«Рома»
На съемках фильма «Рома» (2018) / Фото: Netflix
Черно-белая драма о жизни семьи из среднего класса на фоне студенческих волнений в Мехико начала 1970-х годов. Альфонсо Куарон не только написал сценарий и поставил картину, но и уверенно дебютировал в качестве оператора. Ранее картина получила «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля и «Золотые глобусы» за режиссуру и как лучший иностранный фильм.
Номинация: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучшая операторская работа»
Режиссер: Альфонсо Куарон
Оператор: Альфонсо Куарон
Камеры: ARRI ALEXA 65
Объективы: ARRI Prime 65 (28mm, 35mm, 50mm)
Формат съемок: ARRI Raw 6,5k
Формат изображения: 2,35:1
Комментарий Альфонсо Куарона: Это фильм о памяти, а приблизиться к ней вы можете только с точки зрения настоящего — настоящее смотрит в прошлое. Поэтому предполагалось, что у нас будет современное черно-белое изображение, через которое мы смотрим на прошлое, а значит цифровой формат должен был быть представлен в наилучшем из возможных выражений сегодняшнего дня. Так что ARRI ALEXA 65. Это абсолютно чистое изображение без зерна, с широким динамическим диапазоном и потрясающим разрешением. Мы не пытались замаскировать его под пленочное кино, а вместо этого приняли цифровой формат.
«Фаворитка»
На съемках фильма «Фаворитка» (2018) / Фото: Fox Searchlight Pictures
Экстравагантная драма о подковерной возне при дворе английской королевы Анны. Снята самым странным режиссером, когда-либо работавшим в Голливуде.
Номинация: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучшая операторская работа»
Режиссер: Йоргос Лантимос
Оператор: Робби Райан
Камеры: Panavision Millennium XL2, Arricam Studio, Arricam LT
Объективы: Panavision Primo (100mm, 14,5mm, 10mm, 6mm)
Формат съемок: Kodak 35mm
Формат изображения: 1,85:1
Комментарий Робби Райана: И я, и Йоргос Лантимос обожаем снимать на пленку, так что мы изначально думал о 35-мм формате, и он помог сформировать остальной выбор. Мы считаем, что пленка лучше отражает натуральный свет. Она воспроизводит контраст, четкость и цвет почти так же, как глаз, а в некоторых случаях в тенях «видит» даже больше, чем глаз. Йоргос исследовал возможности широкоугольной оптики в «Убийстве священного оленя», а в «Фаворитке» хотел продвинуться в этом направлении еще дальше, поэтому, когда мы нашли Panavision 6mm, это стало приятным дополнением к режиссерскому видению. Искажения этой оптики помогли выделить некоторые нелепости в мире двора королевы Анны.
«Черный клановец»
На съемках фильма «Черный клановец» (2018) / Фото: Focus Features
Долгожданное возвращение Спайка Ли в форму. Трагикомедийная история внедрения пары полицейских — афро-американца и еврея — в Ку-клукс-клан.
Номинация: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура»
Режиссер: Спайк Ли
Оператор: Чейзи Ирвин, CSC
Камеры: Panavision XL2, Arricam LT, Aaton Penelope
Объективы: Panavision PVintage
Формат съемок: Kodak 16mm, Kodak 35mm
Формат изображения: 2,39:1
Комментарий Чейзи Ирвина: На самом деле, не я выбрал эти инструменты, а они выбрали нас. Я провел много экспериментов на препродакшне — видео, 16-мм, 35-мм, эктахром, анаморфотные лины, сферические, современные, винтажные. Затем я просмотрел отснятый материал без оглядки на формат или практику. И я оказался действительно загипнотизирован 35-мм изображениями, в особенности при обработке с помощью Panaflasher 3 (устройство дополнительной дозированной засветки — прим. tvkinoradio.ru). В этом изображении была особая свежесть и вызов. Тем более Kodak только что открыл новую лабораторию в Нью-Йорке, так что я решил: это знак, что фильм должен быть таким.
«Власть»
На съемках фильма «Власть» (2018) / Фото: Annapurna Pictures
Автор «Игры на понижение» Адам МакКей продолжает исследовать закулисье устройства мира. На этот раз в фокусе его внимания Дик Чейни, работник четырех администраций четырех президентов США. Нельзя не упомянуть очередное впечатляющее перевоплощение Кристиана Бэйла, набравшего для роли почти 20 кг.
Номинация: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура»
Режиссер: Адам МакКей
Оператор: Грег Фрейзер, ACS, ASC
Камеры: Arricam LT, Arriflex 235, Arriflex 416, Arriflex 435
Объективы: Cooke Anamorphic, TODD-AO, Zeiss Ultra Prime 16, Elite Spherical
Формат съемок: Kodak 16mm, Kodak 35mm
Формат изображения: 2,39:1
Комментарий Грега Фрейзера: Так как мы снимали фильм, охватывающий несколько десятилетий, мы использовали разные объективы с совершенно разными визуальными характеристиками. При этом в основе истории лежит мотив целенаправленного пути Чейни к власти. Поэтому для меня было важно, чтобы, несмотря на изменения оптики и камер, у всех разновидностей изображения оставалось нечто общее — анаморфотный формат. Наличие общей основы позволяло нам снимать даже с низким качеством изображения, добиваясь прекрасной текстуры. Мы тестировали разную анаморфотную оптику и остановились на Cooke. Она обладает особым теплом и техническим превосходством.
«Звезда родилась»
На съемках фильма «Звезда родилась» (2018) / Фото: Warner Bros.
Режиссерский дебют актера Брэдли Купера с ним же в главной роли увядающей звезды кантри. Женскую главную роль исполнила Леди Гага, поставившая обязательным условием съемок исполнение всех песен вживую.
Номинация: «Лучший фильм», «Лучшая операторская работа»
Режиссер: Брэдли Купер
Оператор: Мэттью Либатик, ASC
Камера: ARRI ALEXA Mini
Объективы: Cooke Vintage Anamorphic, Kowa Anamorphic
Формат съемок: Anamorphic 2.8K, Arri Raw
Формат изображения: 2,39:1
Комментарий Мэттью Либатика: Честно говоря, есть целый ряд комбинаций, которые могли бы оказаться подходящими для наших задач. Я стремился, чтобы камера была как можно меньше и функциональнее, чтобы Брэдли как режиссер и актер и Леди Гага как актриса могли чувствовать себя комфортно в импровизации. В сценарии выступлений на сцене было много, и я знал, что у нас будут осветительные приборы в кадре, поэтому выбор анаморфота был логичным для передачи эффектов, присущих такой оптике. Это помогало передать атмосферу сценического мира.
«Холодная война»
На съемках фильма «Холодная война» (2018) / Фото: Kino Swiat
История любви, разворачивающаяся в 1950-е годы в разгар противостояния стран Запада и Восточного блока. Фильм вновь выдержан в контрастном черно-белом изображении, которым так славилась «Ида» тех же авторов: режиссера Павла Павликовского и оператора Лукаша Зала.
Номинация: «Лучшая режиссура», «Лучшая операторская работа»
Режиссер: Павел Павликовский
Оператор: Лукаш Зал
Камеры: ARRI ALEXA SXT
Объективы: Zeiss Ultra Prime, Angénieux Optimo Zoom (24-290mm, 19,5-90mm, 45-120 Lightweight)
Формат съемок: 2.8 Arri Raw
Формат изображения: 1,37:1
Комментарий Лукаша Зала: Оборудование важно до определенной степени, но оно не влияет на способы визуального повествования. Для Павла Павликовского образ — это неотъемлемая часть истории, он так же важен, как актеры, музыка и повествование. В течение длительного процесса подготовки мы искали лучшие формальные решения для нашей истории. Мы потратили огромное количество времени на подготовку, но как только начались съемки, мы оставили пространство для формирования изображения на месте. Мы постоянно меняли решения, чтобы найти лучшее. Мы собирали многочисленные элементы — актеров, массовку, реквизит, движения камеры, свет — и добивались их совпадения. Этот волшебный момент, когда все совпадает как надо, — самая захватывающая часть работы оператора.
«Черная Пантера»
На съемках фильма «Черная Пантера» (2018) / Фото: Disney
Редкий кинокомикс в основных номинациях «Оскара». Одна из примечательных особенностей — почти полностью афроамериканский актерский состав.
