Без чего режиссер не может начать снимать кино

Можно сколько угодно рассуждать на эту тему, но в основе всегда лежит главное: понимание, почему и ради чего снимаешь картину. Никакие раскадровки, наиподробнейшие экспликации, репетиции и точнейшие просчеты съемочного графика не помогут, если история не вызывает у режиссера повышенного сердцебиения и ощущения головокружения — чувства, схожего с любовью. А может, это и есть любовь — к истории, к ее персонажам, к посылу, который находится в сердцевине замысла.

Ну а дальше — вопрос техники. И таланта, разумеется!

Есть еще одно обстоятельство, без которого, при всех прочих условиях, я не стал бы снимать картину. Когда мы делали «Легенду №17», я был абсолютно убежден, что не смогу снять фильм без одобрения и поддержки родственников нашего главного героя, хоккеиста Валерия Харламова. Поэтому с самого начала я встретился с Александром, сыном Валерия Борисовича. Мы подружились и я предложил Саше сыграть одну из ролей в фильме. Он откликнулся на предложение и замечательно перевоплотился в персонажа, который по фильму антагонистичен Харламову, а потом принимает его сторону.

Кадр из фильма «Легенда №17» (2003) / Фото: «Централ Партнершип»
Кадр из фильма «Легенда №17» (2003) / Фото: «Централ Партнершип»

А еще мне очень хотелось познакомиться с сестрой знаменитого Харламова. Я слышал, что нрав у нее крутой, жесткий. И что если мы не найдем общий язык, не только мне, но и всей группе не поздоровится. Не сразу, но Татьяна Борисовна Харламова все-таки согласилась приехать в студию. Она вошла и сразу же сказала: «Ну что: судиться будем?». «Так сразу? Может, сначала чайку попьем?», — предложил я.

Буквально за пару часов наше знакомство переросло в крепкую дружбу. Татьяна Борисовна оказалась совершенно потрясающей личностью: яркой, азартной, с фантастической энергией, уникальным чувством юмора — словом, копия своего знаменитого брата. Ее участие очень помогло всем нам и мне лично при создании картины: ее поддержка, консультации, ее эмоции, которые она всегда выплескивала с невероятным жаром. Она даже снялась в «Легенде №17» в небольшом камео в роли вахтерши в Лужниках, напутствовавшей Харламова перед матчем. Во время съемок испанской сцены с быками, она вдруг подошла ко мне и закричала со слезами на глазах:

— Что ты делаешь? Что ты со мной делаешь?

— Что случилось, Татьяна Борисовна? Кто вас обидел?

— Ты видишь: я плачу!

Оказалось, ей так понравилось то, что происходило перед ней, так живо напомнило реальную сцену из прошлого, что она разрыдалась. Я обнял ее. Такая реакция прототипа героя фильма — это был, пожалуй, один из самых дорогих подарков в моей судьбе.

Бывают непредсказуемые ситуации. Скажем, во время съемок фильма «Экипаж» взрывался и горел огромный авиалайнер, на фоне которого разворачивалось сложнопостановочное действие. Сцену готовили почти двенадцать часов во всех подробностях, с каждым движением персонажа и нескольких камер. По сюжету не только взрывался самолет, но от другого самолета откатывался трап, падали люди, персонаж, стоявший на вершине трапа, должен был перепрыгнуть в салон самолета, должны были взорваться машины и заметаться по полю горящие фигуры.
 

Трейлер фильма «Экипаж» (2016)

Все знали, что второго дубля не будет, взрыв самолета не повторить. Все прошло «как по маслу», и я дал команду «Стоп!», чтобы успеть переставить камеры и снять еще одну сцену на фоне пылающего лайнера. И надо же такому случиться: в этот момент самолет заскрежетал, поднялся и разломился на две части. Зрелище было потрясающее, но камеры-то уже были выключены!.. По счастью, один из операторов продолжал снимать огонь, бьющий из фюзеляжа; его камера и запечатлела во всех подробностях, как раскалывался на части огромный самолет. Этот кадр тоже вошел в картину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *