– Дело в том, что мы уже не первый раз сотрудничаем с Майклом. Когда-то давно он видел на YouTube несколько моих короткометражных фильмов, снятых дома. Его агент познакомил нас, и мы вместе сделали ещё две короткометражки – «Человек на мотоцикле» и «Кража в кромешной тьме». Ну а после этого решили продолжать сотрудничество и снять полнометражный фильм.
– Могли бы вы дать какой-то совет тем, кто хочет заманить в свой фильм звезду?
– Заполучить звезду, тем более если вы дебютант, задача сложная и в большинстве случаев бесперспективная. К тому же вовсе не обязательно, что звезда, которую вы хотите видеть в своем фильме, действительно ему нужна. Поэтому мой совет — делайте кино, экспериментируйте, пишите, совершенствуйтесь, чтобы к тому моменту, когда у вас появится возможность поработать с замечательным исполнителем, вы были к этому готовы.
Джон Маклин, режиссер
– Расскажите о своем методе работы с актером.
– Я никогда не репетирую и всегда использую первый дубль. На мой взгляд, именно так можно добиться наибольшей свежести исполнения. Сложность тут лишь в том, что у тебя есть только один шанс запечатлеть её.
– С Майклом Фассбендером действовал тот же метод? И каково вообще с ним работать?
– Работать с Майклом удивительно, потому что это человек необыкновенного таланта и большого опыта. Кроме того, в мой метод отлично вписываются его интуиция, открытость к эксперименту, к чему-то новому, что делает его образы естественными и органичными.
Режиссер Джон Маклин (справа) и актер Майкл Фассбендер на съемках фильма «Строго на Запад»
– Почему для съемок «Строго на Запад» была выбрана Новая Зеландия? И чем отличаются местные условия?
– Новая Зеландия была выбрана потому, что у Майкла была возможность сниматься только зимой (а нам требовалось тридцать съемочных дней). В Новой Зеландии это как раз лето. То есть там в это время хорошая теплая погода, длинные дни — то, что нам было необходимо.
– Как вы подбирали команду? В ней были местные жители?
– Я взял с собой из Великобритании только оператора Робби Райана, с которым уже снимал короткометражку «Кража в кромешной темноте». Он прекрасный профессионал.
На съемках фильма «Строго на Запад»
Остальную команду составляли новозеландцы. Большинство из них привыкло к работе над масштабными проектами, вроде «Властелина колец» или «Хоббита» Питера Джексона, поэтому наше небольшое кино не было для них проблемой. В общем, все фантастические профессионалы.
– Насколько я знаю, вы собирались снимать на пленку, но в итоге от этой идеи отказались. Почему?
– Технический момент, с которым нам не повезло, — в Новой Зеландии закрылась последняя лаборатория для обработки пленки. В итоге мы использовали ARRI Alexa, которая нам показалась наилучшей альтернативой.
– У «Строго на Запад» очень яркое визуальное решение. Как оно формировалось?
– Я объяснил группе, что не хочу делать типичный вестерн в коричневых тонах. В цветовом решении у меня было несколько референсов, в том числе «Дикая банда» и «Пэт Гэрретт и Билли Кид» Сэма Пекинпы, где небо ярко голубое, а трава насыщенно зеленая. Но в то же время мы не хотели получить подчеркнуто стилизованное изображение и старались сохранить ощущение естественности. Поэтому цвета часто задавала просто сама природа юга Новой Зеландии. Помимо Пэкинпы мы ориентировались на Брессона, «МакКейб и миссис Миллер» Олтмена, «Женщину-демона», «Иваново детство», «Пустоши», «Ночь охотника», в общем — сотни референсов было.
Кадр из фильма «Строго на Запад»
Робби Райану я объяснил, что хочу, чтобы в кадре все было в фокусе, поэтому мы создавали глубинные мизансцены, а также использовали зональные линзы. Большинство кадров в фильме статичные — камеру мы двигали, только когда это было действительно необходимо. Во всех остальных вопросах я полностью положился на Робби, потому что он гений и обладает потрясающим чувством света.
– В фильме есть несколько ночных сцен. В чем сложность их съемок?
– На самом деле ночью снималась лишь одна сцена, та, что у костра со злодеями. Остальные — это ночь днем. Мы приняли такое решение после того, как Робби показал, насколько хороший результат может дать подобный подход. Ну и группе так проще, потому что никто не любит работать по ночам.
– В картине много монтажных сцен, например, одна из последних, в которой поочередно показаны все погибшие. На каком этапе работы возникали такие интересные решения?
– Все монтажные решения закладывались уже на этапе сценария. Я понимал, что на съемках времени будет немного, поэтому всё продумывал заранее. Если говорить о сцене, которую вы вспомнили, то она возникла из размышлений о насилии. Мне показалось, что было бы хорошо в финале истории вспомнить всех погибших, устроив своеобразную перекличку.
– Все просто. Я стараюсь отключать внутреннего режиссера, когда пишу. А когда включаю режиссера обратно, то забываю о сценаристе. Правда, пока не уверен, что это получается достаточно хорошо — нужно больше практики.
– До кино у вас был большой музыкальный опыт (Маклин играл в шотландских группах The Beta Band и The Aliens, — прим. tvkinoradio.ru). Повлиял ли он на ваше понимание того, как нужно делать фильмы?
– Я думаю, да, в общем отношении к творчеству. Музыка подсказала: для того, чтобы сделать что-то новое, нужно не бояться эклектики, нужно стремиться совмещать разные источники влияния. Ну и, конечно, музыкальный опыт помогает в работе со звуком: со звуковым пространством, с тишиной, которая не менее важна, чем шумы.
Кадр из фильма «Строго на Запад»
– Какая сцена в «Строго на Запад» была для вас самой сложной и почему?
– Самой сложной была та, в которой герои Коди Смита-МакФи, Майкла Фассбендера и Бена Мендельсона пьют абсент возле костра. Её трудно было написать, потому что одновременно происходит поворот сюжета и в диалогах по-новому раскрываются герои.
– «Строго на Запад» — это ваш полнометражный дебют. Что нового для вас открыла работа над полным метром по сравнению с коротким?
– Пожалуй, новым было только время, то есть непривычно большое количество времени, требующегося на сценарий, съемки и пост-продакшн. Всё-таки четыре года — это не три месяца. А в остальном всё так же сводится к попытке рассказать историю, к работе с оператором, с актерами и с не очень большой группой. Ты ровно так же пытаешься всех объединить в попытке сделать что-то замечательное.