Номинация: «Лучший фильм»
Режиссер: Райан Куглер
Оператор: Рэйчел Моррисон, ASC
Камеры: ARRI ALEXA SXT, Arri Alexa Mini
Объективы: Panavision Primo Prime (27mm, 30mm, 35mm)
Формат съемок: 3.4K Open Gate Arri Raw
Формат изображения: 2,39:1
Комментарий Рэйчел Моррисон: Мы остановили свой выбор на 35-мм сенсоре вместо 65-мм, потому что Райан Куглер хотел более реалистичного ощущения, более глубокой резкости, чтобы аудитория могла полнее прочувствовать мир Ваканды. С учетом композитинга нам нужна была достаточно резкая оптика, поэтому мы не рассматривали старые объективы. В то же время, я не думала и об объективах Master Prime, которые кажутся мне излишне «совершенными». Мы протестировали несколько моделей в и в конечном итоге пришли к Cooke S4 и Panavision Primо. Мы выбрали Primo, потому что нам понравилось засветки. Важно и то, что символическим элементом фильма является круг, а Cooke дают восьмиугольное боке, в то время как у Primo боке более круглое. Камеры Arri Alexa в сочетании с объективами Primo помогли нам объединить эпический масштаб с человечностью и интимностью.
«Зеленая книга»
На съемках фильма «Зеленая книга» (2018) / Фото: Universal Pictures
Вдохновленная реальными событиями трагикомедия о турне чернокожего джазового пианиста на фоне не слишком толерантного начала 1960-х.
Номинация: «Лучший фильм»
Режиссер: Питер Фаррелли
Оператор: Шон Портер
Камера: ARRI ALEXA Mini
Объективы: Leica Summilux-C
Формат съемок: 3.4K Open Gate Arri Raw
Формат изображения: 2,00:1
Комментарий Шона Портера: Я переключился на камеры ALEXA, как только они появились. Это был глоток свежего воздуха в мире цифровой съемки. В них просто все правильно. Размер Mini позволил мне работать в машине одновременно с тремя камерами. Если бы нам пришлось менять установки, чтобы переставить камеру большего размера, мы бы просто не выдержали. Для Пита Фаррелли и для меня «Зеленая книга» — это актуальная история, и я не хотел хоронить эту актуальность под винтажной оптикой и глянцевым освещением. Раньше я фотографировал на Leica, поэтому я был рад, когда они выпустили линейку для кино. У Leica большая резкость, достаточный уровень контраста для крупных планов, а светосила и размер стали приятным бонусом.
«Богемская рапсодия»
На съемках фильма «Богемская рапсодия» (2018) / Фото: 20th Century Fox
Сказочная, далекая от реалий экранизация творческого пути группы Queen и ее лидера Фредди Меркьюри.
Номинация: «Лучший фильм»
Режиссеры: Брайан Сингер, Декстер Флетчер
Оператор: Ньютон Томас Сигел, ASC
Камера: ARRI ALEXA SXT, Alexa 65, 35 Arri BL
Объективы: ARRI DNA, Cooke Speed Panchro
Формат съемок: ARRI Raw, 16mm, 35mm
Формат изображения: 2,39:1
Комментарий Ньютона Томаса Сигела: Первые дни Фредди Меркьюри в Лондоне и встреча с ребятами из группы снимались на Alexa SXT и винтажную оптику Cooke Speed Panchros. Сцены, когда Queen формируются и впервые выходят на сцену, снимались на Alexa 65 со специально разработанными линзами Arri DNA. Также использовались пленки 16-мм и 35-мм форматов. В частности видео на «I Want to Break Free» снималось на камеру 35 Arri BL. Интересный факт: мы нашли настоящую камеру, которая снимала самое последнее видео Фредди незадолго до его смерти.
«Работа без авторства»
На съемках фильма «Работа без авторства» (2018) / Фото: Nadja Klier / Pergamon Film
Масштабная немецко-итальянская картина автора «Жизни других». Продолжая исследовать судьбы людей на фоне мрачных страниц немецкой истории, автор обращается к биографии художника Герхарда Рихтера, детство которого пришлось на нацистские годы, что нашло отражение в его творчестве.
Номинация: «Лучшая операторская работа»
Режиссер: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк
Оператор: Калеб Дешанель, ASC
Камеры: ARRI ALEXA XT Plus
Объективы: Zeiss Master Prime
Формат изображения: 1,85:1
Комментарий Калеба Дешанеля: Меня изначально пугала мысль о том, как мы будем снимать финал фильма. Там достаточно длинная сцена. До сих пор я покрываюсь мурашками, когда смотрю на то, как Флориан объединил то, что мы сняли с музыкой и прочим. Фильм во многом посвящен живописи, открытию того, что такое живопись и открытию художником себя в ней после долгих попыток и неудач.
Обложка: на съемках фильма «Черная Пантера» (2018) / Disney