— Ирина, как к вам пришла идея для сериала?
Ирина Вилкова: У меня третий размер груди… (улыбается). И, конечно, некоторое время я работала барменшей, выслушивая бесконечные монологи страдающих мужчин, говоривших обо всем, начиная от пробок и заканчивая богом. Идея для веб-сериала не заставила себя долго ждать.
— «Прототип» бара находился в Питере?
Ирина Вилкова: Все хотят, чтобы бар был в Питере, но нет — он был в Москве.
Трейлер веб-сериала «Бар „На грудь“»
— Почему же действие сериала происходит в Петербурге?
Ирина Вилкова: Петербург — мой любимый город. Темы, которые поднимают герои, и настроение у нас — чисто питерское.
— Как «Бар „На грудь“» начался для вас, Георгий?
Георгий Шабанов: Однажды я увидел в интернете короткий метр Ирины Вилковой, достаточно популярный на тот момент. Посмотрев его, я встретился с ней и предложил сделать из этой короткометражки веб-сериал. Она восприняла это предложение с энтузиазмом.
Ирина Вилкова и Георгий Шабанов на премьере веб-сериала «Бар „На грудь“» / Фото: All Media
— Почему было принято решение снимать именно веб-сериал, а не полный метр, например?
Георгий Шабанов: Я всегда хотел ответить себе на вопрос: «Как монетизировать короткие форматы». Поясню. В России сейчас массово производятся форматы от тридцати минут до полутора часов, но профессиональных веб-сериалов среди них, за редким исключением, нет. А нам хотелось произвести именно профессиональный веб-сериал.
Кроме того, мне понравилась концепция Ирины про бармена, который слушает посетителей и становится для них своеобразным «громоотводом». Эту концепцию можно было продать, что, собственно, и произошло.
— Как вам удалось договориться с видеохостингом Rutube о финансировании?
Георгий Шабанов: Когда я показал нескольким партнерам пилотный материал, RuTube оказался из них самым заинтересованным и расторопным. И мы начали работать именно с ними.
Кадр из веб-сериала «Бар „На грудь“» / Фото: All Media
— Ирина, сериал наполнен харизматичными городскими характерами: арт-директор, феминистка, агрессивный сосед, стартапер. Как вы продумывали героев? Как вы создавали сценарий?
Ирина Вилкова: Изначально текст сценария писался под моих друзей-актеров. У меня есть любимая каста клоунов из театра „Битком“: ими я вдохновляюсь, для них пишу, с ними интереснее всего работать. Большая часть, кто снимается в веб-сериале, оттуда. Кирилл Полухин, Александр Баширов, Дмитрий Аверин, Юлия Волкова, Юлия Смирнова, Андрей Шарков, Полина Толстун — артисты других театров.
Ирина Вилкова / Фото: Евгений Пахоль
Александра Баширова мы пригласили, когда отказался Данила Козловсий. Изначально нам нужен был максимально узнаваемый символ Петербурга — думали про Боярского, Медведева и Шнура. Но их мы звать не стали, а позвали Александра Баширова.
— А насколько вообще написание сценария веб-сериала отличается от работы над «обычным» сценарием?
Ирина Вилкова: При написании «Бар „На грудь“» мы не зацикливались ни на какой логике повествования. Мы начинали писать, и, если нас что-то сильно смешило, резонировало с нами — мы сразу понимали, что хотим сделать историю именно про это.
Спасибо Георгию, что он не читал весь сценарий целиком, потому что его иногда и не было, этого сценария. Например, серия «Матриархат» была написана всего за четыре дня до съемок. По мере того, как происходило погружение в съемочный процесс, и становилось понятно, какой актер кого из персонажей будет играть, мы меняли текст непосредственно под артистов.
