Таким образом снят сериал «Охотник за разумом» Дэвида Финчера.
Кадр из сериала «Охотник за разумом» (2017) / Фото: Netflix
Сериал пестрит огромным количеством парных кадров без привычных «восьмерок». Это возможно сегодня даже на телевидении, ввиду высокого качества эфира. Формат HD развит давно, и уже с прошлого года западные сериалы выпускаются в формате 4К.
Вариант второй. Расположить актеров так близко, чтобы снимать крупно сразу обоих героев. Но так в реальном производстве происходит нечасто. Хорошо, если это обусловлено сценарием, как, например, в «Титанике».
Кадр из фильма «Титаник» (1997) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «72 метра» (2004) / Фото: Первый канал
А вот если актеры по сценарию не должны смотреть друг на друга — это подарок оператору и режиссеру: мы можем расположить их в кадре как угодно. Ниже — кадр из сериала «Черная кошка», тайная встреча двух агентов.
Кадр из сериала «Черная кошка» (2016) / Фото: кинокомпания «Русское»
Очень удобно снимать сразу двоих, если они — влюбленные. Порой они располагаются так близко, что для съемки «восьмерки» просто нет места.
Кадр из сериала «Пепел» (2013) / Фото: ВайТ Медиа
Вариант третий. Если в сцене есть зеркало, можно снять всех актеров одновременно.
Кадр из фильма «Дориан Грей» (2009) / Фото: Momentum Pictures
Кадр из сериала «Пепел» (2013) / Фото: ВайТ Медиа
Еще один способ обойтись без «восьмерки» — попросить актеров не стоять на месте и не смотреть друг на друга, а по очереди подходить к камере, «самоукрупняясь».
Кадр из фильма «Парфюмер. История одного убийцы» (2006) / Фото: DreamWorks Pictures
Кадр из фильма «Пять невест» (2011) / Фото «Централ Партнершип»
Все озвученные способы требуют вмешательств в режиссуру, в мизансцену.
Все хорошо в меру, и вообще-то я не вижу смысла специально отказываться от «восьмерок». Другой вопрос — как их снимать с двух камер (допустим), обеспечивая при этом высокую скорость работы. Но это уже другая история.