Алексей Сеньковский: «Съемочная площадка для меня долгие годы была родным домом»

— В каком возрасте вы начали увлекаться съемками? Ведь съемки — это творчество, а техника и технология — это уже совсем другая область. Когда у вас стали проявляться качества инженера?

— Думаю, что творчество и увлечение техникой и технологиями неразрывно связаны друг с другом и эта любовь прививается еще с детства. Я помню, как родители водили меня по театрам, галереям и музеям: ГМИИ им. «А.С.Пушкина», «Эрмитаж», в Консерваторию, и увиденные там работы великих мастеров наверняка отпечатались в подсознании, поэтому и фотографировать я начал лет с десяти-двенадцати.

У меня всегда был доступ к отцовской технике, и у самого было несколько любительских фотоаппаратов. Я всегда что-то придумывал, изобретал, думал, почему это устроено так, а не иначе.

Заместитель главного инженера Киноконцерна «Мосфильм» Алексей Сеньковский / Фото: ТКТ
Заместитель главного инженера Киноконцерна «Мосфильм» Алексей Сеньковский / Фото: ТКТ

А осознанное решение связать себя с этой профессией пришло довольно поздно — в институте, причем, на последних курсах, когда я случайно оказался на съемочной площадке.
 

Мне всегда было интересно следить за тем, как создается изображение, смотреть за работой режиссера и кинооператора.

— Как вы выбрали свою профессию? Согласитесь, это не типичный выбор.

— Мне нравилась учеба по своей специальности, я полностью погружался в процесс и спустя какое-то время после окончания учебы всерьез думал работать по специальности, но так получилось, что я оказался на съемочной площадке. Это полностью перевернуло мое понимание, чем я хочу заниматься дальше.

— А как это произошло?

— Еще со школы у меня очень много друзей, которые так или иначе связаны с кино: кто-то учился во ВГИКе на продюсерском, кто-то работал на съемочной площадке рабочими, постановщиками, реквизиторами на «Мосфильме», снимался в массовке. Например, многие из нашей общей компании поработали на фильме «Копейка» Ивана Дыховичного и Вадима Ивановича Юсова. Так и я оказался в кино, и как бы это пафосно ни звучало, я заболел этим делом. Для себя тогда решил, что хочу работать только с киносъемочной техникой.

Кадр из фильма «Копейка» (2002) / Фото: кинокомпания «Воля»
Кадр из фильма «Копейка» (2002) / Фото: кинокомпания «Воля»

Я стал искать возможности и узнал, что «Мосфильм» объявляет курсы механиков, кстати, этому у нас в стране больше нигде профессионально не учат, только на киностудии — это был август 2002 года. Я подал документы, записался на эти курсы, до начала которых оставалось два месяца. Я думал, чем бы заняться, и чтобы не терять время устроился на киностудию в сантехнический цех, так велико тогда было желание работать на «Мосфильме».

В конце каждого рабочего дня я приходил к ребятам в операторский цех и до позднего вечера мучил их своими вопросами, осваивал камеры, оптику и все два месяца до начала обучения детально занимался изучением вопроса, читал всякие инструкции. Я ездил в «Останкино», встречался там со специалистами, и когда начались курсы, уже был хорошо подготовлен.

Это то время, когда только стали появляться цифровые камеры Digital Betacam, на которые снимали преимущественно сериалы, и механиков, знающих их, еще было мало. «Мосфильм» вообще тогда стал очень активно развивать это направление — «цифровой кинематограф», это относится и к постпродакшну.

Digital Betacam / Фото: Flickr
Digital Betacam / Фото: Flickr

Не закончив обучение, я сразу попал на свой первый проект, куда меня пригласили в операторскую группу к замечательному кинооператору Вадиму Валентиновичу Алисову.

— Вернемся немного назад. Когда в первый раз попали на съемочную площадку, что вы делали?

— Друзья попросили перевезти реквизит и мебель из «Белого дома» (старое здание КСПС «Мосфильм») на съемку.

— Так, получается, что Вы через служебный вход попали в индустрию?

— Да, совершенно верно. Так часто бывает на самом деле. И у нас таких примеров масса. Многие люди оказываются в кино после получения профильного образования, другие же приходят в эту сферу спонтанно. У меня есть такие знакомые: профессиональные спортсмены, например, чемпион мира по плаванию — декоратор, мастер спорта по волейболу — профессиональный звукорежиссер или водитель троллейбуса — ассистент оператора по фокусу и т.д.
 

Отдельное важнейшее направление — это цифровая реставрация наших кинокартин.

Кино — удивительная сфера, она привлекает к себе совершенно разноплановых людей! И я знаю почему. На съемочной площадке каждый день по-своему разный, как калейдоскоп — общение с интересными творческими людьми — режиссерами, актерами, операторами, художниками, это разные объекты и снимаемые сцены. Мне всегда было интересно следить за тем, как создается изображение, смотреть за работой режиссера и кинооператора. Я внимательно изучал, как они ставят кадры, разводят мизансцены, как оператор работает со светом, почему выбор пал именно на этот объектив и с этим фокусным расстоянием, почему он делает вот так, а не иначе, применяет этот светофильтр, зачем здесь движение камеры. В тетрадку зарисовывал схемы света.