Серия веб-сериала «Бар „На грудь“»
Многие, кстати, забывают, но самое главное в русской школе драматургии — это умение «плясать от артиста». Островский писал пьесы сразу под актеров Малого театра: это бесконечный источник вдохновения, когда артисты становятся тебе соавторами. Ты можешь позвонить актеру посреди ночи и спросить: «А чего это ты нажрался в четверг, может быть у тебя что-то не так в личной жизни?». Он мне ответит, мне это покажется интересными, и я включу это в сценарий.
— В «Баре „На грудь“» много джаза. Почему вы вдохновлялись именно этим музыкальным жанром?
Ирина Вилкова: Мы снимали сериал в питерском джаз-клубе «48 стульев», где каждый вечер играются джазовые концерты. Атмосфера клуба идентична Америке 1930-х. Интерьер бара создавал правильную атмосферу в кадре, добавлял сериалу правильный флер.
— Что далось тяжелее всего в процессе съемки?
Ирина Вилкова: Мы снимали зимой… Когда снимаешь зимой, 90 процентов времени тратится на преодоление холода, и это в лучшую сторону отражается на материале. Съемки зимой интереснее: световой день короче, поэтому ты должен встраиваться в режим. У тебя мерзнет камера, у артистов мерзнут лица — а в итоге получается кино. В зимних картинах есть своя магия, взять хотя бы фильмы Балабанова. Когда на улице зима, в кадре что-то прямо вибрирует.
Кадр из веб-сериала «Бар „На грудь“» / Фото: All Media
Сложности были и на монтаже: в «Баре „На грудь“» он ювелирный. Вообще, монтажно сериал представляет собой не линейную историю, а скорее непредсказуемое стихийное бедствие. К счастью, режиссер монтажа Аня Крутий была на одной волне со мной. У нее музыкальное образование, она чувствует темпоритм истории, ее развитие, и, что самое важное, совпадает со мной в чувстве юмора.
— «Бар „На грудь“» был показан на фестивале Realist Web Fest, где получил приз за оригинальную идею, стал победителем первой российской Премии The Digital Reporter и признан лучшим российским веб-сериалом. Как создатель, вы довольны результатом?
Ирина Вилкова: Мне приятно, когда зрители смеются, а потом повторяют текст. Это приятно каждому, кто что-то делает для людей. Классно, когда я прихожу на премьеры других фильмов, а меня поздравляют с «Баром „На грудь“». Но многие пишут в комментариях, что наш сериал не смешной, а, напротив — очень грустный.
Ирина Вилкова / Фото: Евгений Пахоль
— Будет ли у сериала продолжение?
Ирина Вилкова: В данный момент мы пишем синопсис второго сезона. Часто ты понимаешь, что то, в чем ты был уверен на 100 процентов, не работает, и нужно писать что-то совсем новое, другую историю. Сам по себе формат веб-сериала — он непредсказуемый, и скорее не ты его пишешь, а он тебя ведет. Но вообще мы уже многое придумали для второго сезона, и там такое (смеется)… «Чем хуже, тем лучше» — именно так можно было бы обозначить слоган второго сезона.
Ирина Вилкова / Фото: Евгений Пахоль
Зрители часто пишут мне письма с монологами про парковку, про бывшего мужика и про личного психолога, предлагают включить их в новые серии: «Я вам написал — дарю».
— Какие изменения, относительно первого сезона «Бара „На грудь“», вы бы хотели ввести во второй?
Георгий Шабанов: Различными способами, мы хотим привлечь к сериалу новую аудиторию. Для этого во втором сезоне у нас будут играть уже более-менее известные актеры, включая московских. Все мы частенько бываем в Питере, и на Рубинштейна, так почему бы и не ввести в сериал москвичей?
На премьере веб-сериала «Бар „На грудь“» / Фото: All Media
— Когда выйдет второй сезон?
Георгий Шабанов: Мы постараемся выпустить его осенью 2019-года, ровно через год после выхода первого.
Обложка: кадр из веб-сериала «Бар „На грудь“» / All Media