная операционная система позволяет сделать очень многое перед монтажом, в том числе удалить ненужный материал. Даже запись формата 4К прокручивается без каких-либо задержек или подгрузок и воспроизводится без потери разрешения. Всё работает быстро, чётко, плавно.
Баскаков: Теги, которые вы поставили, сразу принимаются монтажной системой и сильно ускоряют процесс монтажа.
— А давайте запишем вас с моей камеры по HDMI?
Годунов: Давайте проведём такой мини тест.
Баскаков: Рекордер может управляться с вашей камеры. Нажав на камере кнопку «запись», вы автоматически запускаете и рекордер. Также для дистанционного управления можно использовать LANC (протокол от SONY) ручки. Заметьте, мы пишем сразу на два носителя. Даже если что-то случится с одним из них, вы не потеряете материал.
Годунов: Плюс ко всему, вы можете на камере снизить разрешение и использовать как резервную прокси запись.
— Какие жесткие диски используются для записи?
Баскаков: Подходят как обычные жесткие диски, так и SSD.
— На какой рекордер мы сейчас пишем?
Баскаков: На новый 4K/UHD-монитор-рекордер Ninja Assassin фирмы Atomos. Компания Atomos на рынке уже более семи лет и порядка 70% всех рекордеров производится этой компанией. Atomos выпускает рекордеры линеек Shogun, Ninja, Samurai, а также конвертеры, зарядные устройства и другие аксессуары. Накамерные рекордеры Atomos объединяют возможности записи, мониторинга и воспроизведения в одном устройстве с сенсорным экраном.
4K/UHD-монитор-рекордер Ninja Assassin фирмы Atomos
Сейчас топовая модель Shogun – это накамерный 4K HDD/SSD-рекордер-монитор-дека с интерфейсами HDMI/12G-SDI и 7-дюймовым дисплеем SuperAtomScreen с разрешением 1920х1200. Форматы записи: компрессированный lossless Cinema DNG RAW (3840×2160), Apple ProRes (3840×2160 и 1920×1080), Avid DNxHD (3840×2160 и 1920×1080). Atomos Shogun вы можете заказать в желтом чемоданчике с большим количеством аксессуаров, но есть и облегченная версия – только монитор-рекордер с блоком питания.
Накамерный 4K HDD/SSD-рекордер-монитор-дека Shogun с интерфейсами HDMI/12G-SDI
По многочисленным просьбам компания Atomos выпустила новый 4K/UHD-монитор-рекордер Ninja Assassin, потому что многие снимают на DSL камеры и им SDI не нужен. По начинке он такой же, как и Shogun, но с интерфейсом только HDMI. Форматы записи: Apple ProRes (3840×2160 и 1920×1080) и Avid DNxHD (3840×2160 и 1920×1080).
Эти рекордеры могут записывать 4К до 30 кадров в секунду, а в формате HD — со скоростью до 120 кадров в секунду.
— Ну а по звуку – микрофон можно подключить?
Баскаков: У Shogun есть вход и переходной кабель для подключения XLR разъемов. А у Ninja просто разъемы.
XLR разъемы для Shogun
— И фантомное питание на микрофон можно подать?
Баскаков: В Shogun есть такая возможность, а у Ninja, к сожалению, нет.
— Ninja ведь дешевле?
Годунов: Да, примерно на 40% по сравнению с Shogun. Здесь нет фантомного питания и разъемов SDI. И комплектация попроще.
Ещё одной интересной особенностью этих рекордеров является автоматическое создание плавных переходов, например, Fade-in/Fade-out.
— Переходы лучше создавать при монтаже.
Годунов: Да, но при нехватке времени на монтаж (новостные сюжеты и т.п.) это полезная функция.
— Питаются эти рекордеры от таких же аккумуляторов, как и камеры Sony?
Баскаков: Что касается питания, можно использовать эти батарейки. Если нужна безостановочная запись, у компании Atomos есть специализированное устройство Power Station, в которое можно вставить два аккумулятора и питать камеру от одного из них. Когда он закончится, станция автоматически перейдет на второй аккумулятор, а первый можно заменить.
Atomos Power Station
Кроме того, в комплекте есть зарядное устройство, кабель для прикуривателя автомобиля и другие переходники.
— А если я использую две камеры или более, как синхронизировать рекордеры?
Баскаков: Рекордеры пишут адресно-временной код (АВК) с камеры.
— То есть мне надо синхронизировать камеры по АВК?
Баскаков: Нужно использовать внешний генератор АВК. Иначе возникает проблема одновременного пуска нескольких камер. Если камеры запускаются вразнобой, то лучше выставлять АВК по реальному времени. Идеальной синхронизации не получится, но зато будет легко ориентироваться в отснятом материале.
— Какие еще дополнительные функции выполняют рекордеры?
Годунов: Не случайно рекордеры сделаны большого размера, это не дань моде. Они также выполняют функции визира. Аппараты оборудованы сенсорным экраном, на который можно выводить осциллограммы, векторограммы, гистограммы видео и звуковых сигналов. Каждая позиция имеет свои настройки отображения. Существуют помощники для настройки различного функционала камер – фокуса (то есть «пиккинг»), диафрагмы (то есть «зебра»). Есть контрастный и цветовой видоискатель, как у RED, есть прямая линия для выставления кадра по горизонту, есть просто рамка, есть средство для работы с анаморфотными объективами (растяжка) и многое другое. Вы можете сразу помечать тэгами то, что записываете, например, «избранное», «произвести цветокоррекцию», «вырезать» и др. Настраиваются и опции дисплея.
Баскаков: Еще, что удобно, есть 3D LUT (Look-Up Table – настроечная таблица), то есть вы можете сразу загрузить LUT вашей камеры и пользоваться.
Годунов: Стандартно в Atomos вшиты 3D LUT камеры Canon EOS 5D Mark III.
— Мы смотрели Ninja Assassin. У Shogun еще больше возможностей?
Баскаков: Нет. Ровно столько же. Отличия, как мы уже говорили, только во входных/выходных интерфейсах и комплектации. Ninja Assassin идеален для HDMI 4K камер Sony A7RII, Sony A7S, Panasonic GH4/ GH4 V-Log, Canon XC-10, Samsung NX1, FS7 / FS700 over HDMI и др.
Рекордер Atomos Ninja Assassin на SonyA7S/A7Rm2
Следует отметить, что сейчас из форматов RAW поддерживается только Sony. Но, внимание, когда выйдет поддержка Canon и Arri, доплачивать ничего не придется — прошивка меняется бесплатно.
— Почему у Atomos в приоритете фотокамеры?
Годунов: Да, компания ориентирована на DSL камеры, потому что они доступны, а значит, популярны. Но у них есть серьезный недостаток — встроенные кодеки записи, которые существенно ограничивают возможности камеры.
— Я не совсем понимаю, почему кино надо снимать на фотоаппарат?
Годунов: В условиях кризиса снимать кино на фотоаппарат — нормально.
— Видите ли, у Panasonic, например, кинокамера от фотоаппарата отличается только корпусом – начинка-то одинаковая.
Годунов: Вы о AG-DVX200 сейчас говорите?
— Да. Она так и позиционируется, как фото-кино камера.
Годунов: Согласен. Она от AG-GH4 отличается только форм-фактором. Вот кино и снимают такими камерами с рекордерами.
Баскаков: Вот миниатюрный накамерный HDMI-рекордер Ninja Star. Его вес с батарейкой — всего 300 грамм. Правда, он без экрана, поддерживает только Apple ProRes 1920×1080 до 30p, но это одна из самых компактных моделей рекордеров. Пишет только на карты памяти CFast Generation первого поколения, которые можно приобрести у Atomos. Выход —только HDMI Mini.
HDMI-рекордер Ninja Star
В комплекте: аккумулятор, зарядное устройство на один аккумулятор. Применяются, прежде всего, там, где вес имеет значение – на квадрокоптерах.
Рекордер Ninja Star на DJI Phantom
Годунов: Это, кажется, самая доступная по цене модель Atomos.
Баскаков: Сейчас уже нет. Это рекордер Ninja второго поколения – компания Atomos начинала с этой модели. Накамерный HDD/SSD рекордер в Apple ProRes и Avid DNxHD. Вход HDMI, сенсорный дисплей 4′ (800×480). В комплекте: два бокса для жестких дисков, аккумулятор 2600 мАч, но есть возможность работы от двух аккумуляторов поочерёдно, зарядное устройство на один аккумулятор, компьютерная док-станция USB 3.0 для жестких дисков, сетевой (100—240В) адаптер Atomos. Транспортный кейс в комплект не входит. Пишет на жёсткие диски только 1920×1080 до 30p. Здесь меньше дополнительных функций.
– Но он и дешевле?
Баскаков: Да. Atomos существенно снизила на него цену. Более продвинутые модели с такими же характеристиками, но с дисплеем 5′ (1280×720) – Samurai Blade и Ninja Blade.
Рекордер Atomos Samurai Blade
Различаются они только интерфейсами. У Samurai – SDI, а у Ninja – HDMI. Здесь есть уже все дополнительные функции.
— Расскажите о студийном рекордере.
Баскаков: Это новинка Atomos Shogun Studio, пока ее нет в Москве. Это первый двухканальный 4К рекордер. Его можно установить в стойку и использовать, как пару студийных видеомагнитофонов.
Первый двухканальный 4К рекордер Atomos Shogun Studio
— Фактически получается, что это два Shogun в студийном исполнении с теми же характеристиками?
Баскаков: Всё то же самое, только в стойке.
— Кто еще делает рекордеры?
Баскаков: Один из самых совершенных рекордеров на сегодняшний день — это Odyssey7Q+ компании Convergent Design.
Рекордер Odyssey7Q+ компании Convergent Design
Профессиональный монитор/рекордер с сенсорным экраном, позволяющий вести запись некомпрессированного видео и Apple ProRes 422 (HQ) через SDI и HDMI входы на SSD диски. Сейчас они разрешили запись на некоторые SSD производства Samsung, а до этого могли писать только на специализированные диски.
– Проприетарные жесткие диски не самая удобная вещь.
Баскаков: Дело в том, что на данный момент это единственный в мире рекордер с поддержкой RAW-форматов Canon, Sony, Arri несжатого видео. Причем можно купить лицензию этих опций записи, а можно взять в аренду на период конкретной съемки, скажем, на пару дней. Четыре входа/выхода 1.5G/3G HD-SDI позволяют одно-, двух и четырехканальное подключение (HD, 2K, Ultra-HD и 4K) и мониторинг до четырех сигналов одновременно.
– То есть можно подключить сразу четыре камеры?
Баскаков: Мониторить можно, но одновременно записывать получится только две из них. А в 4К записывается один поток, который разбивается на четыре провода и подключается на все четыре входа 3G HD-SDI или подается по HDMI.
— А переключать HD камеры на запись получится?
Баскаков: Нет, но в дальнейшем планируется возможность записи четырех HD сигналов одновременно.
— Есть еще рекордеры AJA?
Баскаков: С них всё начиналось. Вот первопроходец AJA Ki Pro — это безленточное записывающее видеоустройство, сохраняющее медиаданные в Apple ProRes 422 QuickTime файловом формате на специализированные жесткие диски в противоударном корпусе.
Рекордер AJA Ki Pro
Поскольку Ki Pro имеет SD/HD-SDI, HDMI, FireWire и аналоговые входы, вы можете подключить его практически к любой камере. Самый большой его недостаток – крупные габариты.
— Дизайн у него, как у видеомагнитофона, фактически он и есть.
Годунов: Зато на риге его можно использовать, как противовес – хорошее решение.
Баскаков: Поэтому компания AJA выпустила более миниатюрную модель Ki Pro Mini — портативный цифровой рекордер с записью на Compact Flash (CF) карты. Запись с любых SDI или HDMI камер напрямую в ProRes 422 формат. В отличие от всех остальных, это цельный кусок авиационного алюминия, то есть очень прочный.
Рекордер AJA Ki Pro mini
Следующий рекордер Aja Ki Pro Quad пишет HD 4:4:4, 2K и 4K. Поддерживает Canon RAW. Четыре входа/выхода 3G/HD-SDI, маленький дисплей. Пишет на специализированные SSD диски AJA Pak объёмом до 1 Тбайта.
Рекордер Aja Ki Pro Quad
— У AJA есть студийный вариант?
Баскаков: AJA Ki Pro Rack из рековых рекордеров – самый популярный и самый функциональный. Это полноценная замена видеомагнитофону.
Рекордер AJA Ki Pro Rack
У него два носителя AJA Ki Module, один заканчивается, запись продолжается на другой, но не бесшовно. Есть все возможные интерфейсы подключения, цифровые и аналоговые. Управляется по Ethernet. Два блока питания.
— И стоит он, как хороший видеомагнитофон. Есть что-нибудь подешевле?
Баскаков: Один из самых дешевых на рынке видеорекордеров Blackmagic HyperDeck Shuttle 2. Он без экрана, с интерфейсами HDMI и Mini SDI, пишет только на стандартные SSD диски в кодеках Apple ProRes и Avid DNxHD и без компрессии. Правда, зачем это нужно, если на 480 Гбайт запишется только пять минут?
Видеорекордер Blackmagic HyperDeck Shuttle 2
Годунов: Например, для спецэффектов.
Баскаков: Есть и рековое исполнение Blackmagic HyperDeck Studio Pro.
— Чем отличается от AJA Ki Pro Rack?
Баскаков: Дешевле, менее надежен (у AJA гарантия три года) и нет управления по Ethernet.
— Видеорекордеры также выпускают Sony, Panasonic, GV, Avid и другие фирмы. Почему вы их не предлагаете?
Баскаков: Они выпускают очень дорогой продукт. У нас он не находит спроса.
— Спасибо. Давайте остановим запись. На моей камере — 47 мин. видео 1920×1080i 8 бит 4:2:0 записались в 8 Гбайт. А сколько у вас получилось?
Годунов: На Atomos Ninja Assassin записались те же 47 мин. видео 1920×1080i 10 бит 4:2:2 в 84 Гбайта.