Заместитель главного инженера Киноконцерна «Мосфильм» Алексей Сеньковский / Фото: ТКТ
Заместитель главного инженера Киноконцерна «Мосфильм» Алексей Сеньковский / Фото: ТКТ

Благодаря этой работе, я побывал на съемках во многих странах мира, был в местах, где вряд ли окажется не киношник. Это огромное количество событий, которые умещаются в один день. И конечно это многих привлекает, кому не интересна офисная рутина.

Съемочная площадка для меня долгие годы была родным домом. И так совпало, что проекты шли один за другим, практически без перерыва. Заканчивалась одна съемка, начиналась другая, было много экспедиций. И это был довольно увлекательный период жизни, я с особой теплотой его вспоминаю.

— А что было потом? Почему вы ушли с этой работы?

— По завершении очередных съемок мне предложили возглавить Комплекс Операторской техники, и я приступил к новым для себя обязанностям.
 

Сегодня, работая с профессиональными цифровыми кинокамерами, нужно обладать знаниями IT-специалиста.

— Теперь у Вас больше нагрузки?

— Сейчас обязанностей стало еще больше, так как, будучи заместителем главного инженера, я еще курирую и все вопросы инженерной службы. Отдельное важнейшее направление — это цифровая реставрация наших кинокартин. Работать стало еще интереснее, и работа стала очень разноплановой — нужно организовывать процесс, разбираться в технологиях, а не только в съемочной технике, знать все этапы постпродакшна — цветокоррекция, монтаж, запись музыки, речевое озвучивание и т.д.

С тех пор как я начинал работу на «Мосфильме», многое изменилось — в павильонах теперь снимают не только кино. Очень много телевизионных проектов. К примеру, я захожу в павильон, где идет съемка шоу «Голос» или «Новогоднего Огонька», и учусь тому, как работают телевизионщики. Это тоже очень ценный опыт.

Шоу «Голос» /  Фото: скриншот из видео
Шоу «Голос» /  Фото: скриншот из видео

Все, что касается кино, мне знакомо, а вот телевидение — уже другая территория. Клипы, реклама, актерские пробы — все это очень интересно. И здесь также очень много всяких моментов, связанных с менеджментом, общением с заказчиками, планированием работы.

— У вас большой штат?

— В Операторском Комплексе четыре человека. Два сменных дежурных мастера, бухгалтер, механик по ремонту.

— Просто все, что вы рассказываете — это режиссура. Вы же понимаете технологический процесс, технические возможности, говорите, что Вам интересны построения мизансцен, как все происходит?

— Я думаю, что эти вещи должен понимать любой руководитель, который занят в данной сфере. Даже рядовой сотрудник, который работает на площадке. Я всегда нашим механикам стараюсь привить, что их работа не должна сводиться к бездумной замене батарей и объективов. Сегодня, работая с профессиональными цифровыми кинокамерами, нужно обладать знаниями ИT-специалиста — оборудование становится все сложнее, и, если ты будешь простым ремесленником и не будешь развиваться, ты дальше не пойдешь.

Надо постоянно учиться, читать форумы, ездить на выставки. Пусть в Москве их не так много, но все равно, нужно копать глубже — общаться со специалистами, ездить на презентации, учить технологию и знать все этапы производства кино.

Выставка CPS 2019 / Фото: CPS
Выставка CPS 2019 / Фото: CPS

Сейчас очень многое изменилось. У нас есть поколение механиков, которые начинали работать с кинопленкой, и сейчас они остались не у дел. Во многом из-за того, что они не хотят учиться работать на цифровой технике. А цифра развивается очень бурно, и если ты не будешь знать хотя бы возможности и функционал кинокамеры, ты станешь не нужен — про тебя просто забудут.

— Вы сказали про большой комплекс. А за что вы вчетвером отвечаете в нем? Какие функции выполняете непосредственно вы?

— Да, Комплекс большой. В первую очередь, мы предоставляем услуги по прокату съемочной техники. Поступает операторская заявка, мы ее обрабатываем, проверяем бронь, составляем сметы.

Затем согласовываем стоимость с заказчиком, механики готовят съемочные комплекты, и мы отдаем их на съемки. Технические пробы, общение с операторами, с заказчиками, проведение переговоров — все это тоже наша работа. Мы обязаны предоставить исправное оборудование на съемки и обеспечить его техническое сопровождение во время съемочного процесса.

Полную версию интервью читайте на сайте ТКТ.
 

 


Обложка: заместитель главного инженера Киноконцерна «Мосфильм» Алексей Сеньковский / ТКТ
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *