John Vorhaus «The Comic Toolbox: How to be Funny Even if You’re Not»
Эта книга помогла мне осознать, как устроена комедия, а главное — из чего состоит комедийный персонаж. Чаще всего я перечитывал раздел про comic perspective, т.е. особый взгляд персонажа на мир и самого себя. Именно perspective делает персонаж уникальным: это понимание, что для него важно и не важно, что ценностно и что недопустимо и как все это превращается в поступки и реплики. Книга Ворхауса легкая и остроумная, обучение в ней сочетается с хорошим юмором, а к концу она превращается в мощнейший мотивационный удар.
Robert Ben Garant, Thomas Lennon «Writing Movies for Fun and Profit: How We Made a Billion Dollars at the Box Office and You Can, Too!»
Авторы — успешные сценаристы, которые описывают уроки, которые извлекли за годы работы в Голливуде. Они нарочно зачеркнули в названии слово fun и оставили только profit, чтобы поддержать свой главный тезис: сценаристы создают истории, чтобы развлекать миллионы и зарабатывать миллионы. В этом есть можно считать некую позу: мы, мол, не про душу, а про деньги. Это лукавство. Авторы книги написали не самые паршивые комедии и переживали за них, в их фильмах есть свое сердце. Но когда в работе ты сталкиваешься со сложными душевными вызовами, правками, отказами и бедностью, всегда важно напоминать себе о главной задаче сценариста: мы помогаем продюсеру оставаться в своем кресле. И это не про деньги, а про отношения. Товар — деньги — товарищи.
Есть в книге и раздел, посвященный структуре сценария, которой следуют авторы; там все изложено четко и правильно, но лично для себя я ничего нового в нем не обнаружил.
William Goldman «Adventures in the Screen Trade»
С одной стороны, это рассказ, как устроен Голливуд, а с другой — экскурсия по мастерской одного из лучших сценаристов 20-го века. Голдман делится своими открытиями и случаями, которые его поразили, а также принципами своей работы. Из этой книги я навсегда запомнил принцип: «Always protect the star», или «Всегда защищай звезду». Если у вас в сцене главный герой, которого играет звезда, сталкивается со второстепенным персонажем, у которого есть эффектная реплика, вам нужно изловчиться и передать эту реплику главному герою. Все ради звезды.
Keith Johnstone «Impro for Storytellers» и Charna Halpern, Del Close, Kim Howard Johnson «Truth in Comedy: The Manual for Improvisation»
Я нарочно сдвоил эти книги: для сценариста такой выбор неочевиден, но мне они очень помогли. Когда-то я занимался импровизационной комедией, и мы с моей командой без подготовки разыгрывали смешные скетчи на основе предложений зрителей. Мы назывались «No Brain Theatre», и наш девиз был «Без подготовки, без сценария, без мозгов».
Импровизатор — это особый тип актера, который должен одновременно и придумывать историю, и показывать ее, при этом делать это с другими актерами, с которыми он заранее ни о чем не договаривался, и так, чтобы не было видно швов. Навык импровизации тренируется, но, чтобы его раскачать, необходимо освоить принципы, по которым работает история, ну или просто смешная сцена.
Книги раскрывают эти принципы, но поскольку импровизация — это навык, прежде всего, для актеров, то упор сделан на том, как поймать внутри себя персонажа, как разглядеть персонажа в партнере, как их поженить, как найти в сцене движок и толкать действие вперед. Разными способами подчеркивается тезис: чтобы было смешно, мы должны идти не за шуткой, а за внутренней правдой персонажа. Отсутствие привычной для сценаристов терминологии освежает чтение и позволяет увидеть многие комедийные инструменты с новой стороны.
Blake Snyder «Save the Cat! Strikes Back»
Мне кажется, «Спасите котика» Блейка Снайдера нужно непременно читать в связке с этой, третьей книгой автора. В «Save the Cat! Strikes Back» Снайдер переосмыслил и уточнил многие принципы первой книги, но самым полезным для меня стало то, что он подробно расписал, из чего состоит третий акт. В первой книге Снайдер называл третий акт Finale, и было неясно, что конкретно должно в нем происходить. Но в «Save the Cat! Strikes Back» Снайдер вводит метафору штурма замка и описывает пять пунктов: что именно делает герой, когда штурмует замок, чтобы спасти принцессу. В вашей истории может не быть ни принцессы, ни замка, но это — рабочий принцип даже для кухонной драмы (если вы хотите сделать ее захватывающей).